«Буханка», «Головастик»: конечно же, эти имена знакомы нам с детства, воспеты фольклором и обросли городскими легендами. А ведь все могло быть еще интереснее, появись у этих моделей преемник несколько десятилетий назад. Увы, как это нередко случается, новая техника добирается до конвейера не так быстро, как хотелось бы, а некоторые достойные разработки в лучшем случае воплощаются в металле в единичных экземплярах и становятся достоянием музеев.
Надо сказать, что попытки создать легкий грузовик в Ульяновске предпринимали с конца сороковых годов. И ведь почти получилось! Вдохновившись идеями передового на тот момент американского автопрома, принимавшего активное участие в становлении советской технической школы, ульяновцы разработали модель УАЗ-300, бравшую на борт тонну, и в соответствии с традициями того времени реализованную в капотной компоновке. К сожалению, в серию УАЗ-300 так не пошел, споткнувшись о военно-промышленный комплекс, у которого на УАЗ были свои планы. Так тема легких грузовиков исчезла из повестки завода на полвека. И вот на дворе грянули 90-е, перевернувшие всю экономику России. И если УАЗ-469/3151 по-прежнему устраивал основного заказчика, то коммерческие «Буханки» и «Головастики» хотя и пользовались спросом в силу доступности и утилитарности, все же не перекрывали потребности рынка в других сегментах коммерческого транспорта.
Изначально в Ульяновске планировали создать новый модельный ряд, радикально модернизировав заслуженные бескапотники. Но подумали, посчитали и стало ясно: смета такой работы приблизилась к запуску абсолютно новой модели, значит, целесообразно взять за основу самое свежее на тот момент семейство – внедорожники 3160/3162 «Симбир».
«Симба»
Так появился план на две базовые модели: бортовой грузовик УАЗ-2365 и минивэн УАЗ-3165. По созвучию с готовящимся к серии внедорожником «Симбир» новинки предполагали выпустить на рынок под именем «Симба». Раз уж от модернизации бескапотников отказались, то почему бы не отойти от такой компоновки в принципе? Во-первых, у автомобилей с вынесенным вперед моторным отсеком лучше показатели пассивной безопасности. Во-вторых, ведущие мировые легкие коммерческие автомобили предлагали тогда полукапотную компоновку, и тренд не хотелось игнорировать. Ну и последними аргументами на чаше весов стали удобство обслуживания, меньший уровень шума в кабине, возможность установить в более просторном отсеке широкую гамму двигателей. Последнее вовсе не фигура речи: для «Симбы» планировали даже V-образную «шестерку»!
Конструирование с нуля позволило широкими мазками рисовать новые профили. Так, колесную базу внедорожников растянули до 3000 мм (у УАЗ-3160 и 3162 этот показатель равен 2400 и 2760 мм соответственно). Передний свес максимально урезали, капот по сравнению с исходными моделями тоже укоротили и придали ему покатую форму. Хлебнув лиха с УАЗ-3160 со слишком узкой колеей, конструкторы расширили расстояние между колес перспективной модели до 1675 мм. Передний узел реализовали с открытыми поворотными кулаками, увеличив благодаря чему угол поворота колес вырос с 27 до 36 градусов, что компенсировало рост колесной базы и габаритов.
К концу 1990-х первая итерация «Симбы» была готова. В этой версии у кабины заимствованные фары, но оригинальная приборная панель. Последнюю, третью по счету вариацию показали в 2005 году: тут уже оригинальный интерьер и оптика от «Патриота». Увы, на этом проект «Симбы» пришлось свернуть: запуск двух моделей в столь ограниченный срок потянуть сложно во все времена. Как ни крути, несмотря на высокую степень унификации внедорожника и коммерческой модели, для серийного производства «Симбы» пришлось бы освоить множество уникальных компонентов.
В короткий промежуток времени с 2004 по 2005 год вне основного конвейера по обходной технологии мелкими сериями выпускали и еще одну модель. УАЗ-2360 грузоподъемностью в 800-1000 кг на базе все того же УАЗ-3162 дебютировал на московском автосалоне в 2002 году. Машину отличала удлиненная до все тех же 3000 мм колесная база, а также грузовая платформа с металлическими бортами и деревянным полом. Под капотом стоял один из агрегатов ЗМЗ: 16-клапанный наддувный дизель или бензиновый мотор (98 или 128 л.с. соответственно). Не успев примелькаться на дорогах, УАЗ-2360 уступил место модернизированному УАЗ-23602, больше известному под именем УАЗ «Карго».
