Найти в Дзене

«Пчеловод» Дэвида Эйра: медовый боевик с «горчинкой»

Вот уж правда в народе говорят, что Джейсон Стэтхем за свою актёрскую карьеру перепробовал все возможные профессии – от перевозчика до пчеловода. Именно по названию последней и назван фильм, о котором сегодня мне хотелось бы поговорить. Знаю, что боевики Стэтхема – это особый жанр, и, хотя большинство кинокритиков снисходительно относит их к категории «В», но, послушайте – если фильмы типа «Пчеловода» считаются «второго сорта», то тогда, простите, к какой же категории относится наша, отечественная продукция аналогичного жанра? Вообще, сподвигло меня посмотреть этот фильм желание сравнить боевик от режиссёра «Отряда самоубийц», Дэвида Эйра – и сериал с похожим названием, но производства канала НТВ. Я имею в виду сериал «Пасечник», режиссёра Сергея Быстрицкого, с Анатолием Журавлёвым в главной роли. Наш «Пчеловод» Причём, сразу оговорюсь, «Пасечника» я смотрела все два или три сезона. И могу сказать – в качестве фонового сериала, он смотрится отлично: простой и понятный сюжет, есть место
Официальный промо-постер фильма "Пчеловод" (2024г. реж. Дэвид Эйр). Фото из свободных источников
Официальный промо-постер фильма "Пчеловод" (2024г. реж. Дэвид Эйр). Фото из свободных источников

Вот уж правда в народе говорят, что Джейсон Стэтхем за свою актёрскую карьеру перепробовал все возможные профессии – от перевозчика до пчеловода. Именно по названию последней и назван фильм, о котором сегодня мне хотелось бы поговорить.

Знаю, что боевики Стэтхема – это особый жанр, и, хотя большинство кинокритиков снисходительно относит их к категории «В», но, послушайте – если фильмы типа «Пчеловода» считаются «второго сорта», то тогда, простите, к какой же категории относится наша, отечественная продукция аналогичного жанра?

Вообще, сподвигло меня посмотреть этот фильм желание сравнить боевик от режиссёра «Отряда самоубийц», Дэвида Эйра – и сериал с похожим названием, но производства канала НТВ. Я имею в виду сериал «Пасечник», режиссёра Сергея Быстрицкого, с Анатолием Журавлёвым в главной роли.

Наш «Пчеловод»

Причём, сразу оговорюсь, «Пасечника» я смотрела все два или три сезона. И могу сказать – в качестве фонового сериала, он смотрится отлично: простой и понятный сюжет, есть место мелодраме, за героев можно переживать, а некоторые серии вполне увлекательны. Даже начальная заставка у «Пасечника» сделана в стиле лихого боевика – вкупе с запоминающейся, динамичной музыкой – она обещает нам, что в сериале будет много моментов, от которых, вроде как, должно захватывать дух.

Обложка ДВД-диска с сериалом "Пасечник", фото из свободных источников
Обложка ДВД-диска с сериалом "Пасечник", фото из свободных источников

К сожалению, заставка сериала оказалась и самым «экшен-экшен» моментом в фильме: нарезка «крутых» кадров была интереснее, чем их последующее реальное воплощение в контексте повествования. И тем не менее, сериал смотрелся и, по-своему, даже был оригинален – хотя, по сути, продолжал линию того же знаменитого «Лесника»: деревенский детектив на фоне прекрасных видов Алтая.

Сама тема пасеки и пчеловодства, а также прошлого главных героев, является схожим моментом в обоих картинах. Только если у нас Глеб Збруев – бывший сотрудник МУРа с ранением, из-за которого он и вынужден был уйти на пенсию и разводить пчёл, то у них – замес супа, как говорится, гораздо «гуще».

А что у них?

Всё, что нам известно о герое Стэтхема с самого начала – это что он, предположительно, бывший военный, который теперь, на склоне лет – арендует часть амбара у своей пожилой соседки, Элоиз Паркер, чтобы спокойно выращивать пчёл и продавать мёд. Отношения у этих двоих очень тёплые: Элоиз приглашает Клэя на ужин, а тот готовит для неё специальную, именную баночку мёда.

Очень важно делать "правильный мёд", чем и занимаетмся главный герой фильма. Думаю, на это он и живёт - продаёт мёд по ярмаркам. Фото - кадр из фильма, свободные источники
Очень важно делать "правильный мёд", чем и занимаетмся главный герой фильма. Думаю, на это он и живёт - продаёт мёд по ярмаркам. Фото - кадр из фильма, свободные источники

По роковой случайности, именно в этот день в доме Элоиз происходит трагедия – мошенники обманом вынуждают женщину установить на свой компьютер программу-шпион, которая полностью опустошает её банковские счета. Миссис Паркер не может выдержать подобного – и сводит счёты с жизнью. Единственным свидетелем становится, конечно же, герой Джейсона Стэтхема – так не вовремя заглянувший к пожилой соседке на ужин.

С этого момента, по логике жанра – Адам Клэй отправляется мстить за несчастную женщину, а зритель узнаёт, что «пчеловод» – не просто фигура речи, а отряд сверхсекретных агентов ЦРУ, занимающихся «чисткой улья», то есть устранением любых проблем и людей, как-либо угрожающих безопасности государства. Клэй же применяет все свои боевые способности с одной целью – найти и жестоко наказать тех, кто позволяет себе отнимать обманным путём последние деньги у доверчивых пенсионеров.

Во всём виноваты колл-центры

Что меня искренне поразило в этом фильме, так это наличие мошеннических колл-центров не только у нас в стране, но и за рубежом. На самом деле, в США проблема киберпреступности столь же актуальна: ежедневно сотни тысяч людей сталкиваются с телефонными мошенниками, и также, как и у нас – становятся жертвами всевозможных мошеннических схем.

Элоиз Паркер просто думала, что переустанавливает антивирус, на самом же деле - она сама перевела мошенникам все деньги. Всё это делалось под "присмотром" внимательного "оператора" на том конце провода. Кадр из фильма, свободные источники
Элоиз Паркер просто думала, что переустанавливает антивирус, на самом же деле - она сама перевела мошенникам все деньги. Всё это делалось под "присмотром" внимательного "оператора" на том конце провода. Кадр из фильма, свободные источники

Вот только в «Пчеловоде» ставки подняты до предела – ниточки от кибер-аферистов ведут не куда-нибудь, а в самое сердце демократической страны – в овальный кабинет. И злодеи, талантливо представленные Джереми Айронсом и Джошем Хатчерсоном – великолепно показывают всю грязную подноготную самого главного американского семейства.

Главные антагонисты фильма - бывший участник "Голодных игр" и Джереми Айронс. Знатная парочка - одновременно комичная и жуткая. Кадр из фильма, фото из свободных источников
Главные антагонисты фильма - бывший участник "Голодных игр" и Джереми Айронс. Знатная парочка - одновременно комичная и жуткая. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Понятно, что это сатира и на современную политическую систему США, но вот умудриться связать две этих темы – киберпреступность и продажность системы – у создателей картины получилось просто отлично.

Причём самая «изюминка» заключается в том, что хвалёные алгоритмы ИИ в фильме, призванные защищать людей от, подобного рода, цифровых мошенников – на деле предоставляют преступникам всю необходимую им информацию. Очень неоднозначно и заставляет задуматься, не правда ли? Мне кажется, со стороны создателей фильма это был довольно смелый ход, учитывая нынешние политические реалии.

Поэтому так контрастно и цинично показана разница между шикарной «лакшери»-жизнью Дерека Денфорта – главного антагониста фильма, создателя десятка мошеннических колл-центров по всей стране, где преступники соревнуется друг с другом в том, кто больше украдёт (серьёзно, у них даже есть разбивка по штатам!) – и жизнью миссис Паркер, их последней жертвы.

В провинции, где живёт главный герой - чувствуется покой и простор. Кадр из фильма, фото из свободных источников
В провинции, где живёт главный герой - чувствуется покой и простор. Кадр из фильма, фото из свободных источников

Та живёт в захолустье, работает учительницей и знать не знает, что где-то в мире могут быть вот такие центры, похожие на казино, где ставка растёт с грандиозным размахом, причём с каждой секундой. Дополнительный оттенок трагичности этой истории добавляет и тот факт, что дочь Элоиз – вообще-то агент ФБР – ничего не успевает сделать для спасения матери. Так режиссёр картины хотел показать, что от подобного произвола не защищён абсолютно никто – даже родственники тех, кто представляет собой сам закон.

И хруст костей, и мёда дым

Думаю, не будет спойлером, если я скажу, что Стэтхем всех победит – правда, по-другому просто быть не может. Однако то, как он это делает конкретно в «Пчеловоде» заслуживает отдельного разговора.

Понятно, что трюки в фильме ставятся профессионалами и актёр, а вместе с ним и его дублёры – сратаются сделать всё максимально красиво и реалистично. Но в этот раз, мне кажется, съёмочная группа немножко перестаралась: некоторые сцены боёв выглядят чересчур уж сказочно, а финальная битва на лестнице с кучей спецназа, и потом с этим громилой, которого хоть сотню раз ножом ударь – ему хоть бы хны, это уже точно перебор.

Одна из самых эффектных сцен в фильме - вот эта, когда герой проникает в поместье президента, буквально вылезая из канализации. Кадр из фильма, источник: "Кинопоиск"
Одна из самых эффектных сцен в фильме - вот эта, когда герой проникает в поместье президента, буквально вылезая из канализации. Кадр из фильма, источник: "Кинопоиск"

И вот эта сказочность – она немного портит фильм, снижая градус сопереживания и реалистичности. Недаром дочь миссис Паркер, Верона, и её помощник – фэбээровцы, на минуточку, так часто говорят о том, что Адам Клэй точно не может быть человеком. Ну, да, он просто супергерой без костюма. Хотя, погодите, у него там в фильме была кепочка :)

Вот в этой кепке герой ходит половину фильма: и в огне она не горит, и под пулями не спадает :)) Кадр из фильма, фото из свободных источников
Вот в этой кепке герой ходит половину фильма: и в огне она не горит, и под пулями не спадает :)) Кадр из фильма, фото из свободных источников

Особенно смешно в конце, когда герой Стэтхема, как когда-то это обыгрывалось в другом отличном фильме с его участием (я имею в виду «Шпионку») – надевает водолазный костюм и уходит в море в прямом смысле – просто погружается как подводная лодка. При этом, за пару минут до того – его довольно серьёзно ранили в район печени, но это никак не помешало Пчеловоду затянуть пояс потуже, и нырнуть в солёную воду ))

"Всем пока, я поплыл!" - Кадр из фильма, фото из свободных источников
"Всем пока, я поплыл!" - Кадр из фильма, фото из свободных источников

Так что, при всей серьёзности заявленной темы – такие вот «фантастические повороты» серьёзно «валят» всё впечатление от фильма. Тем не менее, смотреть на подвиги Адама Клэя можно, и с интересом – даже заставка здесь невероятно стильная и красивая. Так что 4,5 из 5⭐ – однозначно.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые поступления в «Лавке Хеллы». Пока-пока!😉