Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Ещё одна бестия кембрийского моря: Тиморебестия

Тиморебестия
Тиморебестия

Похожую на блин с двумя усиками тиморебестию вполне допустимо назвать «монстром» кембрийского периода (окаменелости датируются 518 миллионами лет назад). Тварь эта поместилась бы на тарелке, однако, по меркам эпохи это было много. Более крупные хищники, впрочем, существовали уже тогда. Так что, интересна тиморебестия не своей ужасностью, – по-совести с этим параметром у неё было так себе, укусить же человека она вовсе бы не смогла, – а принадлежностью к типу щетинкочелюстных. Одновременно и распространённому и экзотическому.

Щетинкочелюстные, мало с кембрия изменившись (а, скорее, не изменившись совсем) существуют и в наше время. Причём, они не так чтобы слишком малы, – от 3 миллиметров до 12 сантиметров, – и их очень много. В экосистемах океана «морские стрелки» играют более чем заметную роль. При этом факт их существования остаётся малоизвестным.

Щетинкочелюстные
Щетинкочелюстные

...Следовательно, о щетинкочелюстных. Это плавающие – всегда плавающие, плавать могут даже виды способные прикрепляться к носимому по морю мусору, – червеобразные животные, с центральной нервной системой, включающей головной и брюшной ганглии, но без кровеносной и дыхательной систем… Звучит, как-то уныло, так что следует обратить внимание на отличия от червей. Во-первых, это сплющенная по вертикали форма, – щетинкочелюстные почти плоские, и плавают волнообразными изгибами тела. Такое может случиться и с червём, однако представители данного типа отличаются развитой мускулатурой. Никакой «червивой» гидравлики. «Морская стрелка» не мускульный мешок, заполненный полостной жидкостью, а два слоя мускулатуры, между которыми втиснут кишечник. Такое устройство сближает их с хордовыми, довольно близкими родственниками которых щитинкочелюстные традиционно и считались.

Название же тип получил из-за другой узнаваемой и неизменной особенности, – длинных изогнутых «зубов», окружающих пасть. «Зубы», хорошо видные на изображении другого кембрийского представителя щетинкочелюсных – капинататора, – впрочем, упругие. Укусить ими нельзя, – будучи похожими именно на щетину, они лишь «сгербают» добычу, подтягивая её ко рту. Заглатывает схваченный щетиной планктон морская стрелка целиком.

Капинататор
Капинататор

Сочетание мощной мускулатуры и кое-какого вооружения позволила щетинкочелюстным занять нишу мельчайших активных хищников моря. Обнаружив добычу (контрастный движущийся объект меньше себя) с помощью примитивных глаз, морская стрелка решительно гребёт к ней, хватает щетинками и поедает.

Тут можно уже вернуться к тиморебестии и обратить внимание, что это животное, вроде бы, под данное выше описание не подходит. Действительно, морские стрелки узнаваемы, не изменились с кембрия, – как походили на капинататора, так и походят, – а значит тиморабестия представляла собой удивительное исключение. От прочих представителей типа она отличалась размером, – необычно большим, до 30 сантиметров, – наличием усиков (щупальцев), и перемещением щетинок внутрь глотки. Не имевшую твёрдых покровов добычу «бестия» могла разрывать в процессе заглатывания. Имевшую же, во всяком случае, удерживала и пропихивала по пищеводу.

И раз отличия есть, они должны иметь объяснение.

Морские стрелки неизменны сотни миллионов лет, поскольку неизменны и условия, к которым они адаптированы. На нишу щетинкочелюстых – как мельчайших, но всё-таки, подвижных, как-то вооружённых и имеющих систему наведения хищников – никто не покушался. Сражения охватили более высокие ярусы. В весовой же категории «миллиметры», щетинкочелюстные имели против себя всё тех же членистоногих, которых превосходили физически. Ну и червей, – последние тоже были слабее, но ещё и хуже плавали (если вообще плавали, что для червей не характерно). Хордовые не вторгались на данную нишу, так как при столь радикальной миниатюризации основные свои преимущества утрачивали.

Тиморебестия же отражала попытку вторжения типа на чужую территорию. В кембрии такого рода эксперименты не встречали ещё достойного отпора. Хотя позже, конечно, легко были пресечены.

...Почему «размер с тарелку» для щитинкочелюстных «чужая территория»? Потому что у них нет ни дыхательной, ни кровеносной систем. Даже кольчатые черви, что-то вроде «сердца» имеющие, в данном отношении прогрессивнее. Не просто плоская, но и широкая форма тела позволяла тиморебестии максимально увеличить поверхность тела, – снабжение органов кислородом происходило через покровы, – а кроме того, «парить» в воде, экономя энергию.

Соответственно, закон квадрата-куба лишил тиморебестию типичного для щетинкочелюстных преимущества в подвижности. Но эту проблему отчасти компенсировали «усы». Присмотревшись, кстати, к которым можно понять, что быстро плавать животное не могло, – напор воды не позволил бы вытянуть вперёд бескостные выросты… Кстати же, современные модификации «морских стрелок» имеют «капюшон», – мускулистую складку, в которую убирается для снижения сопротивления щетина… У капинанатора капюшона ещё не было, а тиморебестия никуда не торопилась.

Перенесение же внутрь глотки щетины связано с тем, что если в норме морские стрелки охотятся на животных примитивнее себя, относительно крупная тиморебестия сталкивалась с добычей равной или превосходящей по сложности. Проще говоря, ей приходилось заглатывать добычу, имеющую развитые органы движения и способную активно сопротивляться. Просто прижать жертву к ротовому отверстию щетиной было уже мало. Добром бы она в рот не полезла, а может ещё и сама чем-то кусалась бы.

...И да. Стоит ли говорить, а тем более объяснить почему именно дерзкая атака щетинкочелюстных там же – в кембрии – бесславно захлебнулась. Аномалокарису, конечно же, такой «монстр» ничего возразить не мог.