Найти в Дзене
Книжный "Клондайк"

Фантастика с двойным дном: "Роковые яйца" и их настоящий смысл!

Здравствуйте, уважаемые читатели! О Михаиле Булгакове у меня мнение всегда было однозначным: классик, без лишнего пафоса, с умом, язвительным стилем и отменным чувством иронии. Один из тех, кто писал не ради славы, а потому что не писать не мог. Его произведения до сих пор читаются на одном дыхании, и при этом – каждый раз по-новому открываются. И вот, казалось бы, мы уже знаем про Булгакова всё. Но стоит лишь покопаться чуть глубже — и выплывает “Роковая” история. Буквально. Условно Булгакова часто записывают в ряды антисоветчиков. Мол, “Мастер и Маргарита” – чистая сатира, “Собачье сердце” – удар по всей идеологии, “Театральный роман” – крик отчаяния. Отчасти так и есть. Но называть Булгакова яростным диссидентом – это как пытаться вписать в узкие рамки человека, который был слишком сложен для одной ярлыковой формулировки. Булгаков, по сути, критиковал не строй, а глупость. Не систему, а её уродливые проявления. Он не воевал с флагами – он высмеивал людей, которые этими флагами прикр

Здравствуйте, уважаемые читатели!

О Михаиле Булгакове у меня мнение всегда было однозначным: классик, без лишнего пафоса, с умом, язвительным стилем и отменным чувством иронии. Один из тех, кто писал не ради славы, а потому что не писать не мог. Его произведения до сих пор читаются на одном дыхании, и при этом – каждый раз по-новому открываются. И вот, казалось бы, мы уже знаем про Булгакова всё. Но стоит лишь покопаться чуть глубже — и выплывает “Роковая” история. Буквально.

Пожалуй, именно "Мастер и маргарита" это самое известное произведение автора
Пожалуй, именно "Мастер и маргарита" это самое известное произведение автора

Условно Булгакова часто записывают в ряды антисоветчиков. Мол, “Мастер и Маргарита” – чистая сатира, “Собачье сердце” – удар по всей идеологии, “Театральный роман” – крик отчаяния. Отчасти так и есть. Но называть Булгакова яростным диссидентом – это как пытаться вписать в узкие рамки человека, который был слишком сложен для одной ярлыковой формулировки.

Булгаков, по сути, критиковал не строй, а глупость. Не систему, а её уродливые проявления. Он не воевал с флагами – он высмеивал людей, которые этими флагами прикрывались, чтобы продавить своё ничтожество.

Но если уж и говорить о чём-то действительно антисоветском, то “Роковые яйца” — почти открытый выпад. Причём такой, что возникает вопрос: как вообще эта повесть прошла в печать в 1925 году?

На первый взгляд — фантастика. Учёный Персиков изобретает загадочный “красный луч”, который способен ускорить развитие живых организмов. Гениально, не так ли? Но вот беда: где-то кто-то недоглядел, и вместо куриных яиц под эксперимент попадают змеиные. И всё — начинается кошмар. Из яиц появляются монстры, огромные рептилии, которые вырываются из-под контроля и сеют хаос.

Конец закономерен: Персикова, как водится, обвиняют во всём и распинают толпой. А гигантские гады погибают не от рук людей, не от науки, а просто… от холода. Пришла зима — и всех заморозила. В прямом и переносном смысле.

Если это не аллегория на судьбу революционных идей, то я тогда вообще ничего в литературе не понимаю. Красный луч — это, очевидно, символ коммунистических теорий, ускоренной “эволюции общества”. А змеи, которые расплодились благодаря этому лучу, — это некие чудовища, порождённые новыми лозунгами. И вот они уже сожрали весь двор, вылезли на улицы, и никто не знает, как их унять.

Кадр из единственной, если не ошибаюсь, экранизации повести
Кадр из единственной, если не ошибаюсь, экранизации повести

Сам Булгаков понимал, во что ввязался. Есть свидетельства, что “Роковые яйца” серьезно подрезали ему крылья. Советский сценарист Сергей Ермолинский рассказывал, что писателя начали воспринимать как “реакционного”, а повесть попала под особое внимание органов. На допросах у Ермолинского спрашивали не только, читал ли он её, но и сообщил ли "куда надо" о “контрреволюционном” содержании.

То, что печатать “Роковые яйца” перестали надолго — факт. Переиздавать начали только в эпоху перестройки. А ещё ходят слухи, что первоначальный тираж вообще был изъят из библиотек. Подтверждений, правда, нет, но учитывая, как легко в те времена исчезали неугодные книги, можно и поверить.

Лично для меня “Роковые яйца” — это не просто фантастика. Это предупреждение. Про то, как опасно пытаться ускорить эволюцию по команде. Про то, как быстро добрые идеи превращаются в зубастых чудовищ. И про то, как легко наука становится оружием в не тех руках.

Булгаков это понимал. И писал об этом, как умел — с юмором, сарказмом, но предельно серьёзно. А как вы относитесь к этому произведению?Напишите об этом в комментариях! Ну и конечно не забывайте ставить лайк👍 и подписаться на канал! Впереди у нас ещё много интересных страниц!

Возможно вам будет интересно:

Когда Шерлок Холмс проигрывает или четыре дела, в которых великий сыщик остался ни с чем

Почему мы зря боимся русской классики?

18 книг, одна тайна: кто стоит за самым таинственным литературным проектом России?