The islands that refused to surrender. The fire that refused to die. The light still burns. (Острова, отказавшиеся сдаваться. Огонь, отказавшийся умирать. Свет, не угасший по сей день).
Кто был автором строк, вошедших в исторические анналы после отражения Великой осады Мальты в 1565 году, мы уже едва ли узнаем, но именно они как нельзя лучше отражают всё то, что происходило здесь и в XVI веке, и во время Второй мировой войны. Две страшные осады, когда, окружённая превосходящими силами врага, маленькая Мальта продемонстрировала настоящие чудеса героизма, несгибаемый характер и огромное мужество.
С 1940 по 1942 год Мальта, зажатая между фашистской Италией и оккупированным немецкими и итальянскими войсками Тунисом, стала мишенью одной из самых интенсивных воздушных бомбардировок Второй мировой войны. Расположенные в самом сердце Средиземного моря, острова Мальтийского архипелага представляли собой важный опорный пункт, откуда британские военные могли вести операции против путей снабжения стран Оси в Северной Африке. Именно это делало маленький остров главной целью для Германии и Италии, которым во что бы то ни стало надо было сломить сопротивление гарнизона и тем самым установить тотальный контроль над морем.
В течение двух лет Мальта переживала страшные дни. Немецкое Люфтваффе и итальянские королевские ВВС (Regia Aeronautica) ни на день не оставляли важный объект в покое. Налёты шли волна за волной, буквально стирая с лица земли всех и вся. Города лежали в руинах, гавани горели, а главное - были полностью перерезаны пути снабжения. К апрелю 1942 года Мальта уже понесла громадные потери, но ей ещё предстояло ощутить на себе силу воздушных асов Геринга - за один месяц на неё упало более 6 700 тонн бомб, что превышало количество, сброшенное на Лондон за всё время Битвы за Англию.
В это страшное время на историческую сцену вновь вышли члены Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Конечно, его возможности были уже далеко не те (сказались гонения, начатые ещё Наполеоном), но столетие за столетием рыцари посвящали себя медицине, и их миссия была чрезвычайно важна. Как и на протяжении многих веков, рыцари ордена святого Иоанна Иерусалимского вновь стали целителями и защитниками: ухаживали за ранеными, укрывали беженцев и несли надежду тем, кто её почти утратил. После разрушения вражеской авиацией медицинской инфраструктуры госпитальеры вновь открыли двери Sacra Infermeria (самый грандиозный и передовой госпиталь Европы во времена Мальтийских рыцарей), чтобы лечить солдат и мирных жителей. По всей Мальте члены Ордена помогали превращать древние подземные туннели в убежища и временные медицинские центры, не прекращая оказывать помощь даже под грохот падающих бомб. В соборе Святого Иоанна, где когда-то рыцари молились перед битвами, их преемники ухаживали за ранеными новой войны.
Снабжение Мальты было прервано осенью 1941 года, когда авианосец Ark Royal, доставлявший припасы, был поражён торпедами немецкой подводной лодки U-81. Последняя возможность получать боеприпасы, медикаменты и продовольствие была уничтожена. Мальта и в те годы жила за счёт поставок из метрополии, рыба у берегов, как и сейчас, в промышленных объёмах не ловилась. Выходить в открытое море не давали немецкие лётчики, которые, прилетая на "свободную охоту" гонялись за каждой лодкой. Они чувствовали свою безнаказанность, ведь гарнизон находился в условиях страшного дефицита снарядов.
До сих пор в Биргу люди вспоминают Лорри (Лоуренц - самое популярное имя в Трёх городах в честь их небесного патрона), обычного, но невероятно фартового рыбака, который практически каждую ночь, не зажигая огней, в кромешной темноте, выходил на маленькой луццу в открытое море (что уже само по себе подвиг) и, возвращаясь, раздавал весь улов семьям горожан. С медикаментами было ещё сложнее. Именно тогда и пригодились знаменитые сады лечебных растений, посаженные в рыцарские времена и знания, сохранявшиеся во многих мальтийских семьях с того самого времени.
К середине 1942 года на Мальте начался голод. Блокада со стороны стран Оси перерезала пути снабжения, оставив запасы продуктов и боеприпасов на критически низком уровне. В любой военной литературе вы обязательно найдёте упоминание о том, что операция «Пьедестал» была отчаянной попыткой британцев прорвать блокаду: четырнадцать кораблей были отправлены через воды, контролируемые противником, несмотря на то, что все понимали - большинство из них будет потеряно. После безжалостных атак немецкой и итальянской авиации девять судов погибли, но пять, включая танкер Ohio, несмотря на множественные пробоины, остались на плаву и добрались до Гранд Харбор. Это случилось 15 августа, когда в день Успения Девы Марии, вышедшие из церквей люди увидели входящие в гавань корабли. С тех пор пришедший конвой вошёл в историю как Конвой Святой Марии (Santa Maria Convoy).
Среди тех, кому было доверено распределять драгоценный груз, были волонтёры Ордена госпитальеров. Они следили за тем, чтобы еда и лекарства достигли тех, кто нуждался в них больше всего. Прибытие конвоя стало спасением для осаждённых.
Вторая мировая война разделила практически весь мир на два лагеря, и Орден святого Иоанна Иерусалимского, чья штаб-квартира и сейчас находится в Риме, тоже оказался разделённым. Значительная часть его членов осталась в странах, воевавших на стороне Оси. В охваченной войной Европе его больницы и посольства становились прибежищем для бегущих от нацистских преследований. В Риме орден, обладавшим суверенным статусом, защищал еврейские семьи, политических диссидентов, выдавая поддельные документы и укрывая в тайных убежищах. В Германии рыцари и добровольцы, рискуя жизнью, получали доступ в концлагеря, где ухаживали за больными, даря утешение там, где не было места сочувствию и милосердию.
Круче, чем где-либо в оккупированной Европе, члены Ордена оказались в Польше, где их госпиталь добился права оказания помощи военнопленным. Как выяснилось после окончания войны, далеко не все из скончавшиеся согласно документам, попадали к Господу, значительная часть оказывалась в партизанских отрядах. Нет ничего удивительного, что рыцари и примкнувшие к ним волонтёры сыграли значительную роль в Варшавском восстании 1944 года, разделив с другими участниками его трагическую судьбу.
Тем из вас, кому интересно, чем сейчас занимаются госпитальеры, я обязательно подготовлю материал, пока же могу сказать, что они достойно продолжают дело своих предшественников. Они всегда подчёркивают, что король Георг VI наградил население Мальты Георгиевским крестом — высшей гражданской наградой Великобритании, тем самым отметив доблесть и коллективное мужество всей нации. Никогда ранее такая награда не вручалась всему народу. Сегодня этот крест остаётся в центре мальтийского флага как постоянное напоминание о пройденных испытаниях.
Фото ниже, сделанное на блошином рынке в Биргу, завершает мой рассказ. У меня,в руках банка из продовольственного запаса, доставленного на Мальту конвоем Санта Мария. Заходите в подборку "Находки блошиного рынка", посмотрите, сколько там всего, напоминающего о Второй мировой.
Ссылка на подборку:
Видео о нашей выставке "Мальта - Средиземноморский Сталинград"
А это ссылка на статью о судьбе одного из тех, кто прикрывал конвои: