СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Введение
Глава 1. Предмет философской антропологии
Глава 2. Природа, сущность и свобода человека
Глава 3. Проблема антропогенеза
Заключение
Литература
АННОТАЦИЯ
Моя работа посвящена такой теме, как «Проблема человека в философии». Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе раскрываются понятие и предмет философской антропологии. Здесь можно выделить такие важнейшие понятия как:
Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек, его специфика по сравнению с другими живыми существами, его место и универсуме, особенности его существования и мировосприятия.
Человек - особый род сущего, высшая ступень живых организмов на Земле, субъект социального процесса, творец культуры и исторического развития.
Человеческая природа - совокупность стойких, неизменных, черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все времена независимо от биологической эволюции и исторического процесса.
Сущность человека - определяющая черта человека, выражающая его главенствующее качество.
Индивид - отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода.
Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств, отличающих его от других людей.
Личность – высшая степень развития индивида, его социальный облик как субъекта общественных отношений.
Социализация – процесс освоения культуры, социальных норм, принятых в данном обществе.
Вторая глава раскрывает такие аспекты как природа, сущность и свобода человека. Вкратце, здесь можно сказать о том, что природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, рациональность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств.
Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке. Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.
Здесь делается вывод о том, что человеческая природа - это совокупность разных человеческих свойств, а сущность человека - определяющее, основное его качество. Чаще всего говорят о том, что природа человека - биологическая, а сущность – социальная.
В третье главе рассмотрена проблема антропогенеза. Проблема антропогенеза – это проблема происхождения человека, а вернее, человека и общества (антропосоциогенез).
Возникновение человека - загадка, которая на сегодня не имеет ответа. В наши дни подвергнута серьезной критике - эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов. Здесь рассматриваются и другие версии происхождения человека.
В заключении работы говорится о том, что главный вопрос, на который философия ищет ответ: Какова сущность бытия?
Существует множество определений сущности человека: человек разумный, человек трудящийся, человек общающийся, человек, живущий в соответствии с моралью, человек играющий.
Все это позволяет сделать вывод о том, что человек – есть существо проблематичное, зыбкое и неопределенное.
Современная философия исходит из понимания ценности бытия отдельной человеческой личности и признания за ним его прав и свобод, но, при этом, и налагает на него ответственность за свое личное бытие и существование окружающего его мира: социума, экологии и так далее.
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.
Сложившаяся в современном мире ситуация требует философской, т.е. объективной и в то же время нравственной оценки. «Человек сегодня поистине обладает сверхчеловеческой силой, но все еще не поднялся до уровня подлинно человеческих разума и нравственности» [I, с. 79].
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
Целью написания данной работы стала попытка проанализировать подход к проблеме человека в философской антропологии. Для того, чтобы написать эту работу, я использовала литературу таких авторов как П.С. Гуревич, Б.Н. Бессонов, А.А. Радугин, Е.Е. Ермакова, В.П. Кохановский и др.
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Изучая этот вопрос, надо прежде всего понять сущность философской антропологии.
Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек, его специфика по сравнению с другими живыми существами, его место и универсуме, особенности его существования и мировосприятия.
В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний.
Далее, надо иметь в виду, что в качестве самостоятельного раздела философская антропология сформировалась только в XVIII в. Однако выяснение специфики человека - это ведущая задача всякого философствования. За гносеологическими, онтологическим и социально-философскими поисками всегда стоят главные вопросы: кто мы такие? Куда мы идем? На что должны надеяться? Это вопросы философской антропологии.
Нужно уяснить, что философская антропология всегда стремится понять:
1.Каково положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ? Является ли человек случайной обмолвкой бездушной природы или «сыном божьим»? Он - только маленький частичный фрагмент мироздания или он - микрокосм, зеркало мира как целого?
2.Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?
3.Существует ли то, что мы называем свободой, и в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над нами и можем ли мы преодолеть их?
4.Человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение?
5.Что такое смерть, как человек должен относиться к ней?
6.В чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно «стать собой»?
7.Какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, мужество и другие важнейшие духовные ценности?
Это далеко не все вопросы, которые ставит философская антропология, и надо сказать, ни на один из них нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы, заново осмысливая свое собственное положение в мире.
Исходя из сказанного, следует ответить на ключевой для антропологических изысканий вопрос: каково место человека в мире?
