«И сказал Господь Моисею, говоря: прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник; вне завесы ковчега откровения в скинии собрания Аарон и сыны его должны ставить оный пред Господом от вечера до утра всегда: это вечное постановление в роды ваши; на подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда. И возьми пшеничной муки, и испеки из неё двенадцать хлебов; в каждом хлебе должны быть две десятых ефы; и положи их в два ряда, по шести в ряд, на чистом столе пред Господом; и положи на каждый ряд чистого ливана, и будет это при хлебе, в память, в жертву Господу; в каждый день субботы, постоянно, должно полагать их пред Господом от сынов Израилевых: это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное» (Лев. 24:1-9).
Для чего нужен был Богу светильник и хлеб в святилище?
С практической точки зрения, светильник освещал внутреннее помещение скинии. Без светильника в святилище была бы полная темнота. Кроме того, светильник, вероятно, имел духовное значение. Возможно, он указывал на обязанность Израиля быть «светом для язычников» (Ис. 42:6). Возможно, ему было предназначено символизировать Божье слово, о котором псалмопевец сказал, что оно «светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105). Однако наиболее вероятно, что светильник был предназначен представлять присутствие Самого Бога среди Своего народа, Израиля. Это Он сказал в начале: «Да будет свет» (Быт. 1:3). Он — Тот, Кто абсолютно чист и исполнен света, и нет в Нем никакой тьмы.
Хлеб на столе в святилище был едой для священников, но, наверняка, он должен был служить и какой-то другой, символической, цели. Вероятно, двенадцать хлебов символизировали двенадцать колен Израилевых, и их наличие в святилище говорило о том, что Израиль всегда существовал в присутствии Божьем. Знание того, что они всегда находятся пред Его лицом, приносило утешение Божьему народу, но и подразумевало то, что они всегда должны были исполнять Его волю. Он был там — Он был недалеко, — и Он знал, когда они выходили из повиновения Ему.
Ветхозаветный закон был прообразом нового завета (Евр. 10:1). В этот век нового завета с Богом — что символизирует свет и хлеб из скинии?
Свет мог символизировать Слово Божье, которое продолжает освещать путь христианам. Может быть, даже лучше будет под Светом понимать Господа Иисуса Христа, который есть образ Бога Отца и который заявил, что Он «свет миру» (Ин. 8:12). Будучи Светом, Он просвещает человечество и показывает ему путь к вечной жизни.
Хлеб может символизировать несколько вещей. Он, конечно, напоминает христианам, что Иисус назвал Себя «хлебом жизни» (Ин. 6:35), дающим жизнь каждому, кто ест его. Кроме того, так как хлеб меняли еженедельно, и его съедали священники, то это напоминает вечерю Господню, которую христиане, будучи священниками в царстве Господа, едят каждую неделю в день Господний. Джеймс Коффман пишет: «Эта еженедельная замена хлебов предложения, носящая характер прообраза, однозначно указывает на еженедельное приобщение святых Христу за столом Господа в Его царстве».