Одно из основных навыков в умении учится – это «редукция» - способность переводить решения какого-то типа задач от рационального мышления к «подготовленным решениям» быстрого ума. О двух типах мышления я писал в отдельной статье:
Хорошим примером редукции является заучивание таблицы умножения. Действительно, изучение таблицы умножения начинается как рациональный навык по переводу нескольких операций сложения в одну операцию умножения.
В месте с тем, после освоения таблицы умножения, от ученика ждут моментального ответа на вопрос «сколько будет 7 * 8?», а не восьмикратное сложение семерок. Именно редукция позволяет перейти от первого ко второму.
К сожалению, навык использования редукции в общеобразовательных школах не развивается и чаще всего педагоги о нем не осведомлены. А ведь этот навык постоянно неявно используется во время обучения.
Любая теорема геометрии, которая дается не просто для ознакомления, а для последующего использования – подразумевает редукцию во время своего изучения. Таблицы производных и интегралов? Формулы физики? Проверка безударных гласных при изучении языка? Все это предполагает редукцию.
Везде, где в обучении вначале используется рациональный рецепт, а потом ожидается рефлекторный ответ – будет использована редукция. Но если ученик осознает применение редукции – скорость ее проведения возрастает в разы. Что не удивительно – осознанное обучение всегда более эффективна чем простая муштра.
Психологические препятствия
Сам навык редукции можно не только сознательно использовать – но и тренировать – что еще больше сокращает время, которое человек будет использовать для редукции. Однако для такой тренировки существуют психологические препятствия.
В основе этих препятствий лежит тот факт, что тренировки редукции наиболее ценны для людей, развивающих свое рациональное мышление. Но именно эти люди поначалу отвергают редукцию – потому что она ведет к отказу от рационального мышления.
По крайней мере именно так воспринимают формулировку этого навыка столкнувшись с ним впервые. И для подростка, с его импульсивностью и категорическим мышлением, и для взрослого, со сложившимся мировосприятием - трудно принять концепцию отказа от рациональности для усиления ума.
Объясняя этот навык, обычно стремятся подчеркнуть, что использование навыка не предполагает абсолютный отказ от рационального мышление. Вместо этого навык позволяет освободить ресурсы мозга для новых задач, которые действительно требуют использования рационального мышления для своего решения.
А рутинные, постоянно повторяющиеся задачи, необходимо переложить с рационального мышления на «быстрый ум» с его почти моментальным банком «подготовленных решений».
Осознанное использование
Для осознанного использования редукции необходимо понимать несколько важных моментов. Во-первых, запомнить что-то намного проще, если учащийся уверен в верности запоминаемого.
Экономия времени на предыдущем этапе приведет к тому, что этап редукции затянется – учащийся будет постоянно переключаться с редукции на проверку вывода. Вдруг он что-то не так понял? Или может быть он не понял границ применимости? Или, даже – вдруг заучиваемое ложно?
Во-вторых, быстрый ум наиболее эффективно обучается при недостатке времени. Таким образом редукции способствуют попытки выполнить редуцируемое действие на время. Тут важно подбодрить учащегося и объяснить, что высокий темп – это не способ унизить учащегося, а тренировочная нагрузка.
И в-третьих, обучаемый должен понимать, что его цель – пропускать шаги рационального решения проблемы.
Если вы учите таблицу умножения и изучаете вариант «2 * 6» - то рациональный метод – это «2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2». Пропуск шага в этом случае – начать, например, с «4 + 2 + 2 + 2 + 2» - в этом случае вы пропустите один шаг.
Тут, для учащегося, существует ловушка. Хотя в сумме все рациональные шаги сложнее чем «подготовленное решение» - одно действие, которое ученик должен сделать здесь и сейчас – проще именно на рациональном пути.
А для прогресса обучения необходимо выбрать более сложный вариант – что контринтуитивно. И тут также помогает понимание учащимся процессов обучение и осознанное приложение усилий.
Интересный факт: лучше всего редукцию умеют применять не ученики интеллектуальных направлений, а те, кто используют сложно-координированные движения: мастера боевых единоборств, гимнасты и музыканты.
Оборотная сторона редукции
Как у любого другого приема, у редукции есть и побочные эффекты. Каждому кто преподавал, или хотя бы учился в школе известно понятие «зубрила». Человек, который очень быстро зубрит, или правильнее говорить – редуцирует знания, занося их в хранилище «подготовленных решений» быстрого ума.
Но разве это плохо? Нет, само по себе это не плохо. Наоборот, это указывает на то, что редукцию можно развивать. Проблема в другом – помните, первый момент, который надо помнить при оптимизации редукции? Отсутствие сомнений.
И если рационалист убирает сомнение через понимание, то «забрила» вырабатывает у себя привычку не сомневаться в том, что говорят учителя и учебники.
Помните Гермиону из Гарри Поттера? Прекрасный пример – «учителя не могут ошибаться».
Такое тотальное доверие приводит аж к двум удручающим дефектам в образовании. Во-первых, в банк «подготовленных решений» попадают решения содержащие ошибки. Источники ошибок различны – опечатки в учебниках, отдельные закидоны у учителей, неверно понятые объяснений. Так как все принимается на веру – то никакой валидации поступающего знания не производится.
Второй дефект вытекает из перового. Так как валидация нового знания не производится, а отдельно рациональному мышлению не учат – то такой ученик не развивает рационально мышление. Просто потому, что для его рационального мышления нет задач, на которых он мог бы тренироваться.
Как следствие мы получаем «глупого энциклопедиста». Это еще было приемлемо век назад – из-за отсутствия интернета и нужных справочников – энциклопедические знания ценились не меньше умения их использовать.