В отечественной историографии война, о которой пойдет речь, прежде часто именовалась «Восточной». Именно так озаглавлены труды целого ряда дореволюционных авторов, и это выглядит странно с учетом того, что на восточных рубежах России боевые действия имели весьма незначительный размах.
Но в буквальном смысле название Восточная война более подходит для англичан, французов и отчасти даже для турок, для России же она проходила преимущественно на северо-западных и юго-западных границах, причем важнейшим театром являлся Крымский полуостров. Поэтому в советский период за войной закрепилось более логичное название — Крымская.
Правда, уже в наши дни на этот счет вновь возник разнобой. Но какой бы смысл ни вкладывали в название войны разные авторы, неизменной остается последовательность и взаимная связь событий, среди которых существенную роль в отношении действий на море играют Синопское сражение и высадка англо-франко-турецкого десанта у Евпатории, тесно связанная с началом затопления Черноморского флота у входа в Севастопольскую гавань.
Что касается Синопского сражения, то в отдельных работах события излагаются так, словно это первое столкновение на море после формального объявления войны. В большинстве же вполне резонно указывается, что за несколько дней до него имел место бой * парохода «Владимир» с египетским «Перваз Бахри».
Впрочем, справедливости ради не стоит упускать из вида далеко не во всех работах должным образом отмеченный бой парохода «Колхида», состоявшийся еще ранее.
Однако если указанные столкновения являлись вполне случайными, Синопское сражение если и не стало закономерным, то имело высокие шансы состояться в силу целого ряда обстоятельств, прежде всего географического положения и значения этого турецкого порта.
Облюбованный греками еще в античные времена, город стал крупным торговым центром и оставался таковым при турках, занимаясь также постройкой судов, вплоть до кораблей и фрегатов. Его гавань, хорошо прикрытая изогнутым гористым полуостровом Боз-Тепе, считалась одной из лучших на Анатолийском побережье.
Кроме того, Синоп служил важным пунктом на маршруте перевозок из портов Кавказского побережья к Босфору, и что при этом важно — ближайшим к Севастополю (менее 180 миль, тогда как от Севастополя до Константинополя немногим менее 300 миль, а от Константинополя до Синопа — почти 305).
К началу октября 1853 года в Севастополе находилась большая часть Черноморского флота, состоявшая из 14 кораблей (120-пушечные «Двенадцать Апостолов», «Великий Князь Константин», «Париж», «Три Святителя», 84-пушечные «Императрица Мария», «Храбрый», «Чесма», «Святослав», «Ростислав», «Ягудиил», «Варна», «Гавриил», «Селафаил» и «Уриил»), четырех фрегатов (60-пушечный «Кулевчи», 54-пушечный «Сизополь», 44-пушечные «Кагул» и «Флора»), двух корветов («Андромаха» и «Калипсо»), семи пароходофрегатов (400-сильный «Владимир», 260-сильные «Одесса», «Эльборус», «Бессарабия», 120-сильные «Грозный» и «Молодец», 44-сильная винтовая шхуна «Аргонавт») и 11 транспортов («Березань», «Днепр», «Балаклава», «Днестр», «Дунай», «Рион», «Гагра», «Прут», «Килия», «Буг» и «Цемес»).
Перечисленными кораблями русские морские силы на театре не исчерпывались. Кроме них имелись три фрегата (60-пушечные «Мессемврия» и «Мидия», 52-пушечный «Коварна»), два корвета («Орест», «Пилад»), три пароходофрегата (260-сильные «Херсонес», «Крым», «Громоносец»), вооруженные пароходы Отдельного Кавказского корпуса (вскоре перечисленные в состав Черноморского флота) и других ведомств: 136-сильные «Могучий», «Боец», 120-сильный «Колхида», 180-сильная «Тамань», 90-сильный «Инкерман», 60-сильный «Ординарец» и другие.
Всего в 1853 году можно было рассчитывать не менее чем на два десятка вооруженных пароходов, из них не менее полутора десятков с достаточно сильными машинами**.
О силах турецкого флота в отечественной и зарубежной литературе есть разные данные: по одним, они состояли из 7 кораблей, 6 фрегатов, 10 корветов, 14 бригов, 6 пароходов и 28 мелких судов; по другим — из 6 кораблей, 10 фрегатов, 10 корветов и бригов, 6 пароходов.
Согласно же записке об оттоманских морских силах к марту 1853 года, они насчитывали (не считая египетских и мелких судов) фрегат, 2 корвета и 3 парохода на рейде и в командировках, затем еще 3 корабля, 5 фрегатов, 2 корвета и пароход, пригодные к немедленному выходу в море, а также 4 корабля, 3 фрегата, 3 корвета и пароход, ремонтирующиеся в Адмиралтействе. Всего 7 кораблей, 9 фрегатов, 7 корветов и 5 пароходов, потенциально способных вступить в бой. Таким образом, турки заметно уступали Черноморскому флоту, поэтому их не опасались.
Надо сказать, что русское морское командование рассматривало варианты активного использования собственных сил. В частности, начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов подготовил записку, переданную начальнику Главного морского штаба адмиралу А. С. Меньшикову 1 октября 1853 года.
_______________________________________
Перед Вами статья Р. В. Кондратенко "Начало боевых действий на Черном море в 1853 году" из журнала "Гангут" № 120.
Приобрести и прочитать "Гангут" № 120 полностью Вы можете, написав нам в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий.