Она всегда была рядом — и в слезах, и в тишине, и когда я кричала в подушку. Только потом я поняла: она просто смотрела сериал, в котором я была главной героиней.
Наши жизни соединились пятнадцать лет назад — в тот день, когда мы оказались за соседними столиками в летнем кафе. Я тогда пролила кофе на новую блузку и чуть не расплакалась.
Таня протянула мне салфетки и улыбнулась: "Ничего, это случается с каждым". Вечером мы уже болтали, будто были знакомы много лет. Но теперь, глядя в прошлое, я замечаю, что с первого дня что-то казалось странным.
Таня выслушивала мои истории с особым вниманием — кивала, задавала уточняющие вопросы, иногда записывала что-то в телефон. А я, доверчивая, считала это проявлением участия. О себе она рассказывала мало. Никаких сложностей, никаких переживаний, словно её жизнь текла по идеально ровному руслу. Я же всегда делилась всем.
— Знаешь, Рита, у тебя такая насыщенная жизнь, — говорила она, наблюдая за мной. — Моя жизнь как пресная вода, а твоя... Настоящее шоу.
Я тогда принимала это за комплимент. Сейчас эти слова приобрели совсем другой оттенок.
Когда три года назад отношения с Костей стали холоднее, Таня оказалась единственной, с кем я могла поделиться переживаниями. Мы разговаривали на кухне в нашей квартире. Той самой, которую мы с Костей приобрели в ипотеку.
Мы оформили покупку через год после свадьбы, когда мне исполнилось двадцать восемь. А Косте — тридцать. Эта квартира была нашим общим достижением.
— Мы почти не разговариваем, — я нарезала овощи для салата, глядя на разделочную доску. — Вчера вернулся за полночь, объяснил поздней встречей с заказчиком.
— А ты проверяла его слова? — поинтересовалась Таня с необычной интонацией.
— Что именно?
— Ну, сообщения в телефоне? Или, может... выясняла его местонахождение?
Я посмотрела на неё с недоумением:
— Зачем? Я ему верю.
Таня едва заметно нахмурилась:
— Веришь... Любопытно.
Тогда я не обратила внимания на эту странную реакцию.
Наши с Костей отношения постепенно истончались. Мы превратились в двух людей, случайно делящих жилплощадь. Он работал проектировщиком зеленых зон в крупной компании по благоустройству города.
Я создавала ювелирные изделия в собственной мастерской, которую с трудом открыла пять лет назад. Наши профессиональные интересы никогда не пересекались.
— Представляешь, заключила договор с сетью ювелирных магазинов! — поделилась я радостью, вернувшись домой пораньше. — Они выставят всю мою новую коллекцию!
Костя поднял взгляд от экрана ноутбука:
— Отлично. Извини, не могу сейчас обсудить. Завтра презентация проекта.
Я подавила чувство разочарования и написала Тане. Меньше чем через час она уже сидела у меня на кухне, расспрашивая о каждой мельчайшей детали контракта.
— А как Костя отреагировал? — спросила она, рассматривая меня с неестественным интересом.
— Никак. Ты же знаешь. У него вечно нет времени.
— Вам стоит серьезно поговорить, — произнесла Таня, хотя в ее тоне чувствовалось что-то неискреннее. — А теперь расскажи поподробнее, как вы живете в последнее время...
И я откровенничала. Делилась каждой деталью наших отношений. А она слушала, кивала и постоянно что-то печатала в телефоне. Когда я поинтересовалась, что она там пишет, Таня лишь махнула рукой:
— Просто записываю интересные мысли для себя.
Тогда я и представить не могла, что мои откровения станут основой для ее дебютного романа.
Я узнала о неверности Кости совершенно случайно — по письму электронного подтверждения от гостиницы, пришедшему на нашу общую почту. "Подтверждаем вашу бронь..." Я вовсе не следила за ним, просто искала сообщение от заказчика.
Вечером я показала ему это письмо, и он не стал ничего отрицать:
— Это продолжается уже шесть месяцев. Я собирался тебе рассказать, но всё не получалось найти подходящий момент.
— Ты знаком с ней давно? — спросила я, сама удивляясь своему вопросу.
— Это не имеет значения, — он выглядел измотанным. — Суть не в ней. Суть в том, что между нами всё давно закончилось, Рита.
***
Я тут же позвонила Тане, и она примчалась через полчаса. Выслушав мой несвязный рассказ, она задала вопрос:
— Как ты планируешь поступить теперь?
В её тоне не было ни капли сопереживания — только какое-то исследовательское любопытство. Будто она наблюдала за поворотом сюжета в фильме.
— Не представляю, — я едва могла говорить. — Всё кажется нереальным.
— А что с квартирой? Он планирует съезжать или вы будете её продавать?
Этот вопрос застал меня врасплох. Я даже не успела подумать о таких практических вещах.
— Я... Пока не знаю.
