Найти в Дзене
Записки Патриота

Два разума: быстрый и умный

Современная психология заявляет о существовании двух параллельных систем, если хотите – умов. Первая из этих систем моментально предоставляет решение, но вот качество этого решения обычно страдает. Вы купили теннисную ракетку и мячик к ней за 1050 рублей. Ракетка на 1000 рублей дороже мячика. Сколько стоит мячик? Вторая из систем, так называемый долгий разум, предоставляет намного более точное решение. Именно вторая систем отвечает за критическое мышление. Вот только в отличии от практически моментально работающей первой системы – скорость работы второй на пару порядков ниже. Для того, чтобы эффективно преподавать любые школьные предметы, от рисования и до математической логики – необходимо понимать как эти системы влияют на учебный процесс. А это невозможно без понимания – как эти системы работают у человека. Почему вообще существует быстрый разум - ведь он дает не самые лучшие решения? Основная причина одна и она отражена в названии этой системы. В жизни любого человека достаточно си
Оглавление

Современная психология заявляет о существовании двух параллельных систем, если хотите – умов. Первая из этих систем моментально предоставляет решение, но вот качество этого решения обычно страдает.

Вы купили теннисную ракетку и мячик к ней за 1050 рублей. Ракетка на 1000 рублей дороже мячика. Сколько стоит мячик?

Вторая из систем, так называемый долгий разум, предоставляет намного более точное решение. Именно вторая систем отвечает за критическое мышление. Вот только в отличии от практически моментально работающей первой системы – скорость работы второй на пару порядков ниже.

Два разума: быстрый и умный
Два разума: быстрый и умный

Для того, чтобы эффективно преподавать любые школьные предметы, от рисования и до математической логики – необходимо понимать как эти системы влияют на учебный процесс. А это невозможно без понимания – как эти системы работают у человека.

Быстрый разум

Почему вообще существует быстрый разум - ведь он дает не самые лучшие решения? Основная причина одна и она отражена в названии этой системы. В жизни любого человека достаточно ситуаций, когда быстрота решения важнее его качества.

На вас, со строящегося здания, падает бетонная плита. Куда вы будите отпрыгивать – на кучу ржавых железок или в мутную лужу непонятной глубины? Задумались и не успели выбрать? Вы мертвы

Из первой причины следует вторая. Если вы будите обдумывать каждое мельчайшее действие – то у вас просто не хватит ни на что времени. Вы ведь помните, что «быстрый разум» назван быстрым как раз потому, что на порядки быстрее «умного разума».

Почему быстрый разум не эволюционировал

Казалось бы, эволюция должна была пойти по пути совершенствования «быстрого разума» - даровав нам быстрый и в тоже время точный механизм. В реальности это невозможно из-за лежащих в основе «быстрого разума» принципов работы.

По сути «быстрый разум» — это только половина механизма. Она используя «сопоставление с образцом», находит в памяти человека заранее подготовленное решение и использует его. Очевидно, что если решение заранее не подготовлено (не сохранено в памяти) – то и найти его невозможно.

Откуда берутся подготовленные решения?

Очевидно, что часть обучение – это накопление таких вот «подготовленных решений» про запас. Так возникает вопрос – а откуда вообще берутся эти «подготовленные решения»?

Существует несколько механизмов, пополняющих эту копилку. Вообще, видимо надо делать отдельную статью на эту тему. Здесь же кратко перечислю эти механизмы.

Копирование. Самый простой механизм, унаследованный нами еще от наших предков-приматов. Один человек, видя, как другой человек выполняет какие-то действия, может начать копировать его поведение. Здесь нет какой-то рациональной мотивации на уровне индивидуума. Просто такое поведение повышало выживаемость – и закрепилось в нашей природе.

Адаптация. Невозможно выполнять навык или умение каждый раз строго идентично. Выполняя же навык с небольшими отличиями – мы получаем различную эффективность навыка. Что приводит к небольшим же изменениям в «хранимом решении». Именно на использовании адаптации основаны тренировки-повторения.

