На севере Волгограда вдоль правого берега реки Мокрая Мечётка протянулся посёлок Линейный. Это довольно крупный посёлок, по своим размерам сопоставимый с Вишнёвой балкой, что находится по соседству.
Посёлок примечателен тем, что расположен сразу в двух районах города - Краснооктябрьском и Тракторозаводском. Граница районов проходит по улицам Бакунина и Новой и делит посёлок примерно пополам.
Частный сектор на территории современного Линейного появился давно, на немецкой аэрофотосъёмке 1942 года хорошо виден огромный частник, причём его улицы совпадают с современными.
Для сравнения, на месте Вишнёвой балки в 1942 году ещё никакого посёлка не было, он только формировался. Были какие-то отдельные домики, зачатки нынешних улиц, много садов (отсюда и название Вишнёвки), но не более. А в Линейном уже тогда кипела жизнь. Разве только название у посёлка, возможно, было тогда другим, но вот каким именно - не знаю. На некоторых старых картах посёлок обозначен как посёлок СТЗ, т.е. посёлок Сталинградского тракторного завода. Возможно до войны он назывался так, а уже в мирное время получил название Линейный (это лишь моё предположение, т.к. информации о посёлке в интернете практически нет). Вообще происхождение современного названия непонятно. Линейный - вот откуда это могло пойти? Если смотреть сверху, с высоты птичьего полёта, то видно, что посёлок вытянулся вдоль Мечётки этакой линией. Можно предположить, что название произошло отсюда. Также название можно увязать с соседством с железнодорожной линией. На левом берегу оврага как раз проходит железная дорога, но в 1942 году её там и в помине не было. А вот по территории самого посёлка тогда что-то такое проходило. Посмотрите на снимок выше, там отчётливо видна извилистая линия, идущая от карьера возле нынешнего титовского рынка куда-то в сторону тракторного завода. Вероятнее всего это не просто линия, а железная дорога. В пользу этой версии говорят довольно плавные изгибы, свойственные именно железным, а не автомобильным дорогам. Логика в этом есть. Тракторный завод к 1942 году уже был построен, но наверняка что-то ещё строилось, ремонтировалось, модернизировалось, а значит был нужен песок для стройки. Логично, что для его доставки, к ближайшему карьеру протянули ветку железной дороги. Возможно из-за этого и получил посёлок своё название. Но данная версия - не более чем плод моего воображения, возможно бесконечно далёкий от реальности. Поэтому принимать это как истину явно не стоит.
Кстати, в 1965 году извилистой линии на территории посёлка уже нет. Если и была тут когда-то железная дорога, то к этом времени от неё не осталось и следа. Доказательством тому служит спутниковый снимок 1965 года.
Во время Сталинградской битвы посёлок скорее всего был полностью уничтожен, т.к. бои в этом районе шли очень серьёзные. Вермахт рвался к тракторному заводу, к заводу "Баррикады" и посёлок, по сути, оказался на пути главного удара. О том, какие тяжёлые тут шли бои, можно судить по донесению командира 308-й стрелковой дивизии Гуртьева в штаб 62-й армии: «351-й полк за исключением 30 человек, находящихся в районе оврагов, что севернее «Силиката», в течение нескольких часов отражал атаки пехоты с танками противника, находясь в полном окружении, бойцы и командиры стойко отстаивали и героически погибли южнее «Силиката» вместе со штабом и комиссаром Фроловым». То есть целый полк был уничтожен в полном составе. Упоминаемый в донесении "Силикат" - это завод железобетонных изделий, который в ходе Сталинградской битвы был разрушен, после войны восстановлен и работал потом ещё долго, закрылся он, если не ошибаюсь, уже в 90-е. Сейчас на месте этого завода находится титовский рынок, от которого до посёлка Линейный не так уж и далеко.
Сегодня же Линейный - это самый обычный посёлок, ничем не примечательный частный сектор.
Для посёлка характерны те же проблемы, что для частного сектора в принципе. Дороги в массе своей грунтовые, асфальта никогда не видевшие, но справедливости ради должен сказать, что в последние годы улицы всё же понемногу асфальтируют.
Старые коммуникации, которые помнят ещё Брежнева, а может и Хрущёва, проблемы с вывозом мусора, крайне малое количество контейнерных площадок (я несколько раз ездил по посёлку на велосипеде, но на весь такой массив мне встретилось буквально пять или шесть площадок с контейнерами. Это, мягко говоря, очень мало) - этим на Линейном никого не удивишь, хотя в той же Вишнёвой балке или в посёлке ТИР, или в любом другом посёлке города проблемы будут те же самые. Магазинов и аптек тут, кстати, тоже нет. Отсутствуют даже вездесущие пункты выдачи маркетплейсов (это особенно удивляет, т.к. сложно найти в городе улицу, на которой бы не было знакомых пунктов выдачи, а тут целый посёлок без них. Невероятно, но факт). Окраина города, что тут скажешь.
Очень остро в посёлке стоит проблема общественного транспорта, которого тут просто нет и никогда не было. Ближайший троллейбус ходит по Ерёменко, а от него уже только пешком либо на своей машине. Правда сейчас ситуация стала чуть-чуть получше, т.к. к новому ЖК "На Матросова" пустили маршрутку, которая ходит по Вязниковскому переулку в сторону строящегося ЖК. Но Вязниковский переулок, хоть и является частью Линейного, находится на самой его окраине, а по остальной части посёлка никакой транспорт отродясь не ходил. Не последнюю роль, на мой взгляд, в этом сыграло то, что большинство улиц в посёлке не имеют твёрдого покрытия. Дороги тут в основном грунтовые, а значит в распутицу проехать местами бывает проблематично.
Вот такой посёлок есть на севере Волгограда. Про него почти никогда не вспоминают, он крайне редко мелькает в новостях, но это, наверное, даже к лучшему. Частник ведь тем и хорош, что живёт своей тихой и размеренной жизнью, как бы в стороне от цивилизации. Пустить сюда автобус или маршрутку, решить вопрос с контейнерными площадками и всё. Жители посёлка, уверен, будут этому очень рады. Может когда-то так и будет. А вот когда - кто знает....
Ещё статьи на похожую тематику
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь