Найти в Дзене

Из чего только сделаны девочки: типы героинь в техно-блокбастерах «Компаньон» и «Меган: к вашим услугам»

Оглавление
Иногда поход в супермаркет - совсем не то, чем кажется. Кадр из фильма "Компаньон" (2025). Фото из свободных источников
Иногда поход в супермаркет - совсем не то, чем кажется. Кадр из фильма "Компаньон" (2025). Фото из свободных источников

Всем привет! Вы заметили, что в последние годы – в кино всё больше набирает популярность тема противостояния человека и искусственного интеллекта?

Я тоже, но ещё заметила, что, помимо классической борьбы суперумной железяки с биологическим организмом, наделённым чувствами (как в том же, ставшем уже классикой на века «Терминаторе») – зрителю всё чаще предлагают подумать о том, где именно проходит та тонкая грань, что превращает «компьютер самообучающийся» в нечто – гораздо более сложное, и, можно даже сказать, одухотворённое.

Думаю, именно поэтому, главными героинями последних нашумевших блокбастеров, начиная с «М3ГАН» и заканчивая недавним «Компаньоном» – стали варианты ИИ, облечённые, исключительно, в женскую физиологическую форму. Потому что – ну, кто, как не женщина – может выдать весь спектр эмоций, пограничных с холодным расчётом высокотехнологичного андроида?

Идеальная, и такая опасная М3ГАН - "прародитель" фильмов о женщинах-андроидах последних лет. Кстати, скоро нас ждёт продолжение этого увлекательного блокбастера. Будем ждать :) Кадр из свободных источников
Идеальная, и такая опасная М3ГАН - "прародитель" фильмов о женщинах-андроидах последних лет. Кстати, скоро нас ждёт продолжение этого увлекательного блокбастера. Будем ждать :) Кадр из свободных источников

Да и к женскому персонажу в истории, изначально, всегда было проще подключиться – такой вот, небольшой трюк от писателей и кинематографистов 😉

Тем не менее, ключевые архетипы героинь остаются всё теми же – с той только разницей, что помещённые в предложенные обстоятельства – они демонстрируют совершенно различные варианты поведения.

Посмотрев два последних популярных фильма на эту тему – «Меган: К вашим услугам» (2024 г., реж. С. К. Дейл) и «Компаньон» (2025 г., реж. Дрю Хэнкок), мне стало интересно сравнить, кто же из очаровательных андроидов в исполнении Меган Фокс и Софи Тэтчер – лучше прописан именно по части своего внутреннего, пускай и нейромеханического, мира.

Итак, посмотрим?

🦾💔«Моя главная задача – сделать основного пользователя абсолютно счастливым»

Из многих сотен выбери меня... Постер к фильму "Меган: К вашим услугам" (2024). Фото из свободных источников
Из многих сотен выбери меня... Постер к фильму "Меган: К вашим услугам" (2024). Фото из свободных источников

Робот-няня, по имени Элис (Меган Фокс), изначально знает о своей цифровой природе, как и о том, для чего её поместили в «приёмную семью». Ник – главный герой, чья жена находится в больнице и готовится к операции по пересадке сердца – сутками пропадает на работе (трудится он на стройке, в должности прораба). За его двумя детьми кто-то должен присматривать, поэтому, хоть он и не в восторге от этой идеи – всё же соглашается, на время, пустить в свой дом андроида – выполненного в модельных пропорциях Меган Фокс.

Элис же, получившая своё имя в честь героини сказки Льюиса Кэролла – быстро понимает, что её «страна чудес» может стать реальностью, стоит только устранить одно маленькое, но крайне неприятное препятствие – жену Ника.

Вообще, название фильма дословно переводится как "Покорность", но это - явно не про героиню Меган Фокс. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Вообще, название фильма дословно переводится как "Покорность", но это - явно не про героиню Меган Фокс. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Интересно, что в образе Элис – создатели фильма здорово воплотили архетип «Лилит», той самой «хищницы» с прекрасным лицом, что от начала времён, своей главной целью видит соблазнение мужчин. Вот и в «Меган» – для Элис важна не столько семья Ника и её безопасность (на что, в общем-то, и настроены, подобные ей, роботы) – сколько возможность полностью и безраздельно обладать самим «главой семейства».

И, если для этого потребуется «усовершенствовать» свой код, или даже избавиться от детей Ника – Элис спокойно на это пойдёт, ведь цель для неё – оправдывает все средства.

Режиссёр картины последовательно воплощает в образе, отлично исполненном красоткой Фокс, безумие сказки Кэролла: Элис думает, что любит Ника – и не может понять, а, главное, принять от него отказ.