«Карго»
Бесспорно, старт производства «Патриота» стал главным событием УАЗа за десятилетие. Удачный и востребованный внедорожник так и кричал: на моей базе может получиться отличный легкий грузовичок! Собственно, терять сегмент LCV никто и не собирался. Так вместо «Симбы» на рынке появился «Карго» с базой в те же 3000 мм и обрезанной за передними креслами кабиной от «Патриота». От мостов, которые расширили бы колею, отказались. Базовой стала модификация с бортовой платформой, открывающейся на три стороны. Для УАЗа это был прорыв: полноценная грузовая модель с комфортом обычного внедорожника. Без всяких оговорок, ведь интерьером поделился тот же «Патриот». Для частных перевозчиков и корпоративных парков самое оно: ведь работать на машине с современной легковой эргономикой и кондиционером, «музыкой» и другими соответствующими году на календаре опциями, одно удовольствие. А хорошие условия труда - всегда плюс для любого бизнеса.
Ульяновские гены обусловили и уникальную специфику «Карго». Машину выпускали исключительно в полноприводной версии (таким же, кстати, задумывался и «Симба»), с той же трансмиссией part-time, что «Патриот» и «Пикап». Хотя запрос на полный привод от городских коммерсантов был умеренным, на российских просторах всегда хватало мест, до которых сложно пробраться на цивильном моноприводном грузовике. Все это обеспечило попадание в свою нишу, и в ней «Карго» благополучно существовал с небольшим перерывом с 2008 по 2017 год.
«Профи»
УАЗ практически непрерывно модернизирует «Патриот» всю его конвейерную жизнь. Ничего удивительного, статус флагманской модели к этому обязывает. И «Пикап», будучи ближайшим родственником, получает все обновления в полном объеме. А вот LCV в определенный момент решили развести с донором ради большей заточенности под потребности тех, кто выбирает полноценный грузовик.
В итоге в 2017 году выходит модель «Профи». С другими УАЗами «Профи» не перепутаешь благодаря самобытному оформлению передка – с некрашеным бампером (он практичнее) и более узкими фарами (такие дешевле). Но главное, конечно, не в дизайне. «Профи» прибавил 500 мм по колесной базе, 605 мм в длине и 260 мм в высоте. Вместо обычного пассажирского места поставили полуторное, так что при желании сюда можно усадить двух пассажиров. Грузоподъемность выросла вдвое, объем грузового кузова с тентом – на 40%. В первые месяцы предложили машины с разной шириной грузовой платформы, а позже подоспели варианты с двойной пятиместной кабиной и бессчетное множество специальных модификаций от завода и его партнеров: от изотермического фургона, до автодома и даже первого российского электрогрузомобиля!
Поначалу, как и «Карго», «Профи» представили исключительно в полноприводном варианте, поэтому едва ли не самым долгожданным и прорывным для УАЗа стал выход моноприводной версии. Если «Профи» 4WD комплектуется односкатным задним мостом (чтобы легче было пробивать колею), то заднеприводная «Полуторка» получила мост с двойной ошиновкой и колесами меньшего диаметра.
В ближайшее время «Профи» предстанет в потенциально весьма востребованной в силу экономичности модификации с двухлитровым дизельным мотором и шестиступенчатой механической коробкой передач. Интеграция под капот нового двигателя мощностью 136 л.с. с крутящим моментом 320 Нм, помимо прочего, потребовала установки новых опор, доработки моторного щита и прокладку новых топливных магистралей. Почти завершены и доводочные работы по системе охлаждения. Как принято говорить в таких случаях «о дате премьеры мы сообщим дополнительно», но она не за горами!
***
Во все годы грузовые капотные УАЗы неизменно собирали пул преданных поклонников. Эти машины ценят за выносливость и ремонтопригодность, а еще они всегда готовы добраться в самую далекую деревушку по любой дороге и при любой погоде. Тем интереснее появление новых версий: и моноприводных, и с дизелем в сочетании с механической коробкой, благодаря которым «Профи» завоевывает новую покупательскую аудиторию и усиливает позиции в сегменте городского коммерческого транспорта.