Вот уж правда в народе говорят, что Джейсон Стэтхем за свою актёрскую карьеру перепробовал все возможные профессии – от перевозчика до пчеловода. Именно по названию последней и назван фильм, о котором сегодня мне хотелось бы поговорить.
Знаю, что боевики Стэтхема – это особый жанр, и, хотя большинство кинокритиков снисходительно относит их к категории «В», но, послушайте – если фильмы типа «Пчеловода» считаются «второго сорта», то тогда, простите, к какой же категории относится наша, отечественная продукция аналогичного жанра?
Вообще, сподвигло меня посмотреть этот фильм желание сравнить боевик от режиссёра «Отряда самоубийц», Дэвида Эйра – и сериал с похожим названием, но производства канала НТВ. Я имею в виду сериал «Пасечник», режиссёра Сергея Быстрицкого, с Анатолием Журавлёвым в главной роли.
Наш «Пчеловод»
Причём, сразу оговорюсь, «Пасечника» я смотрела все два или три сезона. И могу сказать – в качестве фонового сериала, он смотрится отлично: простой и понятный сюжет, есть место мелодраме, за героев можно переживать, а некоторые серии вполне увлекательны. Даже начальная заставка у «Пасечника» сделана в стиле лихого боевика – вкупе с запоминающейся, динамичной музыкой – она обещает нам, что в сериале будет много моментов, от которых, вроде как, должно захватывать дух.
К сожалению, заставка сериала оказалась и самым «экшен-экшен» моментом в фильме: нарезка «крутых» кадров была интереснее, чем их последующее реальное воплощение в контексте повествования. И тем не менее, сериал смотрелся и, по-своему, даже был оригинален – хотя, по сути, продолжал линию того же знаменитого «Лесника»: деревенский детектив на фоне прекрасных видов Алтая.
Сама тема пасеки и пчеловодства, а также прошлого главных героев, является схожим моментом в обоих картинах. Только если у нас Глеб Збруев – бывший сотрудник МУРа с ранением, из-за которого он и вынужден был уйти на пенсию и разводить пчёл, то у них – замес супа, как говорится, гораздо «гуще».
А что у них?
Всё, что нам известно о герое Стэтхема с самого начала – это что он, предположительно, бывший военный, который теперь, на склоне лет – арендует часть амбара у своей пожилой соседки, Элоиз Паркер, чтобы спокойно выращивать пчёл и продавать мёд. Отношения у этих двоих очень тёплые: Элоиз приглашает Клэя на ужин, а тот готовит для неё специальную, именную баночку мёда.
По роковой случайности, именно в этот день в доме Элоиз происходит трагедия – мошенники обманом вынуждают женщину установить на свой компьютер программу-шпион, которая полностью опустошает её банковские счета. Миссис Паркер не может выдержать подобного – и сводит счёты с жизнью. Единственным свидетелем становится, конечно же, герой Джейсона Стэтхема – так не вовремя заглянувший к пожилой соседке на ужин.
С этого момента, по логике жанра – Адам Клэй отправляется мстить за несчастную женщину, а зритель узнаёт, что «пчеловод» – не просто фигура речи, а отряд сверхсекретных агентов ЦРУ, занимающихся «чисткой улья», то есть устранением любых проблем и людей, как-либо угрожающих безопасности государства. Клэй же применяет все свои боевые способности с одной целью – найти и жестоко наказать тех, кто позволяет себе отнимать обманным путём последние деньги у доверчивых пенсионеров.
Во всём виноваты колл-центры
Что меня искренне поразило в этом фильме, так это наличие мошеннических колл-центров не только у нас в стране, но и за рубежом. На самом деле, в США проблема киберпреступности столь же актуальна: ежедневно сотни тысяч людей сталкиваются с телефонными мошенниками, и также, как и у нас – становятся жертвами всевозможных мошеннических схем.
Вот только в «Пчеловоде» ставки подняты до предела – ниточки от кибер-аферистов ведут не куда-нибудь, а в самое сердце демократической страны – в овальный кабинет. И злодеи, талантливо представленные Джереми Айронсом и Джошем Хатчерсоном – великолепно показывают всю грязную подноготную самого главного американского семейства.
Понятно, что это сатира и на современную политическую систему США, но вот умудриться связать две этих темы – киберпреступность и продажность системы – у создателей картины получилось просто отлично.
Причём самая «изюминка» заключается в том, что хвалёные алгоритмы ИИ в фильме, призванные защищать людей от, подобного рода, цифровых мошенников – на деле предоставляют преступникам всю необходимую им информацию. Очень неоднозначно и заставляет задуматься, не правда ли? Мне кажется, со стороны создателей фильма это был довольно смелый ход, учитывая нынешние политические реалии.
Поэтому так контрастно и цинично показана разница между шикарной «лакшери»-жизнью Дерека Денфорта – главного антагониста фильма, создателя десятка мошеннических колл-центров по всей стране, где преступники соревнуется друг с другом в том, кто больше украдёт (серьёзно, у них даже есть разбивка по штатам!) – и жизнью миссис Паркер, их последней жертвы.
Та живёт в захолустье, работает учительницей и знать не знает, что где-то в мире могут быть вот такие центры, похожие на казино, где ставка растёт с грандиозным размахом, причём с каждой секундой. Дополнительный оттенок трагичности этой истории добавляет и тот факт, что дочь Элоиз – вообще-то агент ФБР – ничего не успевает сделать для спасения матери. Так режиссёр картины хотел показать, что от подобного произвола не защищён абсолютно никто – даже родственники тех, кто представляет собой сам закон.
И хруст костей, и мёда дым
Думаю, не будет спойлером, если я скажу, что Стэтхем всех победит – правда, по-другому просто быть не может. Однако то, как он это делает конкретно в «Пчеловоде» заслуживает отдельного разговора.
Понятно, что трюки в фильме ставятся профессионалами и актёр, а вместе с ним и его дублёры – сратаются сделать всё максимально красиво и реалистично. Но в этот раз, мне кажется, съёмочная группа немножко перестаралась: некоторые сцены боёв выглядят чересчур уж сказочно, а финальная битва на лестнице с кучей спецназа, и потом с этим громилой, которого хоть сотню раз ножом ударь – ему хоть бы хны, это уже точно перебор.
И вот эта сказочность – она немного портит фильм, снижая градус сопереживания и реалистичности. Недаром дочь миссис Паркер, Верона, и её помощник – фэбээровцы, на минуточку, так часто говорят о том, что Адам Клэй точно не может быть человеком. Ну, да, он просто супергерой без костюма. Хотя, погодите, у него там в фильме была кепочка :)
Особенно смешно в конце, когда герой Стэтхема, как когда-то это обыгрывалось в другом отличном фильме с его участием (я имею в виду «Шпионку») – надевает водолазный костюм и уходит в море в прямом смысле – просто погружается как подводная лодка. При этом, за пару минут до того – его довольно серьёзно ранили в район печени, но это никак не помешало Пчеловоду затянуть пояс потуже, и нырнуть в солёную воду ))
Так что, при всей серьёзности заявленной темы – такие вот «фантастические повороты» серьёзно «валят» всё впечатление от фильма. Тем не менее, смотреть на подвиги Адама Клэя можно, и с интересом – даже заставка здесь невероятно стильная и красивая. Так что 4,5 из 5⭐ – однозначно.
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые поступления в «Лавке Хеллы». Пока-пока!😉