Смешивание. Достаточно часто два навыка, если постоянно используются в паре, объединяются в один единый навык. Наиболее наглядно это видно в спорте – когда сначала разучивается один спортивный элемент, потом другой. А после этого будущего спортсмена учат выполнять эти элементы без паузы. Хотя механизм смешивания наиболее заметен в спорте – при обучении значительно важнее в технических дисциплинах и математике.

Редукция. Кто-то считает редукцию просто упрощающим подвидом механизма адаптации. Другие – механизмом, обратным к смешиванию. Казалось бы — это незначительный побочный механизм, не используемый в учебе. Это не так.

Механизм редукции отвечает за отбрасывание различных «костылей». Например, когда ученик сначала проговаривает про себя «2 пишем, 1 в уме» - потом держит это в уме (редукция произношения) – а в конце просто отбрасывает (редукция сознательного действия).

Умный разум. Второй механизм нашего разума так же участвует в создании «подготовленных решений». Здесь «умный разум» берет на себя функции по созданию заготовок – из которых при помощи «адаптации», «смешивания» и «редукции» получаются уже готовые умения и навыки.

Как тестируются подготовленные решения?

Так как все подготовленные решения работают по одному и тому же сценарию – то и тестирование также идет по одному сценарию, состоящему из двух фаз. На первой фазе необходимо протестировать «сопоставление по образцу».

Если ученик обучаемый способен моментально найти нужный рецепт решения – то первая фаза завершена. Фактически первая фаза тестирует ученика на наличие «готового решения» - не важно рабочего или с дефектом.

«Сумма квадратов катетов равна длине гипотенузы». Решение не верное, но вот адресация этого решения явно работает. Поэтому первую фазу теста обучаемый пройдет, а вот вторую – нет.

Вторая фаза тестирует извлеченное решение. Если оно содержит ошибки – требуется дополнительное обучение. Но не с распознаванием того, какое решение верное, а с исправлением неверного решения.

Умный разум

У людей, не погруженных в проблематику интеллекта, распространено мнение о том, что люди разумны. Причем под разумностью понимают рациональное мышление. Как показали наблюдения последних 20 лет – это не так. Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию за работу в данной области. Очень рекомендую его книгу «Думай медленно… решай быстро»

Однажды Иссак Ньютон пригласил друга, доктора Стакли, на ужин и тут же об этом забыл. И вот Стакли прибыл и обнаружил философа в задумчивости. Ужин принесли ему одному.
Стакли (не желая отвлекать Ньютона) сидел и ел, а Ньютон, придя в себя, поглядел на пустые тарелки и произнес: «Надо же! Не будь передо мной явных доказательств, я был бы готов поклясться, что не ужинал»

Эта и другие истории о рассеянных ученных рассказывает вовсе не том, что их разум не дисциплинирован. Скорее наоборот – рациональное мышление настолько поглощало их, что на обработку «готовых решений» просто не оставалось ресурсов.

Рассеяность или собранность?
Рассеяность или собранность?

Впрочем, абсолютно логично, что наш мозг пытается уклонится от рационального мышления. Подумайте сами – рациональное мышление отнимает не только много сил. Что важнее – занимается внимание, которого может не хватить для реакции на окружающие угрозы.

Тем не менее также как наша физическая дисциплина позволяет нам ходить в спортзал (чего хочет избежать наше тело) – точно так же дисциплина умственная позволяет погрузится в рациональное мышление.

А это очень важно при обучении – так как примитивная наработка «подготовленных решений» делает из человека не более чем живой калькулятор, выдрессированный для исполнения узкого круга задач.

Тренируется ли «умный разум»?

Да, умный разум тренируется. Сейчас в российской педагогике сложилось представление о развитии рационального мышления как о некой мистической дисциплине. Якобы развитие рационального (оно же критическое) мышления не поддается формализации. Это не так.

Существует вполне конечный набор операций, к которым прибегает «умный разум». Тренировки включают как оттачивание отдельных операций из этого списка, так умение их комбинировать. Так как список операций конечен – то и количество комбинаций тоже конечно, хотя и досочно велико. В следующей статье я попробую бегло осветить операции именно «умного разума», а также их тренировку и тестирование.