Первый ответ был характерен для периода античности - это ответ космоцентрический. Он означал, что Космос - мировой порядок - это живое телесное целое, а человек - микрокосм, маленькая модель единой одушевленной вселенной.
Второй ответ - геоцентрический. Он типичен для средневековья. У истоков истории стоит единый Бог-творец, создавший мир из ничего. Человек создан по образу и подобию божьему, он, как и творец, наделен свободой воли. Однако человек греховен, так как воспротивился воле творца. Бог - промыслитель и судья всех человеческих дел.
Третий ответ - антропоцентрический. Он господствует в философии с начала Нового времени и по сегодняшний день. Антропоцентризм исходит из того, что мы ничего толком не знаем в мире, кроме самих себя, и на весь мир смотрим только через призму собственно человеческих потребностей и интересов. Антропоцентризм возвышает человека, но он чреват субъективизмом, практической и познавательной самозамкнутостью.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время на базе синтеза современной науки и древних учений рождается новый подход к пониманию места человека в мире. Он на новом уровне рассматривает человеческий род как органическую частицу единого живого одушевленного Космоса.
Вопрос о природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире - одна из основных проблем в истории философской мысли.
Проблема человека была обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. В эту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и таинственен, а нередко и враждебен. Идеальное существование человека - это жить в согласии с этим миром.
Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма - идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.
В философии средних веков господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а человек лишь как одно из его многочисленных созданий.
Смысл жизни человека состоит в постижении божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя. Человек не верит в себя, он верит в бога.
Философия средних веков в большей мере, чем древняя, обратила внимание на внутренний (духовный) мир человека. Тем самым создавались предпосылки для отрыва человека от внешнего (природного) мира и постепенного противопоставления ему.
В отличие от средневековья, философия эпохи Возрождения превратила человека в предмет культа, поклонения. В это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека. Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. Философия эпохи Возрождения утверждала идею всемогущества и всесилия человека.
Эпоха Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным живым миром, но и посеяла в нем зерна гордыни и безграничного индивидуализма. Наряду с этим философская мысль того времени подчеркивала, что человек - это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.
В целом для философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставится выше природы.
В философии Нового времени человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы знания.
В немецкой классической философии утвердился деятельностный подход к пониманию человека. Он исследовался как существо исключительно духовное, творец истории и мира культуры (И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте). История общества рассматривалась как история становления свободы человеческого рода посредством его деятельности. Конечная цель истории - гуманизм как состояние человечности, преодоление отчуждения и обретения свободы. И. Кант заложил антропологию- учение о человеке. Гегель разделял кантовскую антропологию, стремился к познанию целостного человека, его духовной природы. Л. Фейербах сделал человека предметом своей философии, создал человеческую религию.
Классический марксизм рассматривал человека в контексте всей совокупности общественных отношений и истории человечества. Центральные идеи марксизма - идея социальности человека, социальной сущности человека, понимаемой материалистически и конкретно-исторически (сущность человека - совокупность общественных отношений). С точки зрения марксизма, человек – это предельно общее понятие для обозначения субъекта исторической деятельности, познания и общения. «Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей» [VII, с. 168].
Русская религиозная философия в своем содержании вся антропологична, она обращена в первую очередь к душе человека. Бог и человек, смысл истории, добро и зло - все это важнейшие темы для этой философии. Главная проблема для нее - усовершенствование человека. Русская религиозная философия всегда призывала человека к подвижничеству и поиску правды, к самосовершенствованию и обретению высокой нравственности, выраженной в совести.
Высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные и нравственные ценности. Русская философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.
В зарубежной философии ХХ в. также имел место большой интерес к теме человека. Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.
В 20-30х годах ХХ в. в Западной Европе возник экзистенциализм как «философия человеческого существования». Основной темой в этой философии стала тема существования человека в отчужденном мире общественных отношений. Экзистенциалисты учили, что человек обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Мир и человек имеют будущее, только если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его более человечным.
Современная научная философия, системный, научный, комплексный подход оперирует разнообразными научными знаниями о человеке. Но синтез научных знаний не дает образ цельного человека, понимания его живой субстанции. Человек - не только материально-социальная система, которую можно изучить и измерить, но духовная вселенная, уникальный мир, управляемый ценностями и смыслами, что не удается обнаружить всесильной науке.
