Найти в Дзене

Что не так с ножами и кинжалами (а также их некоторыми владельцами!) в фэнтези

В мирах меча и магии есть такой класс персонажа – вор; он лучше других умеет вскрывать замки́ на дверях и сундуках, а также обнаруживать ловушки. Кроме того, вор полезен в стэлсе, когда нужно тихо пробраться куда-то, избегая прямого столкновения с врагами. Из вооружения у него обычно есть кинжал или нож (ещё как вариант – парные версии такого оружия); а в вопросе одежды вор предпочитает что-то лёгкое и минимально бронированное. Иными словами, его внешний вид намекает на желание двигаться быстро и тихо, не вступая в боевые столкновения без необходимости. Кстати, у данного класса есть подтип под названием «ассассин», который точно также полагается на сочетание скорости и скрытности, но куда реже занимается поиском ловушек и вскрытием замкóв, больше специализируясь на физическом устранении недругов (естественно, с помощью грязных приёмов, вроде нападения со спины!). Тем не менее, вор / ассассин также может проявить себя в открытом бою – но то уж должно быть не какое-то сражение с участием

В мирах меча и магии есть такой класс персонажа – вор; он лучше других умеет вскрывать замки́ на дверях и сундуках, а также обнаруживать ловушки. Кроме того, вор полезен в стэлсе, когда нужно тихо пробраться куда-то, избегая прямого столкновения с врагами. Из вооружения у него обычно есть кинжал или нож (ещё как вариант – парные версии такого оружия); а в вопросе одежды вор предпочитает что-то лёгкое и минимально бронированное. Иными словами, его внешний вид намекает на желание двигаться быстро и тихо, не вступая в боевые столкновения без необходимости. Кстати, у данного класса есть подтип под названием «ассассин», который точно также полагается на сочетание скорости и скрытности, но куда реже занимается поиском ловушек и вскрытием замкóв, больше специализируясь на физическом устранении недругов (естественно, с помощью грязных приёмов, вроде нападения со спины!).

Кадр из первого сезона аниме “Коносуба” (2016 г.). Здесь, явно, перестарались с лёгкостью одежды воровки, в результате – всё скатилось в фансервис.
Кадр из первого сезона аниме “Коносуба” (2016 г.). Здесь, явно, перестарались с лёгкостью одежды воровки, в результате – всё скатилось в фансервис.

Тем не менее, вор / ассассин также может проявить себя в открытом бою – но то уж должно быть не какое-то сражение с участием большого количества тяжеловооружённых воинов или опасных монстров, а, скорее, мелкая стычка. Всё-таки сама экипировка вора / ассассина больше подходит для «мирных реалий»: свободная, лёгкая одежда позволяет тихо красться и быстро убегать, а также не мешает взбираться на стены и крыши. Кроме того, такая одёжка не привлекает много внимания на улицах (в отличие от доспеха!); к тому же в её складках запросто можно спрятать нож или кинжал – столь небольшое и лёгкое оружие идеально подходит для скрытого ношения, когда требуется избежать ненужного внимания городской стражи или усыпить бдительность потенциальной жертвы (что опять же не удалось бы при ношении доспеха, ибо он вовсе не предназначен, чтобы прятать оружие; напротив – доспех всегда носится в комплекте с оружием, а безоружный латник должен вызывать всеобщее удивление, т. е. опять же привлекать внимание!). Да и возможность скрытого ношения – не единственный плюс ножа / кинжала; благодаря небольшой длине клинка такие убивалки хорошо подходят для схваток в тесных помещениях / узких коридорах, к тому же – они извлекаются из ножен быстрее меча, что важно, если надо напасть внезапно или, наоборот, защищаться от подобного нападения.

Один из постеров первого сезона аниме “Поднятие уровня в одиночку” (2024 г.). Здешнего ГГ назвали ассассином, хотя он почти не действует скрытно; именно о таких несоответствиях пойдёт речь дальше.
Один из постеров первого сезона аниме “Поднятие уровня в одиночку” (2024 г.). Здешнего ГГ назвали ассассином, хотя он почти не действует скрытно; именно о таких несоответствиях пойдёт речь дальше.

В общем, классический образ вора / ассассина имеет смысл, но… до поры, до времени! Ведь при просмотре какого-нибудь фэнтезийного аниме с РПГ-сеттингом можно заметить, что ножи / кинжалы и лёгкая одежда не всегда уместны там! Например, ежели действие происходит в некоем подземелье, зачастую оно достаточно просторное, чтобы персонажи свободно орудовали не только короткими клинками, но и длинными! Поэтому какой-либо воин в латах дерётся мечом, копьём, топором или молотом, когда при исследовании подземелья дело доходит до схватки с местными монстрами. Но если в пати у того же воина будет вор / ассассин, чем будет вооружён такой сокомандник? С немалой вероятностью – двумя кинжалами или ножами (а то и вовсе – одним!). Хотя правильнее было бы выбрать более дистанционное оружие, раз уж окружение позволяет!

Что ещё страннее – в тех же подземельях битвы обычно начинаются внезапно и практически всегда идут открыто; т. е. для стэлса не находится ни времени, ни места. Отсюда вопрос: почему воры / ассассины продолжают щеголять почти без брони и с оружием для экстремально близкой дистанции? Ну, очевидно же, что при прямом столкновении в не особо тесном пространстве преимущество окажется на стороне нормально бронированного воина с длинным оружием! К тому же – подобные ситуации противоречат самóй сути вора / ассассина; ведь эти двое не годятся для регулярных открытых боёв (особенно – с какими-нибудь монстрами или же тяжело вооружёнными противниками!).

Да, можно придумать, что обозреваемый класс персонажей подходит для битвы просто потому, что его представители быстрее, чем условные мечники в латах; но… по факту ненамного. Мечники тоже не увальни, к тому же могут атаковать с большей дистанции. И даже наличие лат далеко не всегда мешает им, больше влияя лишь на скорость бега и трудности со стэлсом / акробатикой. Кабы быстрота вора / ассассина гарантировала, что ему удастся часто уворачиваться от вражеских атак, дабы подбираться в упор и бить кинжалом с экстремально близкого расстояния, латники были бы не нужны. Посему и получается, что вор / ассассин – не самый боевой класс и порой неправильно «используется» в фэнтези-аниме.

Впрочем, частое несоответствие «стандартной» экипировки вора / ассассина окружающим реалиям чуть исправляется в поджанре фэнтези, под названием «ЛитРПГ»; да, можно долго ругать тамошний псевдовидеоигровой сеттинг, но именно он выводит на новый уровень способности персонажей, любящих ножи и кинжалы, а также предпочитающих лёгкую одежду вместо тяжёлой брони. К примеру, есть аниме “Поднятие уровня в одиночку”; тамошние ассассины заслуженно считаются самым быстрым классом, да и кинжалы оных не просто наносят порезы / уколы, а вкладывают в каждый удар «очки урона», в результате – у лучших образцов этого вида оружия один тычок во врага может быть аналогичен эффекту попадания того сáмого врага под электричку; как итог – столь коротенькие клинки эффективны даже против гигантских противников, что в реальности невозможно. Хотя даже в “Поднятии уровня в одиночку” ассассинам следовало бы вооружаться более дистанционным оружием, вкладывающим в удары всё те же «очки урона»; вряд ли это повлияло бы на скорость передвижения, зато позволило бы наносить удары с менее опасной дистанции; да и отбивать вражеские атаки удобнее чем-то, вроде меча!

А на этом пока всё; благодарю за внимание!