— Необходимо прояснить, — сказала Таня с деловым видом. — Квартира оформлена на вас обоих?
— Да, мы владеем равными долями.
— Любопытно, какое решение ты найдёшь...
Это слово — "любопытно" — заставило меня внимательнее посмотреть на неё. Впервые я заметила в её глазах что-то необычное, какой-то... алчный интерес.
Последующие недели стали сплошным испытанием. Костя переехал к своей новой избраннице, а я осталась одна с ежемесячными платежами по ипотеке. После консультации с юристом мы подписали соглашение. Я постепенно выкуплю его долю в течение трех лет.
Это оказалось единственным разумным выходом. Поскольку при продаже квартиры в текущих условиях мы оба понесли бы существенные финансовые потери.
Весь этот эмоциональный груз сказался на качестве моей работы. Я не уложилась в сроки выполнения важного заказа, и магазин аннулировал наш договор. Мои доходы существенно снизились, а расходы остались прежними.
— Мне становится всё сложнее, — откровенно сказала я Тане, когда она в очередной раз пришла ко мне. — Финансов хватает только на выплаты по ипотеке. Даже не могу позволить себе купить новые материалы для работы.
— Может, поискать дополнительный заработок? — предложила она. — Или распродать часть оборудования?
— Оборудование? — я недоуменно уставилась на неё. — Но это же основной инструмент моего заработка!
— Верно, — она спокойно кивнула. — А есть другие варианты? Возможно, еще один кредит?
От каждого её предложения моя тревога только усиливалась. А она наблюдала за мной с каким-то исследовательским интересом, словно документируя все мои эмоции.
— Я найду какое-то решение, — твердо сказала я.
— Несомненно, — улыбнулась Таня. — Ты всегда находишь выход. Поэтому твоя жизнь такая... наполненная.
Это прозвучало вроде бы как похвала, но от неё почему-то стало неприятно.
Решение пришло неожиданно. На профессиональной выставке ювелирного искусства я познакомилась с Олегом — руководителем сети ювелирных салонов по всему городу.
После просмотра моих работ он предложил не просто выставить их в своих магазинах, но и проводить регулярные мастер-классы для клиентов.
— Твой стиль абсолютно уникален, — оценил он. — Покупателям будет интересно не только приобрести изделия, но и увидеть сам процесс создания.
Впервые после долгого периода неудач я ощутила проблеск надежды. Сотрудничество с сетью Олега могло существенно улучшить мое финансовое положение.
Я сразу же позвонила Тане поделиться хорошими новостями:
— Можешь поздравить меня! Мне предложили постоянный контракт на выставки и проведение мастер-классов! Это настоящее спасение!
В трубке возникла необычная тишина.
— Вот как? — в её тоне явственно слышалось нечто похожее на досаду. — Значит... проблемы решаются?
— На это очень похоже! — я не скрывала своего воодушевления. — Заходи сегодня, расскажу все детали!
Но Таня, к моему удивлению, отказалась:
— Прости, но сегодня никак не получится. Я работаю над одним текстом. Давай встретимся в субботу или воскресенье?
Такой отказ выбивался из привычной схемы наших отношений. Раньше она всегда находила время, когда я её приглашала.
***
Однажды она прислала сообщение, которое меня напрягло:
"А твой Олег точно предложил контракт из деловых соображений? Может, у него есть другие мотивы?"
"Что ты имеешь в виду?" — написала я в ответ.
"Ну, неожиданная помощь красивой одинокой женщине... Ты не задумывалась?"
Меня это задело. Мой профессионализм никогда не ставился под сомнение, а Таня вдруг намекала, что мой успех связан с чем-то другим.
"Он женат и у него трое детей. И вообще, причем тут это?" — ответила я.
"Просто спросила. Мне интересно."
Снова это слово — "интересно".
Спустя месяц, когда финансовое положение наконец стабилизировалось, я встретила Таню в кофейне — впервые за долгое время.
— Выглядишь отлично, — заметила она, внимательно рассматривая меня. — Прямо другой человек.
— Спасибо, — улыбнулась я. — Наконец-то ощущаю почву под ногами.
— И как Олег? — в ее голосе снова мелькнуло что-то странное.
— Всё отлично. Мои мастер-классы собирают полные залы. В следующем месяце открываем выставку в центральном магазине.
— Замечательно, — она отвела взгляд и достала из сумки книгу. — Кстати, хотела тебе кое-что показать.
Она положила на стол небольшой томик в глянцевой обложке. "Наблюдатель" — гласило название. Автор — Татьяна Северская.
— Ты написала книгу? — изумилась я.
— Да, — она улыбнулась. — Наконец-то решилась. Всегда мечтала.
— Поздравляю! — искренне обрадовалась я. — О чем она?
— О людях. О жизни, — уклончиво ответила Таня. — Возьми, прочти. Интересно твое мнение.
Я взяла книгу домой. И открыла ее тем же вечером.
