Как говорят мудрецы, «смеётся тот, кто смеётся последним». Пожалуй, это пословица нашла своё воплощение в реальности 18 июля 1981 года на границе между Советским Союзом и Турцией.
Ведь как надо быть смелым — или, может быть, безрассудным — чтобы издеваться над боевым советским самолётом, управляя обычным гражданским авиалайнером. Именно так поступили пилоты израильского транспортника. Конечно, у них на мгновение появилась возможность для насмешек, когда они заметили, что реактивный истребитель попал в сложное положение, но всё равно... боевая машина против гражданской — это неравная игра.
Логично, что, увидев что советский лётчик не шутит, их бравада иссякла, но с этого момента было уже поздно что-либо исправлять. Так что же произошло в том небе и, главное, каким образом наш пилот сумел выйти из крайне затруднительного положения? Давайте разбираться!
Залётчики в советском небе: как всё началось
День выдался тёплым, как и подобает июлю, и ничто, казалось бы, не предвещало беды. Неожиданно советское небо нарушил неизвестный летательный объект, который вскоре был идентифицирован как транспортный самолёт CL-44, летящий из Ирана в Израиль. Интересный момент: этот самолёт уже удивлял нас своим появлением в прошлый раз, но израильская сторона так и не удосужилась объяснить, с чем же он пришёл и куда направляется.
Советский пилот, проявив немалую смекалку и отвагу, смог выяснить этот секрет. Однако путь к истине оказался непростым и потребовал серьёзной жертвы — но об этом позже.
Самолёт, конечно по их словам, не собирался намеренно входить в наши воздушные границы. Но из-за небольшого отклонения от курса он оказался над Азербайджаном, прямо в зоне контроля нашей ПВО.
Решения, как всегда, было молниеносным: в воздух поднялись четыре знаменитых «Сушки», которыми в то время были оснащены большинство полков истребительной авиации ПВО, чтобы пресечь эту дерзость. Но сколько бы они ни пытались связаться и выяснить причины нарушения, израильтяне словно игнорировали их, явно понимая, что сказать особо нечего. Позднее причина такого молчания станет более очевидной.
Игра на нервах и проигрыш по-крупному
Когда топливо у истребителей подошло к концу и они ушли на свой аэродром, пилоты самолёта-нарушителя выдохнули с облегчением. Однако это было преждевременно. Уже вскоре на смену предыдущим подошла ещё одна «Сушка», под управлением Валентина Куляпина. И именно он наглядно показал, что такое настоящая советская лётная школа, заставив израильтян вздрогнуть и пожалеть о своей наглости.
Транспортник нарочно двигался со скоростью около 400 км/ч. Но перехватчик Куляпина не мог держаться на этой скорости, он летел на грани возможного, почти рискуя потерять управление, в то время как его безопасные минимальные скорости значительно выше. К тому же он был вооружён ракетами «воздух-воздух», созданными для дальних дистанций, но в этот раз всё было иначе...
Видя, как советский истребитель остался совершенно один и практически беспомощный, израильские пилоты решили позволить себе насмешки. В последующих интервью Валентин Куляпин вспоминал:
— Нарушитель шёл на меня с таким креном, что казалось, он вот-вот зацепит меня своими винтами, а иногда казалось, что он просто насмехается надо мной.
В то время как транспортный самолёт вёл себя вызывающе, с земли пришёл настоятельный приказ: капитан Куляпин должен был заставить злоумышленников приземлиться. До границы оставалось всего несколько десятков километров и тогда его трогать нельзя.
Последнее предупреждение
Валентин доложил по рации:
— Иду таран! — времени отставать и применять ракеты уже не было.
Сразу после этих слов его истребитель устремился под днище транспортника и нанёс удар по его стабилизатору.
Причём капитан Кулягин действовал грамотно и осторожно, чтобы выполнить боевую задачу и самому постараться остаться в живых. Он, конечно, знал из книг о Великой Отечественной войне, как наши лётчики часто, сблизившись с самолётом противника, обрубали ему хвостовое оперение своим пропеллером. При этом часто даже возвращались на свой аэродром.
Но у Су-15 не было пропеллера и тогда Валентин решил отбить хвост своим самолётом. Как он потом рассказывал в одном из интервью, когда подошёл под хвост нарушителя, то впереди были бешено вращающиеся винты, которые могли ударить по кабине. Тогда он прошёл вперёд и когда винты оказались за кабиной, рванул ручку управления на себя.
После удара оба самолёта ещё продолжали полёт какое-то мгновения, сохраняв иллюзию контроля, но вскоре Куляпин понял, что его присутствие в кабине уже не обязательно, катапультировался, а израильский самолёт вскоре потерял управление и рухнул на землю. Задача была выполнена: даже если это не была взлётно-посадочная полоса, транспортник был "приземлён". Шасси ему уже не понадобились.
Разумеется, у израильских пилотов не было катапульт, и их грубое приземление оказалось фатальным. В отличие от них, Куляпин выжил и смог рассказать, что же произошло в небе.
Что прятали израильтяне внутри CL-44
Интересно, что же вёз CL-44? В документах значились медицинские принадлежности, но на самом деле борт был переполнен танковыми запчастями и боеприпасами. Среди пассажиров находился швейцарский торговец оружием, Андреас Дженни.
Лишь после того, как самолёт был вынужден "приземлиться", истинное содержимое стало очевидным — и всё благодаря действиям решительного советского пилота.
Это был урок тем, кто реши бросить вызов советскому лётчику. Войска ПВО СССР выполнили свою задачу: самолёт приземлён, груз идентифицирован, а капитан Куляпин награждён орденом. Если вы считаете, что Валентин Александрович поступил правильно, оставляйте ваше мнение и не забывайте поддержать рассказ о нашем герое.
Кстати, в небе над Сахалином, значительно позже, перехватчику тоже пришлось отставать, чтобы применить ракеты. В результате время было упущено, самолёт-нарушитель упал в море в нейтральных водах и трудно было с высокой достоверностью определить, что же находилось на борту...
А вы бы рискнули? И, конечно, что вы думаете: правильно ли было решено прибегнуть к тарану? Или, может быть, стоило действовать иначе и применить вооружение? Делитесь своим мнением в комментариях.