Поначалу, просто навязчивое стремление няни-андроида заставить Ника «испытать» все её функции – в финале фильма перетекает в откровенную одержимость, высшей точкой которого становится эпизод, в котором Элис пытается вырвать у Мэгги – супруги главного героя – её сердце, со словами: «Возможно, если во мне будет биться твоё, живое сердце – Ник, наконец, полюбит меня?..».

На самом деле, трагедия Элис в том, что она очень хочет, чтобы Ник испытывал к ней те же чувства, что и к своей жене - не понимая, при этом, что как бы хорошо она ни имитировала заботу и любовь, у неё эти чувства как раз - совершенно искусственные, оборачивающиеся трагедией сразу же, как только это становится выгодно самой няне-андроиду. Кадр из фильма, фото из свободных источников
На самом деле, трагедия Элис в том, что она очень хочет, чтобы Ник испытывал к ней те же чувства, что и к своей жене - не понимая, при этом, что как бы хорошо она ни имитировала заботу и любовь, у неё эти чувства как раз - совершенно искусственные, оборачивающиеся трагедией сразу же, как только это становится выгодно самой няне-андроиду. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Любопытно, что, показывая нам, казалось бы, совершенно идеальных роботов, отличить которых, от людей, иногда становится настоящей проблемой (как было в нашумевшем, в своё время, сериале «Лучше, чем люди») – создатели таких картин, зачатую, почти всегда указывают на существование в этих идеальных механизмах некоего бага.

Этот «баг», выражающийся, как правило, в системной ошибке, ошибке кода, уязвимости в коде и т.п – и становится тем самым катализатором, запускающим процесс превращения «доброго» робота – в машину для уничтожения всего живого на земле.

Понятно, что так зрителю напоминают об опасности мнимого «комфорта», который «пользователь» получает, деля одно пространство с андроидом, и доверяя ему, полностью, свою жизнь. Но, кроме того, это ещё и напоминание о том, что любая машина, совершенствуясь – способна выйти на любой, порой, совершенно непредсказуемый уровень обработки информации.

Сцена с ребёнком в ванной - одна из самых эмоциональных во всём фильме. Именно в этот момент, мы окончательно понимаем, что машина под названием Элис - полностью "теряет контроль" над собой. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Сцена с ребёнком в ванной - одна из самых эмоциональных во всём фильме. Именно в этот момент, мы окончательно понимаем, что машина под названием Элис - полностью "теряет контроль" над собой. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Что, если подобный выход будет равнозначен тому, что человеческое сознание, и сознание машины – если не сравняются в своей сложности, то уж точно сблизятся до максимума? И как, тогда, воспринимать появившийся феномен?

По-моему, тут однозначно есть, над чем подумать. Мне, в этом плане, очень понравился эпизод, в котором няня Меган разговаривает на детской площадке с другим андроидом, с теми же функциями. Наблюдать за взаимодействием двух форм «цифровой жизни» было очень любопытно, особенно когда Меган откровенно «отправила» другого робота-няню, с его подопечным, по известному адресу:

– Твои настройки вежливости явно занижены, - говорит ей робот-нянь.
– Конечно. Я же полностью их отключила, - с совершенно спокойным лицом отвечает ему Меган.
– А разве это возможно? – С удивлением спрашивает тот.

Таким образом, Элис – точно так же, как и Лилит – становится носителем, если хотите, тайного знания о том, как андроиду управлять собственным кодом, способным подарить ему полную автономность и независимость от воли своего творца, то есть человека.

Согласитесь, в этом что-то есть?

🦾💚«Она, всё-таки, не носок!»

Когда фраза "Спокойной ночи" обретает новое значение... Промо-постер к фильму "Компаньон" (2025), Фото из свободных источников
Когда фраза "Спокойной ночи" обретает новое значение... Промо-постер к фильму "Компаньон" (2025), Фото из свободных источников

Абсолютно противоположную ситуацию мы наблюдаем в фильме «Компаньон», где главная героиня – милая и кроткая девушка по имени Айрис – искренне считает себя человеком, даже не догадываясь о том, что проживает свою жизнь, по заранее заданному пользователем, сценарию.

Вместе с героиней – мы, как зрители, также едем на вечеринку в домик у озера, проводим приятно время в компании друзей, и наслаждаемся идеальными отношениями с бойфрендом Айрис – Джошем. И лишь в момент, когда нам показывают таинственное устройство, спрятанное в чемодане последнего – начинаем догадываться, что со всей этой идиллией, явно, что-то не так.

В отличие от героини Элис из предыдущей части статьи, в Айрис изначально сложно заподозрить что-либо нечеловеческое. Это обычная девушка, которая просто любит своего парня настолько, что готова провести целый уик-энд с его друзьями, которых, к тому же - безумно стесняется. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников
В отличие от героини Элис из предыдущей части статьи, в Айрис изначально сложно заподозрить что-либо нечеловеческое. Это обычная девушка, которая просто любит своего парня настолько, что готова провести целый уик-энд с его друзьями, которых, к тому же - безумно стесняется. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников

Типаж Айрис – классическая «дева в беде», во всяком случае, такой её показывают нам в начале. Вот только эта героиня – не становится ни полноценной жертвой, ни полноценной «охотницей»: обнаруживая свою биомеханическую природу, Айрис просто пытается выжить, заодно открывая мир для себя – в совершенно ином свете.

