Найти в Дзене
МК

7 культовых point-and-click квестов

Ниже мы рассмотрим жанр point-and-click квестов — классических графических приключений, в которых главная механика сводится к взаимодействию с окружением через указание и щелчок. Затем подробно разберём семь заслуженных игр этого жанра, включая как западные хиты, так и отечественные проекты.

Что такое point-and-click квесты

Point-and-click (указывай-и-щелкай) квесты относятся к поджанру графических приключенческих игр, где управление осуществляется в основном мышью или сенсорным вводом. Игроки кликают по локации, чтобы перемещать персонажа, исследовать сцены, собирать и использовать предметы из инвентаря, а также запускать диалоги с другими персонажами. В отличие от текстовых квестов 1980-х, point-and-click игры отображают окружение визуально и чаще всего предлагают готовый набор глаголов (см. «открыть», «использовать», «посмотреть»), хотя в современных играх от этой модели уже часто отходят в пользу контекстных подсказок. Главная цель игрока — решить цепочку головоломок, опираясь на логику, внимательность и сюжетные подсказки, чтобы продвинуться по истории.

Особенности жанра

  • Нелинейность исследования. Часто игрок может выбирать порядок решения отдельных загадок, возвращаться в уже пройденные локации и открывать новую информацию.
  • Минимум экшена. Главное — взаимодействие с предметами и персонажами, а не быстрая реакция или меткость.
  • Сюжет и атмосфера. Мощный нарратив или уникальный художественный стиль делают игру запоминающейся и удерживают интерес на десятки часов.
  • Переход к инди-проектах. Благодаря цифровой дистрибуции в Steam и Itch.io жанр получил второе дыхание уже в 2010-х годах.

Семь знаковых игр

-2

Samorost (2003)

Крошечный «арт-квест» от чешской студии, выпущенный бесплатно в браузере. Игрок управляет безымянным гномом, спасающим родную планету от столкновения с космическим объектом. В Samorost нет диалогов и инвентаря — все загадки решаются простым кликом по экранам в правильном порядке. Сюрреалистическая графика из фотоманипуляций и неповторимая электронная музыка сделали игру культовой. Игра получила несколько достойных продолжений.

-3

Петька и Василий Иванович спасают галактику (1998)

Российский юмористический квест — первая игра серии о Петьке и Чапаеве, перенёсших «красное знамя» в космическое приключение. Основной движок — щелчки по локациям, сбор предметов и диалоги с абсурдными персонажами. Игра запомнилась искромётным русским юмором и стала отечественной классикой жанра.

-4

Братья Пилоты: По следам полосатого слона (1997)

Детективный с двумя главными героями Шефом и Коллегой, расследующими похищение слона из зоопарка. Игра предлагала переключение между персонажами, инвентарь-панель и мультяшную графику, отсылающую к телевизионным мультфильмам. «Братья Пилоты» часто называют первым русским квестом высшего уровня, отмечая оригинальность сцен и характерный юмор.

-5

Machinarium (2009)

Полноформатный квест, где игроки помогают безголовому роботу Джозефу спасти свою возлюбленную и город от банды «Чёрных Шляп». Строгий point-and-click с инвентарём и «паззлами-головоломками», проработанная рукотворная графика и запоминающийся саундтрек принесли проекту более 4 млн продаж и множество наград.

-6

Иван Ложкин: Цена свободы (1997)

Российская пародия на Space Quest, в которой нерадивый кадет Ложкин врезается на своём корабле в неизвестную планету и пытается выжить. Смешные диалоги, «пиксель-хантинг» и частые бессмертные ловушки делают игру близкой по духу к ранним квестам Sierra, но с характерным отечественным колоритом.

-7

The Black Mirror (2003)

Тёмный готический квест от Future Games, действие которого происходит в старинном замке семейства Гордонов. Игрок выступает в роли внука-сыщика, расследующего смерть деда. Более 150 локаций, 5 часов озвученного диалога и богатая атмосфера викторианского хоррора сделали «Чёрное Зеркало» хитом в Европе, а его продажи превысили 500 000 копий к 2008 году.

-8

Syberia (2002)

Американская адвокатша Кейт Уокер отправляется в Сибирь на поиски наследства фабриканта и встречает механических мамонтов, старинные поезда-автоматы и глубокий философский сюжет. Игра использует алерт-клик механику, нелинейные ветки исследовательских эпизодов и впечатляющий арт-стиль с элементами ар-нуво.

Заключение

Point-and-click квесты — жанр, в котором геймплей плотно переплетается с нарративом и визуальным стилем. Они могут быть как полностью диалоговыми и ориентированными на сюжет, так и чисто механическими и абстрактными. Сегодня, когда инди-студии активно возрождают классические механики, point-and-click квесты показывают, что умные головоломки и уникальные истории остаются до сих пор востребованными и актуальными, а сам жанр продолжает развиваться и жить.

АВТОР: Владимир Молотов