Обращение к истории философской мысли показывает, что тема человека является, во-первых, непреходящей. Во-вторых, она осмысливается с различных мировоззренческих позиций, обусловленных конкретно- историческими и иными причинами. В-третьих, в истории философии неизменными являются вопросы о сущности и природе человека, смысле его существования.
Для исследования человека как весьма сложного объекта научного познания философская мысль выработала целый ряд понятий, позволяющий достаточно полно и развернуто ответить на вопрос о сущности и природе человека, смысле его существования.
Прежде всего, человек - это высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Понятие «человек» - понятие родовое, выражающее общие черты человеческого рода, социализированного человека. В этом понятии объединены биологические и общесоциальные черты человека.
Для изучения отдельного человека в философии и иных науках применяется понятие «индивид». Под индивидуальностью понимаются самобытные, неповторимые черты и качества, присущие данному индивиду.
Личность - это социальные качества индивида, приобретенные им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность обладает прежде всего духовными качествами. Личность не дана человеку извне, она может быть сформирована лишь им самим. Подлинная личность не есть застывшее явление, она вся динамична. Личность - это всегда творчество, победа и поражение, поиск и обретение, преодоление рабства и обретение свободы.
Личность всегда несет на себе печать конкретной эпохи. Для современной личности характерны высокий уровень образованности, социальная активность, прагматичность и целеустремленность. Современный человек - это человек, освоивший демократические и общечеловеческие ценности и идеалы. Он не отделяет свою судьбу от судьбы своего народа и общества в целом.
ГЛАВА 2. ПРИРОДА, СУЩНОСТЬ И СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе» [X, с. 196].
Главное, на что сразу следует обратить внимание, состоит в следующем. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев.
С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, рациональность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому. Сознание, разум и свобода присущи природе человека.
Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Далее следует разобраться в трех основных версиях по проблеме.
Версия 1. Сущность человека духовна.
Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.
Версия 2. Сущность человека – разум.
Эта версия сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум – особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом – умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.
Версия 3. Сущность человека предметно-деятельностная, социокультурная.
Выдающуюся роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «вторую, очеловеченную природу» - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».
Важно не забывать того, что являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Поэтому сущность человека - это «совокупность всех общественных отношений». Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально-групповая принадлежность.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он, - автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и способности людей носят конкретно-исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он - вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беспокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация - это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми.
Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема - это проблема соотношения и взаимодействия социального и биологического, приобретенного и унаследованного, «культурного» и «дикого» в человеке.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей - наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности.
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического.
Первый подход - это биологизаторская трактовка человека (З. Фрейд, Ф. Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека (Т. Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров - природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества (способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное происхождение.
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке - необходимое условие развития в индивиде его социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек, чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Итак, при определении «специфически человеческого» философы пользуются двумя понятиями - «человеческая природа» и «сущность человека». Человеческая природа - это совокупность разных человеческих свойств, а сущность человека - определяющее, основное его качество. Чаще всего говорят о том, что природа человека - биологическая, а сущность – социальная [IV, с. 228].
Свобода человека рассматривалась в соотнесении с необходимостью (законами), с произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом, нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение - это как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир. Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями.
Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека. Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА
Проблема антропогенеза – это проблема происхождения человека, а вернее, человека и общества (антропосоциогенез).
Возникновение человека - загадка, которая на сегодня не имеет ответа. В наши дни подвергнута серьезной критике - эволюционная теория Дарвина, согласно которой человек является непосредственным потомком одной из ветвей высших приматов. Исследования антропологов показывают, что последовательное развитие неандертальца. Потом, около 35 тысяч лет назад, неандертальцы вдруг исчезают, и их место сразу занимают кроманьонцы, которые практически ничем от нас не отличаются. Кроме того, наиболее древние стоянки кроманьонцев обладают более высоким уровнем цивилизованности. Создается впечатление, что люди, поначалу развитые, временно теряют свои умения, чтобы затем, приспособившись к новой среде, начать восстанавливать их. И наконец, в последнее время н прессе появились сообщения о том. что найдены следы человеческих поселений, возраст которых на многие тысячелетия превышает исторический возраст тех стоянок, которые считались до сих пор самыми древними.
Все это делает совершенно неясным, во-первых, когда же именно возник человек - единственное разумное существо на планете - и во-вторых, как же именно он возник.