К третьей главе я уже не могла дышать. История женщины по имени Маргарита, ее распадающийся брак, финансовые проблемы, внезапное спасение в виде контракта... Всё это было моей жизнью. С точностью до деталей, которые я рассказывала только Тане.
В романе была даже сцена, где героиня рыдает на кухне, рассказывая о письме из отеля — деталь, о которой я рассказывала Тане со слезами на глазах.
Но хуже всего была героиня по имени София — "лучшая подруга" Маргариты. В книге она описывалась как "внимательный наблюдатель", "собиратель историй", человек, который "видит больше, чем показывают".
"София давно поняла, что чужие жизни интереснее собственной, — писала Таня. — Она коллекционировала драмы других людей, аккуратно складывая их в свою записную книжку. Маргарита была ее лучшим экспонатом — живым, настоящим, непредсказуемым".
Я дочитала книгу до конца, чувствуя, как внутри растет яростное, обжигающее чувство предательства.
На следующий день я пригласила Таню к себе. Она пришла, как обычно, с небольшим подарком — коробкой моих любимых конфет.
— Прочитала? — спросила она с плохо скрываемым волнением.
— Да, — я указала на книгу, лежащую на столе. — Очень... узнаваемо.
— Правда? — она улыбнулась. — Всегда говорят, что хороший автор черпает вдохновение из жизни.
— Вдохновение? — мой голос дрогнул. — Ты использовала мою жизнь, мою боль как... материал?
Таня села напротив меня, сложив руки на коленях.
— Рита, не драматизируй. Это художественное произведение. Да, есть совпадения, но...
— Совпадения? — я почти закричала. — Ты описала мою жизнь в мельчайших деталях! Вплоть до слов, которые я говорила тебе наедине!
— Я немного изменила имена и обстоятельства...
— И что, это делает всё нормальным? — я встала, чувствуя, как дрожат руки. — Всё это время ты просто... наблюдала? Собирала материал для своей книги?
Таня смотрела на меня с каким-то отстраненным интересом. Как биолог, наблюдающий за реакцией подопытного.
— Знаешь, Рита, твоя жизнь всегда была такой... насыщенной. У меня никогда не происходило ничего подобного. Я всегда была в стороне, наблюдала за другими. А потом поняла, что это мой дар — видеть и записывать.
— Дар? — я не верила своим ушам. — Ты называешь предательство даром?
— Я не предавала тебя, — она покачала головой. — Я просто рассказала историю.
— Мою историю! Без моего разрешения!
Таня вздохнула:
— Если тебя это утешит, книгу хорошо приняли. Издательство уже заказало продолжение.
Я застыла.
— Продолжение?
— Да, — она кивнула с энтузиазмом. — История Маргариты только начинается. Я думаю показать, как она справляется с новыми отношениями, возможно, с этим... бизнесменом из ювелирной сети.
Я не верила своим ушам.
— Ты планируешь продолжать писать обо мне?
— Не о тебе, — поправила Таня. — О Маргарите. Это вымышленный персонаж.
— Выйди из моего дома, — произнесла я тихо.
— Рита, ты преувеличиваешь...
— ВЫЙДИ ИЗ МОЕГО ДОМА! — закричала я, указывая на дверь.
Таня поднялась, глядя на меня с какой-то странной смесью разочарования и... удовлетворения. У дверей она обернулась:
— Знаешь, что самое интересное? Даже сейчас, когда ты кричишь на меня, я думаю, как это описать в следующей книге. Твоя ярость, твоя боль — они такие живые, такие настоящие...
Я захлопнула дверь за ней и разрыдалась.
Через неделю я зашла в книжный магазин и увидела стенд с романом Тани. "Бестселлер сезона!" — гласила табличка. Я взяла книгу, пролистала до последней страницы и увидела анонс продолжения: "Скоро в продаже: "Наблюдатель-2: Новые горизонты". Что ждет Маргариту после предательства мужа? Сможет ли она доверять снова? И что случится, когда она узнает правду о своей лучшей подруге?"
В этот момент я поняла, что Таня никогда не была моей подругой. Она была зрителем, наблюдавшим за спектаклем моей жизни из первого ряда. А теперь она приглашала других присоединиться к просмотру.
Я положила книгу обратно на полку и вышла из магазина, впервые за долгое время чувствуя странное освобождение. Мои проблемы больше не были материалом для чужого творчества. Моя боль больше не была развлечением. Я могла начать страницу своей жизни с чистого листа — без наблюдателей и зрителей.
Когда через месяц я увидела Таню в кафе на другой стороне улицы, она помахала мне рукой. Я просто отвернулась и пошла дальше. Она мне не подруга. Она — зритель. Но больше я не играю в ее театре.
Если история тронула, поразила или просто понравилась – можно сказать "спасибо" тут. Нажмите на кнопку ПОДДЕРЖАТЬ 👇🏻