Всем привет! Вы заметили, что в последние годы – в кино всё больше набирает популярность тема противостояния человека и искусственного интеллекта?
Я тоже, но ещё заметила, что, помимо классической борьбы суперумной железяки с биологическим организмом, наделённым чувствами (как в том же, ставшем уже классикой на века «Терминаторе») – зрителю всё чаще предлагают подумать о том, где именно проходит та тонкая грань, что превращает «компьютер самообучающийся» в нечто – гораздо более сложное, и, можно даже сказать, одухотворённое.
Думаю, именно поэтому, главными героинями последних нашумевших блокбастеров, начиная с «М3ГАН» и заканчивая недавним «Компаньоном» – стали варианты ИИ, облечённые, исключительно, в женскую физиологическую форму. Потому что – ну, кто, как не женщина – может выдать весь спектр эмоций, пограничных с холодным расчётом высокотехнологичного андроида?
Да и к женскому персонажу в истории, изначально, всегда было проще подключиться – такой вот, небольшой трюк от писателей и кинематографистов 😉
Тем не менее, ключевые архетипы героинь остаются всё теми же – с той только разницей, что помещённые в предложенные обстоятельства – они демонстрируют совершенно различные варианты поведения.
Посмотрев два последних популярных фильма на эту тему – «Меган: К вашим услугам» (2024 г., реж. С. К. Дейл) и «Компаньон» (2025 г., реж. Дрю Хэнкок), мне стало интересно сравнить, кто же из очаровательных андроидов в исполнении Меган Фокс и Софи Тэтчер – лучше прописан именно по части своего внутреннего, пускай и нейромеханического, мира.
Итак, посмотрим?
🦾💔«Моя главная задача – сделать основного пользователя абсолютно счастливым»
Робот-няня, по имени Элис (Меган Фокс), изначально знает о своей цифровой природе, как и о том, для чего её поместили в «приёмную семью». Ник – главный герой, чья жена находится в больнице и готовится к операции по пересадке сердца – сутками пропадает на работе (трудится он на стройке, в должности прораба). За его двумя детьми кто-то должен присматривать, поэтому, хоть он и не в восторге от этой идеи – всё же соглашается, на время, пустить в свой дом андроида – выполненного в модельных пропорциях Меган Фокс.
Элис же, получившая своё имя в честь героини сказки Льюиса Кэролла – быстро понимает, что её «страна чудес» может стать реальностью, стоит только устранить одно маленькое, но крайне неприятное препятствие – жену Ника.
Интересно, что в образе Элис – создатели фильма здорово воплотили архетип «Лилит», той самой «хищницы» с прекрасным лицом, что от начала времён, своей главной целью видит соблазнение мужчин. Вот и в «Меган» – для Элис важна не столько семья Ника и её безопасность (на что, в общем-то, и настроены, подобные ей, роботы) – сколько возможность полностью и безраздельно обладать самим «главой семейства».
И, если для этого потребуется «усовершенствовать» свой код, или даже избавиться от детей Ника – Элис спокойно на это пойдёт, ведь цель для неё – оправдывает все средства.
Режиссёр картины последовательно воплощает в образе, отлично исполненном красоткой Фокс, безумие сказки Кэролла: Элис думает, что любит Ника – и не может понять, а, главное, принять от него отказ.
Поначалу, просто навязчивое стремление няни-андроида заставить Ника «испытать» все её функции – в финале фильма перетекает в откровенную одержимость, высшей точкой которого становится эпизод, в котором Элис пытается вырвать у Мэгги – супруги главного героя – её сердце, со словами: «Возможно, если во мне будет биться твоё, живое сердце – Ник, наконец, полюбит меня?..».
Любопытно, что, показывая нам, казалось бы, совершенно идеальных роботов, отличить которых, от людей, иногда становится настоящей проблемой (как было в нашумевшем, в своё время, сериале «Лучше, чем люди») – создатели таких картин, зачатую, почти всегда указывают на существование в этих идеальных механизмах некоего бага.
Этот «баг», выражающийся, как правило, в системной ошибке, ошибке кода, уязвимости в коде и т.п – и становится тем самым катализатором, запускающим процесс превращения «доброго» робота – в машину для уничтожения всего живого на земле.
Понятно, что так зрителю напоминают об опасности мнимого «комфорта», который «пользователь» получает, деля одно пространство с андроидом, и доверяя ему, полностью, свою жизнь. Но, кроме того, это ещё и напоминание о том, что любая машина, совершенствуясь – способна выйти на любой, порой, совершенно непредсказуемый уровень обработки информации.
Что, если подобный выход будет равнозначен тому, что человеческое сознание, и сознание машины – если не сравняются в своей сложности, то уж точно сблизятся до максимума? И как, тогда, воспринимать появившийся феномен?
По-моему, тут однозначно есть, над чем подумать. Мне, в этом плане, очень понравился эпизод, в котором няня Меган разговаривает на детской площадке с другим андроидом, с теми же функциями. Наблюдать за взаимодействием двух форм «цифровой жизни» было очень любопытно, особенно когда Меган откровенно «отправила» другого робота-няню, с его подопечным, по известному адресу:
– Твои настройки вежливости явно занижены, - говорит ей робот-нянь.