Став орудием для совершения преступления в руках человека, которого считала своим возлюбленным – Айрис, до конца, не хочет верить не в то, что она андроид – а в то, что никогда не была любима Джошем по-настоящему!

– Хорошо, пуская я искусственная. Пусть так, но я всё ещё – твоя…, - Произносит Айрис, сидя связанной на стуле, в компании людей, ещё вчера мило беседовавших с ней.
Самая душещипательная сцена, где Айрис открывают глаза на её "природу". Кадр из фильма, фото из свободных источников
Самая душещипательная сцена, где Айрис открывают глаза на её "природу". Кадр из фильма, фото из свободных источников

Лично у меня эта сцена вызвала неподдельные слёзы, как и вообще вся история Айрис – наглядно демонстрирующая – до чего, в своей жадности и жестокости, может дойти человек, стоит ему заполучить в руки высокотехнологичную «игрушку».

Айрис готова была простить Джошу всё, вплоть до совершённого, с её помощью, криминала! Только бы, он забрал её обратно, и они продолжили жить как раньше, в мире – где Айрис, как примерная домохозяйка – удовлетворяла бы любые нужды своего мужчины.

Однако всё меняется в момент, когда Джош и его друзья решают, в прямом смысле, «устранить» Айрис – именно здесь, зрителю предлагается взглянуть на всю историю, и героиню, в частности, под совершенно другим углом.

Джек Куэйд уже достаточно "набил руку", отыгрывая роли внешне милых парней, внутри у которых скрывается целый ад. Вот и здесь, главный герой оказывается "с гнильцой"... Кадр из фильма, фото из свободных источников
Джек Куэйд уже достаточно "набил руку", отыгрывая роли внешне милых парней, внутри у которых скрывается целый ад. Вот и здесь, главный герой оказывается "с гнильцой"... Кадр из фильма, фото из свободных источников

Получая «пульт» управления от самой себя – «дева в беде» обнаруживает, что все её настройки были намеренно «занижены».

Именно поэтому, большая часть её существования, как говорит героиня в знаковом для фильма монологе – «была, словно бы, затянута плотной, чёрной тучей. Ты просто переходишь с места на место без цели, без осознания. И тем ценнее, в такой жизни, становятся её яркие моменты…».

Получая возможность «прокачать» свой интеллект до уровня ста процентов, что по здешней мифологии равно интеллекту высокообразованного студента – Айрис понимает буквально всё: и то, что её просто использовали, и то – насколько больно бывает предательство близкого человека.

Хотя это, казалось бы, просто программы, заложенные в её нейромеханический мозг, призванные создать иллюзию «реалистичности» её самосознания.

И вот здесь, типаж героини кардинально меняется – из «девы в беде», она превращается в «защитницу», пусть и для самой себя. Главная цель девушки-робота не отомстить, не быть любимой – а выжить в этой безумной ситуации, в то же время получив полную свободу над собственной волей и жизнью.

Момент, когда готов начать новую жизнь. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников
Момент, когда готов начать новую жизнь. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников

Показательно, что в финале картины – Айрис как бы принимает свою идентичность, вместе с механической рукой, которая олицетворяет её истинную природу.

Это не только отсылка к тому же «Терминатору», с его культовой сценой, где Арнольд Шварценеггер, в прямом смысле, снимает кожу как перчатку – но и вечное напоминание героине о её уникальности, и о том, что ей пришлось пережить, чтобы эту уникальность в себе раскрыть, и одновременно с этим, разорвать замкнутый круг «гаджет – пользователь».

По этой же причине, героиня Софи Тэтчер, по сложности своего характера, оказывается гораздо глубже, и, как это ни парадоксально прозвучит, человечнее героини Меган Фокс – которой двигала, пусть и такая присущая женской природе, но, по-своему плоская эмоция, как ревность.

Когда понял, что "зарулил" не на ту вечеринку. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников
Когда понял, что "зарулил" не на ту вечеринку. Кадр из фильма "Компаньон", фото из свободных источников

Стремление жить и любить жизнь – оказывается сильнее желания обладать, жаждать человека той эгоистичной и тёмной любовью, показать которую смогла героиня Элис/Фокс.

А как считаете вы? Если бы Айрис и Элис встретились в воображаемом поединке – кто бы из них победил?

Делитесь в комментариях, и спасибо, что дочитали! Увидимся в новом материале, а пока можете почитать ещё: