Найти в Дзене
Музей Горгиппия

Реставрация фрагмента аттического краснофигурного сосуда с сюжетной росписью

Лаборатория реставрации Анапского археологического музея рассказывает сегодня о работе с фрагментом чернолаковой краснофигурной керамики. Фрагмент размером 13х8 см содержит изображения двух женских фигур. С левой стороны находится обнажённая женщина, голова которой повёрнута в профиль влево. Её тело развёрнуто вполоборота и сильно наклонено вперёд. Фигура справа одета в хитон, который закреплён на плечах пряжками и подвязан под грудью. Она изображена в фас, её голова повёрнута влево, в профиль. Длинные тёмные волосы спускаются на лицо, прикрывая лоб и виски. Украшения на волосах, серьга и бусы на шее девушки в хитоне обозначены белой краской. Между фигурами изображён тирс — жезл Диониса и его спутниц, вакханок и менад. Возможно, девушки участвуют в каком-то культовом обряде, посвящённом Дионису. Фрагмент стенки сосуда был передан в музей в 1947 г. Он датируется серединой, третьей четвертью IV в. до н.э. Известно, что технология изготовления античного чёрного лака была подробно изучена

Лаборатория реставрации Анапского археологического музея рассказывает сегодня о работе с фрагментом чернолаковой краснофигурной керамики.

Фрагмент сосуда после реставрации.
Фрагмент сосуда после реставрации.

Фрагмент размером 13х8 см содержит изображения двух женских фигур. С левой стороны находится обнажённая женщина, голова которой повёрнута в профиль влево. Её тело развёрнуто вполоборота и сильно наклонено вперёд. Фигура справа одета в хитон, который закреплён на плечах пряжками и подвязан под грудью. Она изображена в фас, её голова повёрнута влево, в профиль. Длинные тёмные волосы спускаются на лицо, прикрывая лоб и виски. Украшения на волосах, серьга и бусы на шее девушки в хитоне обозначены белой краской. Между фигурами изображён тирс — жезл Диониса и его спутниц, вакханок и менад. Возможно, девушки участвуют в каком-то культовом обряде, посвящённом Дионису.

Фрагмент сосуда после реставрации.
Фрагмент сосуда после реставрации.

Фрагмент стенки сосуда был передан в музей в 1947 г. Он датируется серединой, третьей четвертью IV в. до н.э.

Известно, что технология изготовления античного чёрного лака была подробно изучена немецким исследователем Теодором Шуманом. В своем исследовании Шуман установил, что чёрный лак по составу не отличается от глины и не имеет никаких примесей или красителей. Чёрный цвет обусловлен оксидом железа, который при окислительном обжиге даёт ярко-красный, а при восстановительном — чёрный цвет. Сосуд сначала покрывали раствором мелко измельчённой охры, полировали гладким камнем или деревянным бруском и только потом покрывали чёрным лаком. После высыхания поверхность, не покрытая лаком, имела розово-оранжевый цвет.

Реставраторами Анапского музея было установлено, что роспись деталей на представленном фрагменте была осуществлена жидкой глиной с примесью белого минерального пигмента поверх обожжённой поверхности.

На момент поступления в реставрацию фрагменты предмета были склеены клеем неизвестного состава. Клеевая плёнка утратила адгезионные свойства. На поверхности предмета с лицевой и оборотной стороны присутствовали загрязнения, а также, солевые наслоения.

Прежде чем приступить к реставрационному вмешательству, реставраторы провели лабораторные исследования. А именно, произвели пробу на растворимость клея и микрохимический анализ на содержание водорастворимых хлористых и карбонатных солей. В результате было установлено, что клеевой состав, использовавшийся в предшествующей реставрации, хорошо растворим в ацетоне. Подтвердились данные и о присутствии в структуре памятника хлористых и карбонатных солей.

Этапы реставрации, до и после.
Этапы реставрации, до и после.

Вышеупомянутые соли присутствуют в структуре археологической керамики, как правило, в связи с длительным залеганием последней в грунте. Керамический черепок поглощает насыщенные солями грунтовые воды. При изменении температурно-влажностного режима происходит миграция солей по внутренним порам керамики и их последующая кристаллизация. Кристаллизованные соли крайне опасны, поскольку они уменьшают механическую прочность черепка.

Реставраторы произвели очистку поверхности, расшивку старой склейки, а также обессоливание предмета. Затем фрагменты были склеены между собой 10% раствором ПВБ в этиловом спирте.

В результате реставрационных мероприятий было приостановлено разрушение структуры памятника. Предмет приобрёл механическую прочность и экспозиционный вид.

Материал подготовлен художником-реставратором Анапского археологического музея П.М. Шляховой

Список использованной литературы:

1. Schumann, Theodor. Oberflächenverzierung in der antiken Töpferkunst. Terra sigillata und griechische Schwarzrotmalerei (нем.) // Berichte der deutschen keramischen Gesellschaft. — 1942. — Bd. 32. — Р. 426

2. Реставрация музейной керамики: Методические рекомендации/ Л.Н. Андреева, А.С. Антонян, Т.И. Барабанова и др.; Под общ. ред. Л.Н. Андреевой. — М.: ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря, 1999. — 144 с.

Еда
6,93 млн интересуются