ЛитРПГ в аниме сохраняет популярность (и активно раздражает) уже на протяжении нескольких лет. Оно вроде фэнтези, а вроде и не фэнтези, ибо имеет откровенно видеоигровые элементы в сюжете; это касается не только деления персонажей на классы, такие как маг, клирик, вор, мечник и т. д. – всё же подобное можно увидеть и в тех фэнтези, что НЕ являются ЛитРПГ. Кроме того, магов (колдунов / ведьм) во все времена называли магами (колдунами / ведьмами), а клириков (жрецов / священников) – клириками (жрецами / священниками); неудивительно, что и другие персонажи называют тех именно так. Вместе с тем мечники были мечниками и лучники – лучниками. Однако, когда какого-нибудь щитовика именуют ТАНКОМ, как в геймерском сленге, это уже подбешивает. Ну, кто в мире меча и магии мог бы знать само слово «танк»?! Японцы, вы там что, с дуба сакуры рухнули?..
Эх, ещё и эти подземелья с обитающими внутри монстрами, которые, даже если будут перебиты, всё равно оживут при перезаходе героя на локацию – и так раз за разом; данный штамп, уж точно, пришёл из видеоигр! Однако там это было необходимостью ради сохранения интереса игрока, т. е. игровой условностью; а некоторые аниме нагло делают возрождение монстров полноценной частью сюжета, и при этом не каждое такое произведение отвечает на вопрос, ПОЧЕМУ монстры в подземельях не умирают окончательно. Иногда можно услышать ЛОРное объяснение, что подземелье живое само по себе и поэтому примерно через день возрождает погибших монстров; но… даже о чём-то подобном упоминается не в каждом сюжете с РПГ-шным подземельем. Хотя и это меркнет в сравнении с другими видеоигровыми условностями, такими как интерфейс, т. е. всплывающее голограммное окошко с доступной персонажу информацией о самóм себе, включая количество здоровья и маны / состояние доспехов и оружия – подобные характеристики отображается в числовом эквиваленте, т. е. показывают очки целостности в подобном стиле:
♥️ HP: 101/119
♦️ MP: 129/119 – временное повышение характеристики бафом
♠️ Состояние брони: 137/150
♣️ Состояние оружия: 140/200
⚔️ Сила: 32
⚡ Ловкость: 21
🎒 Выносливость: 19
🎓 Интеллект: 2 – временное снижение характеристики дебафом
(Ну, как-то так!)
Кроме того, следует упомянуть зарабатывание очков опыта за уничтожение монстров, а также распределение этих самых очков ради повышения уровня персонажа, т. е. улучшения каких-либо способностей оного через тот же интерфейс. Точно также в интерфейсе можно увидеть наличие ачивок за победу над монстрами (в стиле «получен титул “Убийца драконов”»), да и много чего ещё! Согласитесь, что-то такое уже мало похоже на фэнтези; ведь в тех же видеоиграх интерфейс существует для удобства исключительно игрока, а никак не его игрового персонажа! Но в последние несколько лет японцы будто помешались именно на этой, ЛитРПГ-шной теме, в рамках которой интерфейс доступен как раз таки персонажам, да и прочие видеоигровые условности неотделимы от сюжета аниме. Ну, а поскольку на безрыбье особо не попривередничаешь, зрители аниме начали воспринимать данную тенденцию, как новую норму.
Однако дело касается не только японцев – например, корейцы тоже отметились на поприще ЛитРПГ. Не скажу, что знаю много южнокорейских произведений в таком «поджанре фэнтези», но моё внимание привлекла франшиза “Поднятие уровня в одиночку”, которая началась с новеллы и впоследствии обзавелась манхвой-адаптацией (корейским комиксом, крч.), а также аниме-экранизацией совместного корейского и японского производства. Сюжет таков:
В самых разных уголках нашей планеты начали появляться порталы в иные измерения; поскольку подавляющее большинство порталов вели в некие подземные локации, судя по отсутствию неба над головой и окон в стенах, эти измерения начали именоваться подземельями. Но что плохо – из них в наш мир лезли всевозможные чудовища, почти неуязвимые для простых людей с обычным оружием. С чудищами могли расправиться лишь так называемые охотники – люди, в которых пробудились разные сверхъестественные способности (от боевой или целительной магии до увеличения силы / ловкости / выносливости); по эффективности обладатели всех этих способностей дополнительно делились на ранги E, D, C, B, A, S, где «Е» считается самым слабым, а «S» самым сильным (хотя впоследствии не раз выяснится, что даже S-ранг не является пределом для сверхспособностей!). Вместе с тем – дабы чудища из подземелий не вторгались в наш мир, приходилось действовать на опережение, т. е. посылать отряды охотников в подземелья, на зачистку, пока «что-нибудь» не вылезло оттуда. Ну, а внутри обитали как обычные монстры, так и босс, после уничтожения которого вход в подземелье закрывался примерно через час (поэтому было важно ещё и уйти вовремя, чтобы не остаться в другом измерении!). Да и сами подземелья ТОЖЕ имели ранги от E до S, что прямо намекало, насколько сильны тамошние монстры (хотя и это не всегда оказывалось достоверной информацией, порой неприятно удивляя даже охотников с высокими рангами!).
