Найти в Дзене
Книжный "Клондайк"

Фантомас – от парижского преступника до школьной страшилки

Здравствуйте, уважаемые читатели! Фантомас. Само имя звучит как удар по нервам. Зловещий, неуловимый, абсолютно беспощадный — он появился на страницах французских романов ещё в 1911 году. Придумали его двое писателей — Марсель Аллен и Пьер Сувестр. И, скажу я вам, фантазия у них была ого-го: 32 романа всего за два года. Просто фабрика зла. После смерти Сувестра, Аллен не остановился и добавил к коллекции ещё 11 книг. Откуда у них такая идея? Возможно, подсмотрели у Гастона Леру, того самого, что сочинил «Тайну жёлтой комнаты». Там тоже был коварный преступник, мастер перевоплощений, и журналист-сыщик, гоняющийся за ним по пятам. Звучит знакомо, да? История Фантомаса сразу подхватилась кинематографом. Уже в 1913 году появились первые немые экранизации, которые собирали полные залы. Народ любил злодея: стильный, загадочный, с интеллектом, как у профессора Мориарти, и фантазией, как у режиссёра голливудских блокбастеров. Но как и всё великое, Фантомас со временем стал... пылиться на полке

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Фантомас. Само имя звучит как удар по нервам. Зловещий, неуловимый, абсолютно беспощадный — он появился на страницах французских романов ещё в 1911 году. Придумали его двое писателей — Марсель Аллен и Пьер Сувестр. И, скажу я вам, фантазия у них была ого-го: 32 романа всего за два года. Просто фабрика зла.

После смерти Сувестра, Аллен не остановился и добавил к коллекции ещё 11 книг. Откуда у них такая идея? Возможно, подсмотрели у Гастона Леру, того самого, что сочинил «Тайну жёлтой комнаты». Там тоже был коварный преступник, мастер перевоплощений, и журналист-сыщик, гоняющийся за ним по пятам. Звучит знакомо, да?

Кадр из фильма "Фантомас рабушевался"
Кадр из фильма "Фантомас рабушевался"

История Фантомаса сразу подхватилась кинематографом. Уже в 1913 году появились первые немые экранизации, которые собирали полные залы. Народ любил злодея: стильный, загадочный, с интеллектом, как у профессора Мориарти, и фантазией, как у режиссёра голливудских блокбастеров.

Но как и всё великое, Фантомас со временем стал... пылиться на полке. К середине XX века публика остыла. Сюжет устарел, манеры из другого времени, злодеи уже были другие — посовременнее. Всё изменилось в 60-х, когда на сцену вышла новая, комедийная версия Фантомаса. И тут началось веселье.

Французская трилогия с Луи де Фюнесом и Жаном Марэ в главных ролях взорвала экраны. В Советском Союзе она тоже прокатилась с оглушительным успехом. Причём народ даже не подозревал, что это пародия на Бонда и старого доброго Фантомаса. Но это было не важно — зритель обожал харизматичного злодея в маске и не менее харизматичного комиссара Жюва, который бегал за ним с глазами навыкате.

Интересно, что оригинальные книги до 90-х в СССР почти не переводили. Но образ злодея настолько вжился в культуру, что стал чем-то вроде городского фольклора. Фантомаса начали копировать в жизни — слухи ходили, что некоторые преступники надевали чёрные чулки на лицо, как «тот самый» герой.

А дети… о, дети сделали его своим. В школах пошла мода на анонимные «записки от Фантомаса»: «Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас». Где-то между дурашливостью и настоящим страхом, эти послания подбрасывали в портфели, учебники, просто на парты.

-2

Дошло даже до того, что у Драгунского в «Денискиных рассказах» появился эпизод, где дети пишут такие записки учителям, напичкав их орфографическими ошибками. Один из педагогов не выдерживает и начинает... править их красным карандашом. Фантомасу ставят по диктанту «удовлетворительно». Классика.

А ведь многие дети 70-х и 80-х уже не видели самих фильмов — только слышали легенды от старших братьев и сестёр. Но миф жил. Фантомас стал для них чем-то вроде отечественного Бабайки, только с французским акцентом и в маске!

А вы слышали про этого злодея, друзья? Напишите об этом в комментариях! Ну и конечно не забывайте ставить лайк👍 и подписаться на канал! Впереди у нас ещё много интересных страниц!

Возможно вам будет интересно:

Толстой, Экзюпери и Лолита: чего мы не знали о великих писателях

Почему мы зря боимся русской классики?

Фантастика с двойным дном: "Роковые яйца" и их настоящий смысл!