Мотивация бывает внутренняя и внешняя, позитивная и негативная, устойчивая и неустойчивая. Исследователи выделяют еще три вида дополнительной мотивации: индивидуальная, групповая и познавательная.
В формировании мотивации важную роль играют разные виды мотивов: стремление самоутвердиться в обществе, получить определенный статус; стремление стать похожим на кого-то значимого (родителя, кумира, авторитета и т.п.); стремление стать противоположностью кому-то (например, родителю); стремление к личностному росту и саморазвитию; стремление достичь определенного результата; желание присоединиться к определенной группе людей или сообществу; чувство долга; определенные сценарии жизни.
Возвращаясь к пирамиде А. Маслоу, можно утверждать, что на формирование мотивации серьезное влияние оказывает удовлетворение базовых нужд. Если все основные базовые потребности удовлетворены, то человеку проще расслабиться и заняться творчеством. Оказавшись в принимающей среде, среди людей, которые поддерживают, верят и принимают, уровень тревожности становится ниже, что позволяет сконцентрироваться на достижении цели. Если же человек вынужден много и изнуряюще работать, постоянно испытывать на себе груз ответственности за благополучие близких, то у него просто не остается сил на творчество. Но иногда именно эти нереализованные потребности могут стать мотивирующими для достижения цели. Подтверждение этому можно найти и в истории и в окружении любого человека. Например, молодой человек без постоянной работы, живущий далеко от родных, а возможно и не имеющий их, пишет стихи, музыку или рисует, или целеустремленно учится, чтобы стать профессионалом. А бывает, и наоборот, у человека есть достаток, родные и друзья с которыми у него хорошие отношения, но совершенно нет никакого желания к чему-либо стремиться. Когда личная иерархия ценностей человека не совпадает с пирамидой потребностей, то концепция А. Маслоу перестает работать. Поэтому, очень важно индивидуально подходить к формированию мотивации каждого отдельного человека. И особенно это важно, на мой взгляд, если мы говорим о подростках, т.к. в этом возрасте происходит формирование личностных ценностей.
Эдвард Л. Деси выделял внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя мотивация связана с собственными мыслями человека, его желаниями, увлечениями и потребностями. Внешняя мотивация зависит от тех обстоятельств, в которых оказывается человек и часто никак не связана с личными желаниями. Мотивация может формироваться внутренними и внешними мотивами, как в совокупности, так и по отдельности. На первом этапе бывает достаточно одной искры, чтобы захотелось что-то делать. Но чтобы мотивация стала устойчивой, необходима ее осознанность. «Зачем мне это надо?» «Действительно я этого хочу (Мне это надо) или это чужое желание?». И мне кажется, что именно на этом этапе возникает первый сбой во взаимопонимании подростков и их родителей и учителей. Различия поколений усложняет понимание важности действий для взрослых и детей. Другие ценности, другой жизненный опыт. Когда мы требуем от подростка определенных действий, то часто забываем, что для него порой важно не то, что для нас. Пытаясь подстроить подростка под свои идеалы и свои ценности, мы не даем ему возможности разобраться в себе, в своих желаниях и осознанно сформировать мотивацию деятельности. Лишая подростка права выбора, мы убиваем всякое желание двигаться вперед.
Необходимо также учитывать не только почему человек что-то делает, но и почему делает это сейчас и почему доводит или не доводит до конца начатое дело. Д. Леонтьев считает, что внутренняя мотивация строится на интересе к деятельности, удовольствие от процесса, в то время как внешняя на надежде получить блага или избежать наказания. «В огромном количестве экспериментальных исследований показано, что внутренняя мотивация — это то, что всегда приводит к самым позитивным следствиям для развития личности, для эффективности деятельности, для устойчивости деятельности. Внешняя мотивация всегда проще. Ее всегда легко организовать, над ней не надо думать. И, тем не менее она приводит ко многим неоднозначным последствиям. С помощью внешней мотивации можно решить только сиюминутные, оперативные задачи. Задачи долгосрочные, задачи стратегические с помощью внешней мотивации решить нельзя» (Д. Леонтьев). Мотивация с помощью кнута и пряника очень проста и поэтому пользуется популярностью, но исследования показывают, что она наименее эффективная, а иногда и вредная. Для решения долгосрочных, стратегических задач требуется внутренняя мотивация.
Иногда нужна не только внутренняя мотивация, но и умение делать то, что не хочется, но надо. Для завершения задачи часто необходима сила воли (но об этом в другой раз).
Что может мешать нашей мотивации. В первую очередь сверхмотивация. Когда вся энергия человека уходит на стремление достижения одной конкретной цели, то начинают страдать остальные сферы жизни. Психика перестает восстанавливаться, и организм оказывается в состоянии стресса. Результат – самосаботаж организма. Тело начинает сигнализировать об этом недомоганиями и даже заболеваниями. А психика постепенно может начать отрицать необходимость достижения поставленной цели. Чтобы избежать этого, необходимо принять, что жизнь многогранна. Умение переключаться с основной цели на второстепенные, поможет сохранить баланс в разных жизненных сферах. Хобби, встречи с друзьями, здоровый образ жизни, отдых просто необходимы.
Для поддержания мотивации важно поверить в достижимость поставленной цели. Поэтому лучше начинать с малого. Каждая, даже самая маленькая победа должна фиксироваться в сознании. Это поможет создать позитивный настрой. Допустим, ваш ребенок испытывает сложности при изучении физики. Ставим небольшую задачу, готовимся к самостоятельной по одной теме. Учим формулы, решаем типовые задачи (именно типовые, не сложные). Сосредоточим внимание на базовых знаниях по этой теме. Добившись успеха на этом этапе (тройка вместо двойки или четверка вместо 3), обязательно отмечаем это достижение. Формируем положительные эмоции у ребенка от выполненной задачи. Это поможет сохранить мотивацию и двигаться дальше. Постепенно можно усложнять задачу.
Очень важно снять напряжение, которое испытывает человек усердно работающий над достижением поставленной цели. Страх потерпеть неудачу мешает достичь цели. Осознание того, что жизнь продолжится, даже если не получится добиться желаемого, поможет уменьшить тревожность.
Когда человек испытывает несколько потребностей, то они могут конкурировать между собой, при этом возникает сопротивление, которое мешает устойчивой мотивации.
Если базовые ценности противоречат целям, которые ставят перед человеком, тогда логично предположить, что и мотивация будет низкой, а может и вообще отсутствовать.
Прошлое человека, его жизненный опыт влияет на мотивацию. Например, гиперопека родителей формирует у ребенка беспомощность, а в подростковом возрасте может спровоцировать бунт. В то время как доверительные отношения родителей с ребенком помогают более творчески подойти к проблеме и способствуют формированию положительной устойчивой мотивации.
Что Вы думаете по этому поводу? Что влияет на вашу мотивацию и мотивацию ваших детей? Пишите в комментариях. И подписывайтесь на мой канал https://t.me/psihologiy_v_pedagogike