Короче, это городское фэнтези с поджанром «ЛитРПГ»; есть подземелья, монстры и боссы, почти для всего придуманы ранги, кроме того – охотники на монстров делятся на классы целителя, мага, ассассина и даже танка (впрочем, тут уместно такое наименование, ведь здешние персонажи прекрасно знают слово «танк», в т. ч. его сленговое значение!). Да и лут из подземелий течёт рекой – как же в РПГ без этого! Из частей тел монстров можно создавать оружие, подходящее охотникам; а ещё – для аналогичных целей годятся добываемые в тех же подземельях, магические кристаллы и магическая руда. Странно только, что из них не додумались делать особые боеприпасы для обстрела монстров; ведь, раз уж магическая руда ПОДХОДИТ для мечей и кинжалов против чудовищ, почему бы не пустить её на изготовление пуль и снарядов, чтобы даже обычные люди без сверхспособностей могли противостоять потусторонним чудищам? А если она недостаточно часто попадается, то пули можно было бы делать даже из костей монстров или магических кристаллов (уж точно, не особо редких, согласно ЛОРу!). Ведь даже слабейшие охотники E-ранга, вооружившись какими-нибудь пистолетами-пулемётами с магическими пулями, стали бы несравнимо более грозными боевыми единицами! Но нет – почему-то никто не додумался до такого; тамошними оружейниками даже магические стрелы для луков изготавливаются, а вот о патронах с магическими пулями для условного УЗИ никто не подумал, как и о магических снарядах для чего-то, вроде M79!¯\_(``)_/¯ Как по мне, это уже косяк сценария.
Теперь перейду к тому самому «поднятию уровня в одиночку», упомянутому в названии тайтла; что оно, вообще, значит? Только то, что в отличии от других ЛитРПГ здесь далеко не все персонажи могут повышать уровень! У простых охотников НЕТ интерфейса, а ещё они НЕ получают очков опыта за убийство монстров; как правило, охотник продолжает свою деятельность на том ранге, какому соответствуют единожды пробудившиеся и ни разу НЕ улучшающиеся способности. Иными словами, если в охотнике пробудились способности D-ранга, с огромной вероятностью он останется D-шкой на всю свою жизнь, обычно недолгую, ибо полную опасностей, особенно – для обладателя низкого ранга (к слову, именно поэтому не все обладатели сверхсил торопятся идти в охотники!). Да – рандом, да – несправедливый; хотя о какой справедливости может идти речь, если здешние обычные люди, коих большинство, вовсе беззащитны перед потусторонней угрозой?! Тем не менее, очень редкие охотники могут пройти через «повторное пробуждение способностей», гарантирующее повышение ранга (правда, от чего оно зависит, толком неясно!). Но даже они неспособны получать очки опыта для дальнейшей прокачки способностей и, как следствие, регулярного роста над собой.
По-настоящему же читерская сила, позволяющая поглощать очки опыта из монстров и раз за разом повышать ранг, оказалась доступна только одному персонажу – главному герою произведения. Впрочем, предпосылки для этого стали спорненькими; уточню, что эта тема не успела раскрыться в вышедших на данный момент, двух сезонах аниме – в отличии, например, от манхвы. Она-то объяснила, почему главгерой удостоился столь большой чести; но… объяснила не особо хорошо. Всё свелось к хитрому плану одной фракции божественных существ, ведущей войну с другой подобной фракцией – и решившей победить при помощи силы, предоставленной главгерою! К слову, именно из-за деятельности божественных существ открывались порталы в иные измерения, а у обычных людей появлялись сверхъестественные силы; но я не буду спойлерить сверх необходимого! Уточню лишь, что план божественных существ оказался НАСТОЛЬКО хитрым, что само его осуществление во многом зависело от неимоверного везения ГГ (и это вдвойне странно, учитывая, каким неудачником он был ДО приобретения читерской способности к прокачке!). Иными словами, хитрый план был очень непродуман, в т. ч. из-за чрезмерно сложных условий для приобретения самóй читерской способности. Если поразмыслить, божественным существам подошло бы что-то менее изощрённое, т. е. легкодоступное как для первого обладателя читерской способности, так и для последующих (в случае гибели первого!); ведь ГГ вправду часто оказывался на грани смерти!
В итоге, почему же данная история заработала свою популярность? Благодаря оригинальности и продуманности сюжета? Ну, как бы не совсем. Видно, что автор вдохновлялся видеоиграми, особенно – соулс-лайками с их-то запутанным ЛОРом, разнообразными локациями, специфическими противниками и большим количеством трудноубиваемых боссов, а также (судя по концовке манхвы!) фишкой под названием «NG+». Да тут даже обычные люди и охотники схожи с видеоигровыми неписями в том, что не могут прокачиваться; а «повторное пробуждение способностей» очень уж напоминает ситуацию, когда сюжету игры НАДА, чтобы непись стал сильнее, и вот – после определённого триггера он появляется с обновлёнными характеристиками и лучшей снарягой (но всё-таки это не назвать полноценной прокачкой!). По-настоящему же повышать уровни может игрок (а в “Поднятии уровня в одиночку” даже сам интерфейс, необходимый для распределения очков опыта, зовёт протагониста Игроком!). Ещё – некоторые видеоигры в жанре «РПГ» дают возможность игроку прокачивать неписей, входящих в его пати (и это опять же соответствует сюжету “Поднятия уровня в одиночку”, где ГГ устраивал прокачку для своих «теневых миньонов»). Но на всякий случай уточню: не путайте обычные РПГ с ММОРПГ, где нет протагониста как такового, а прокачиваться могут ВСЕ игровые персонажи и большинство неписей (пусть даже у вторых прокачка обычно примитивна, ибо не учитывает распределение очков опыта, а просто повышает здоровье и ману + улучшает определённые способности с каждым получаемым уровнем!). В общем, ММОРПГ – это уже немного другое, а “Поднятие уровня в одиночку” вдохновлялось именно однопользовательскими РПГ, вроде серии “Souls”, где есть конкретный протагонист, и прокачка доступна только ему.
Кроме того, на момент появления данной франшизы все эти ЛитРПГ с попаданием в другой мир, интерфейсом, инвентарём, очками опыта, рангами и классами персонажей, бесконечными прокачками, а также монстрами в подземельях уже не были новшеством. Но даже так аниме “Поднятие уровня в одиночку” цепляет кое-чем, а именно – самим оформлением: сюжет пусть не идеален, но всё-таки приемлемо продуман, рисовка и анимация на порядок лучше, чем в средненьких, чисто японских ЛитРПГ со скромным бюджетом, а музыка откровенно хороша! Да и обилие демонстрируемых способностей у протагониста и его «теневых миньонов» впечатляет; кажется, будто лишних навыков вовсе нет в сюжете (не то что в каком-нибудь “Перерождение: Монстр”, где ГГ и его пати всё качаются, качаются, качаются-качаются; притом бóльшая часть приобретаемых способностей будто бы для галочки, но эти уникумы продолжают и продолжают качаться…).
Всё это к тому, что среди аниме мало по-настоящему качественных ЛитРПГ; обычно же они оказываются низкопробным шлаком (о чём, вообще, тут рассуждать, если одним из лучших ЛитРПГ стала “Коносуба”, ВЫСМЕИВАЮЩАЯ РПГ-штампы?). Именно поэтому очень даже хочется сделать своеобразную скидку для “Поднятия уровня в одиночку”. Дескать, история красиво смотрится и сюжетно неплоха (да – неидеальна; но кто не без греха?!); к тому же – там столько интересных способностей и механик, что хватило бы на полноценную аналогичную видеоигру «по мотивам» (и я имею в виду не визуальную новеллу, а настоящую РПГ!). Учитывая всё это, далеко не факт, что получится найти более качественное ЛитРПГ среди аниме.