Следует обратить внимание на то, что много вопросов появляется и при логическом рассмотрении версии о трудовом происхождении человека. Почему только одна ветвь приматов претерпела столь мощную трансформацию, перестала биологически приспособляться к природе и стала приспосабливать ее к себе? Существовал ли некий биологический толчок, приведший к качественному изменению мозга? Одно время выдвигалась идея, что человечество возникло в Африке, а толчком к его появлению на свет был повышенный уровень радиации в одном из районов, где и началось превращение обезьяны в человека. Но даже если обезьяны-мутанты начали постепенно совершать трудоподобные операции, как могли они сделать труд систематическим, не имея развитого сознания, способного ставить цели и удерживать на них внимание? Обычно считается, что труд, сознание и язык возникают практически одновременно. Однако вовсе неясно, какой из перечисленных моментов играл ведущую роль.
Эти трудности приводят к тому, что современная мысль начинает все более обращаться к версиям, которые долгое время считались полностью вненаучными и потому не рассматривались всерьез.
Одна из таких версий – «привнесение разума на нашу планету космическими пришельцами» [X, с. 200]. Они могли быть десантом переселенцев-экспериментаторов, которые впоследствии, по прошествии поколении, превратились в «кроманьонцев», которых мы знаем по раскопкам. Они могли заселить подходящую планету биороботами - каковыми мы и являемся – и поставить крупный эксперимент, за которым наблюдают по сей день, с любопытном глядя, к чему приведет развитие техногенной цивилизации?
Другая версия происхождения человека опирается на древние эзотерические представления, в соответствии с которыми Космос живет по циклическому закону. Безличный принцип, абсолют, лежащий в основе мироздания, начинает выражать себя в появлении природы и предчеловеческих сущностей, которые существуют первоначально лишь на астральном и эфирном плане, не имея физического тела. Потом появляется первое человечество с огромными духовными способностями, не нуждающееся в грубом физическом труде и языке. Оно гармонично, общается телепатически, ни знает зла, несправедливости и жестокости. Это - «золотой век». Но поскольку физических следов он не оставил, мы можем лишь довериться сохранившимся легендам. Современный человек по таким представлениям - результат деградации, все большего удаления человечества от первопринципа. Но близок новый виток цикла, когда все вернется к началу.
Желательно сравнить обе версии, найти сильные и слабые стороны каждой из них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Какие бы науки ни занимались человеком, они всегда изучают лишь его отдельные стороны. Философия же от начала своего существования стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что «простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа» [V, с. 196], и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя.
Философия пытается обосновать мысль об уникальности человеческого бытия, его несводимость к другим формам бытия.
Главный вопрос, на который философия ищет ответ: Какова сущность бытия?
Существует множество определений сущности человека: человек разумный, человек трудящийся, человек общающийся, человек, живущий в соответствии с моралью, человек играющий.
Все это позволяет сделать вывод о том, что человек – есть существо проблематичное, зыбкое и неопределенное.
Начиная с Сократа человек, его внутренний мир, его мысли и поступки были основным объектом изучения науки, в том числе и философии. Антропоцентризм эпохи Возрождения и последующих этапов развития человеческой мысли продолжили и углубили концепцию человека как объекта философского изучения.
Современная философия исходит из понимания ценности бытия отдельной человеческой личности и признания за ним его прав и свобод, но, при этом, и налагает на него ответственность за свое личное бытие и существование окружающего его мира: социума, экологии и так далее.
ЛИТЕРАТУРА
- Бессонов Б.Н. Есть ли в нашей стране у философии будущее?// Cоциально-политический журнал. - 1997 - №4. - с. 79 - 91
- Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2/ под ред. И.Т. Фролова, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева – М.: Политиздат. – 1989 – 639 с.
- Губин В.Д. Основы философии. Учеб. пособие. – М.: ТОН-Остожье. – 1999 – 384 с.
- Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. –М.: Гардарики. –2000 –438 с.
- Ермакова Е.Е. Философия: Учебник. – М.: Высш. шк. – 2004 – 406 с.
- Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М.: Логос. – 2002 – 344 с.
- Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр. – 2000 – 272 с.
- Солопов Е.Ф. Философия: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2003 – 400 с.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики. – 1999 – 816 с.
- Философия/ под ред. В.П. Кохановского. - М.: МарТ, Ростов н/Д.: МарТ. - 2004 - 320 с.