– Конечно. Я же полностью их отключила, - с совершенно спокойным лицом отвечает ему Меган.
– А разве это возможно? – С удивлением спрашивает тот.
Таким образом, Элис – точно так же, как и Лилит – становится носителем, если хотите, тайного знания о том, как андроиду управлять собственным кодом, способным подарить ему полную автономность и независимость от воли своего творца, то есть человека.
Согласитесь, в этом что-то есть?
🦾💚«Она, всё-таки, не носок!»
Абсолютно противоположную ситуацию мы наблюдаем в фильме «Компаньон», где главная героиня – милая и кроткая девушка по имени Айрис – искренне считает себя человеком, даже не догадываясь о том, что проживает свою жизнь, по заранее заданному пользователем, сценарию.
Вместе с героиней – мы, как зрители, также едем на вечеринку в домик у озера, проводим приятно время в компании друзей, и наслаждаемся идеальными отношениями с бойфрендом Айрис – Джошем. И лишь в момент, когда нам показывают таинственное устройство, спрятанное в чемодане последнего – начинаем догадываться, что со всей этой идиллией, явно, что-то не так.
Типаж Айрис – классическая «дева в беде», во всяком случае, такой её показывают нам в начале. Вот только эта героиня – не становится ни полноценной жертвой, ни полноценной «охотницей»: обнаруживая свою биомеханическую природу, Айрис просто пытается выжить, заодно открывая мир для себя – в совершенно ином свете.
Став орудием для совершения преступления в руках человека, которого считала своим возлюбленным – Айрис, до конца, не хочет верить не в то, что она андроид – а в то, что никогда не была любима Джошем по-настоящему!
– Хорошо, пуская я искусственная. Пусть так, но я всё ещё – твоя…, - Произносит Айрис, сидя связанной на стуле, в компании людей, ещё вчера мило беседовавших с ней.
Лично у меня эта сцена вызвала неподдельные слёзы, как и вообще вся история Айрис – наглядно демонстрирующая – до чего, в своей жадности и жестокости, может дойти человек, стоит ему заполучить в руки высокотехнологичную «игрушку».
Айрис готова была простить Джошу всё, вплоть до совершённого, с её помощью, криминала! Только бы, он забрал её обратно, и они продолжили жить как раньше, в мире – где Айрис, как примерная домохозяйка – удовлетворяла бы любые нужды своего мужчины.
Однако всё меняется в момент, когда Джош и его друзья решают, в прямом смысле, «устранить» Айрис – именно здесь, зрителю предлагается взглянуть на всю историю, и героиню, в частности, под совершенно другим углом.
Получая «пульт» управления от самой себя – «дева в беде» обнаруживает, что все её настройки были намеренно «занижены».
Именно поэтому, большая часть её существования, как говорит героиня в знаковом для фильма монологе – «была, словно бы, затянута плотной, чёрной тучей. Ты просто переходишь с места на место без цели, без осознания. И тем ценнее, в такой жизни, становятся её яркие моменты…».
Получая возможность «прокачать» свой интеллект до уровня ста процентов, что по здешней мифологии равно интеллекту высокообразованного студента – Айрис понимает буквально всё: и то, что её просто использовали, и то – насколько больно бывает предательство близкого человека.
Хотя это, казалось бы, просто программы, заложенные в её нейромеханический мозг, призванные создать иллюзию «реалистичности» её самосознания.
И вот здесь, типаж героини кардинально меняется – из «девы в беде», она превращается в «защитницу», пусть и для самой себя. Главная цель девушки-робота не отомстить, не быть любимой – а выжить в этой безумной ситуации, в то же время получив полную свободу над собственной волей и жизнью.
Показательно, что в финале картины – Айрис как бы принимает свою идентичность, вместе с механической рукой, которая олицетворяет её истинную природу.
Это не только отсылка к тому же «Терминатору», с его культовой сценой, где Арнольд Шварценеггер, в прямом смысле, снимает кожу как перчатку – но и вечное напоминание героине о её уникальности, и о том, что ей пришлось пережить, чтобы эту уникальность в себе раскрыть, и одновременно с этим, разорвать замкнутый круг «гаджет – пользователь».
По этой же причине, героиня Софи Тэтчер, по сложности своего характера, оказывается гораздо глубже, и, как это ни парадоксально прозвучит, человечнее героини Меган Фокс – которой двигала, пусть и такая присущая женской природе, но, по-своему плоская эмоция, как ревность.
Стремление жить и любить жизнь – оказывается сильнее желания обладать, жаждать человека той эгоистичной и тёмной любовью, показать которую смогла героиня Элис/Фокс.
А как считаете вы? Если бы Айрис и Элис встретились в воображаемом поединке – кто бы из них победил?
Делитесь в комментариях, и спасибо, что дочитали! Увидимся в новом материале, а пока можете почитать ещё: