Здравствуйте, уважаемые читатели! Предлагаю поговорить о изобретении, которое навсегда изменило человеческую историю — о создании книгопечатания Иоганном Гутенбергом.
Что было до Гутенберга?
Нельзя сказать, что Гутенберг был первым человеком в истории, который дошёл своим умом до создания печатного станка. Задолго до него технологии печати появились на Дальнем Востоке — в Китае и Корее. Да и в Европе технологии изготовления оттисков были хорошо известны с начала XIV в. Однако Китай и Корея находились далеко и не имели контактов с Европой. К тому же их способы печати были далеки от совершенства. Что же касается технологий изготовления оттисков, которые существовали в Европе, то они не позволяли печатать крупные тиражи. Основным способом копирования книг оставалось их ручное переписывание. В Средние века рукописная книга была роскошью, доступной лишь немногим. Монахи-переписчики в скрипториях тратили месяцы и даже годы на создание одного экземпляра. Каждая книга становилась уникальным произведением искусства, украшенным миниатюрами и орнаментами. При этом она оставалась невероятно дорогой.
В XIV–XV веках в Европе происходят кардинальные изменения. На этот период приходится бурный рост городов и городской инфраструктуры. В свои права вступает эпоха Ренессанса. Появляются сообщества людей, которые стремятся возродить высокую культуру античности. Это гуманистическое движение, зародившееся первоначально в Италии, переходит в XV в. и в другие земли. Ренессанс становится общеевропейским явлением. И мы едва ли погрешим против справедливости, если скажем, что ни на западе, ни на востоке Европы не осталось страны, не затронутой им в той или иной мере.
Возрождение античного наследия вело к росту образованности, а также увеличению спроса на книги самого различного содержания. В этих условиях в Европе формировался книжный рынок. При этом копирование текстов по-прежнему осуществлялось от руки, что замедляло развитие книготорговли. К тому же рукописное тиражирование неизменно вело к ошибкам при передаче текста. Появление технологии, которая бы позволила решить эти проблемы, было вопросом времени, но не принципа. Главное достижение Гутенберга состоит не в том, что он изобрел книгопечатание, а в том, что он довел эту технологию до совершенства, превратив книжное дело из искусства в индустрию.
Иоганн Гутенберг и его изобретение
Наши сведения о Иоганне Гутенберге (как и о других европейских первопечатниках) крайне ограничены. Известно, что он родился между 1397 и 1400 гг. в городе Майнце в семье майнцского патриция Фриле Генсфлейша и Эльзы Вирих. Патрициями в те времена называли высокопоставленных бюргеров. Известно, что Гутенберг был обучен ювелирному делу. Однако сведениями о процессе его обучения мы не располагаем.
Так или иначе, в 30-е годы XV в. мы находим его в Страсбурге. Здесь он обучает подмастерий ювелирному делу. И именно здесь, в Страсбурге, Гутенберг начинает экспериментировать с технологиями печати. Результатом этих экспериментов стало создание печатного станка.
В 1438 г. вместе со своим учеником Андреасом Дритценом Гутенберг создаёт товарищество по изготовлению зеркал. Отчасти это было прикрытие для его подлинной деятельности, которая не афишировалась и осуществлялась в строгой тайне. В документах, сохранившихся от судебных тяжб товарищества, фигурируют размытые формулировки («эта работа», «сделать это» и т. п.). Кроме того, в текстах упоминаются пресс, свинец, отливка форм, «тиснение» или «печатание». Вероятно, в 1438 г. Гутенберг уже стоял на пороге создания своего величайшего изобретения. Предполагается, что создание печатного станка было завершено в 1440 году. Печатных изданий, датируемых этим годом, не найдено. Однако 1440 год фигурирует в ряде документов, извлечённых из дел авиньонских нотариусов и обнародованных в 1890 году аббатом Рекеном (Requin, «L’imprimerie à Avignon en 1444»). В этих актах упоминается некий Прокопий Вальдфогель, вступавший в сделки с разными лицами, которых за деньги и другие выгоды посвящал в тайну «искусственного письма». Существует предположение, что под именем Вальдфогеля скрывался сам Гутенберг.
Ключевым прорывом для мастера стало изобретение технологии подвижных литер. Вместо того чтобы вырезать весь текст целиком, как это делали раньше, он предложил использовать отдельные металлические буквы, которые можно было бы переставлять и применять многократно. Созданная им технология представляла собой сложную систему, состоявшую из целого ряда элементов. Среди них следует отметить:
- Специальный сплав для изготовления литер
- Пресс для равномерного давления
- Особую типографскую краску
- Способ отливки и набора текста
В 1448 г. Гутенберг вернулся в родной Майнц. В 1450 г. он заключил договор с майнцским дельцом Иоганном Фустом, по которому тот ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и прочий расходный материал). Типография со всеми её принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Первое печатное издание было выпущено около 1450 года. Это была знаменитая Библия Гутенберга. На его создание ушло несколько лет, но результат превзошел все ожидания – книга получилась четкой, единообразной и красивой, практически неотличимой от рукописной. Хотя это было первое печатное издание, качеством оно превосходило более поздние инкунабулы. Библия была набрана текстурой - одной из разновидностей готического шрифта. При этом из эстетических соображений и отчасти из подражания практике, устоявшейся в книгописных скрипториях, Гутенберг стремился достичь максимальной вариативности букв. Его шрифт состоял из 150—300 различных знаков вместо 60—70 минимальных. В нём было множество лигатур и сокращений. Благодаря этим сокращениям, а также убирая или добавляя пробелы до или после знаков препинания, Гутенберг добился идеально ровного набора.
Дальнейшая судьба Гутенберга складывалась непросто. В 1455 г. его типография перешла к кредитору Фусту из-за невозможности выплатить проценты. Пришлось начинать дело с самого начала. Гутенберг заключил соглашение с Конрадом Гумери и в 1460 г. выпустил книгу «Католикон» – латинскую грамматику со словарём.
В последние годы жизни книгоиздатель заручился покровительством влиятельного лица - курфюрста Адольфа. Последний взял его на службу. Вероятно, это обеспечило изобретателю некоторую финансовую стабильность. Однако 3 февраля 1468 г. Иоганн Гутенберг скончался в своём родном городе Майнце. Он был похоронен там же, однако точное местоположение его могилы сегодня неизвестно. По некоторым данным, она могла находиться на разрушенном францисканском кладбище.
Книгопечатание после Гутенберга
Следует заметить, что в XV в. идея создания печатного станка витала в воздухе. Об этом свидетельствует хотя бы то, что свои разработки и эксперименты первопечатник осуществлял в строжайшей тайне. Очевидно, он опасался конкурентов, которые могли перехватить его идею. Не удивительно, что современники оценили его изобретение по достоинству. Во второй половине XV в. в Европе книгопечатание распространилось по Европе, причем темпы его распространения были невероятно высоки. Перечислю ниже лишь некоторые типографии, возникшие в этот период.
Южная Германия
- Аугсбург - типография Гюнтера Цайнера
- Кёльн - типография Генриха Квентеля (издала более 400 книг, включая знаменитую Кёльнскую Библию 1478 года)
- Нюрнберг - типография Антона Кобергера (основана в 1470), крупнейшая фирма с 24 печатными станками.
Италия
- Рим - типография Конрада Свейнхейма и Арнольда Паннартца
- Венеция - типография братьев Иоханна и Венделина из Шпейера (основана в 1467 г.). К концу века в Венеции работало 150 типографий, включая издательство Альда Мануция
Испания
- Валенсия - первая типография на Иберийском полуострове (основана в 1475 г.)
- Севилья - типография под покровительством королевы Изабеллы (основана в 1490 г.)
- Барселона - типография Педро Поза (основана в 1493 г.)
Чехия
- Прага - типография Яна Северина и Яна Кампа (1488)
- Кутна Гора - типография Мартина из Тышнова (1488)
К 1500 году в Германии действовало 261 типография в 75 городах, а в Италии - 526 типографий в 74 городах. В конце XV в. появляются типографии, которые начинают печатать кириллические книги. Первой из них была типография Швайпольта Фиоля в Кракове. О ее возникновении речь пойдет в следующих публикациях.
Благодарю вас за прочтение статьи. Если вам понравился материал, оставляйте ваши реакции и комментарии.