В Оренбургском драматическом театре имени Горького к 80-летию Победы поставили спектакль по рассказу Шолохова «Судьба человека». Сила духа главного героя не в том лишь, что он сумел пережить потери, но в том что выдюжил, выстоял и смог возродиться.
Трудности сюжета
Рассказ «Судьба человека» со стороны для постановки кажется довольно сложным. Произведение воспринимается мини-романом с развёрнутой военной эпопей и глубокой личной историей. Художественное пространство рассказа слишком широко для этого жанра, а уж тем более для театральной постановки: сцены то и дело меняются, сюжет при всей его вроде бы неторопливости развивается динамично. Казалось бы, как воспроизвести на сцене эпизоды боя, выживания в плену, излечения в госпитале, похороны сына главного героя. Этот рассказ невелик по объёму, но с мощной энергией внутри. И это тоже был вызов режиссёру-постановщику Александру Фёдорову: неторопливому повествованию рассказчика, главного героя Андрея Соколова, противостоит динамичная смена событий, впечатлений, настроений.
В калейдоскопе меняющихся картин одни и те же актёры выступают в разных ипостасях, поэтому зрителю так же нужно привыкать к этим сменам и ролевым миссиям. Одним словом, задача постановки не из простых. К тому же когда режиссёр выбирает широко известную и экранизированную вещь, то рискует попасть под критику, потому что зритель всегда будет сравнивать с тем, что видел на экране.
Форма определяет содержание
Александр Фёдоров, осуществивший инсценировку и постановку спектакля, исходил из доверия зрителю, это взгляд из нынешнего дня. С художником-постановщиком москвичом Андреем Климовым им предложена оригинальная сценография. Без этого зрительного образа спектакля практически невозможна была бы быстрая и органичная смена картин. Всё действие, не касающееся разговора главного героя с попутчиком на причале, происходит на наклонной платформе, символизирующей землю. Когда в разных сценах земля разверзается, сражающиеся герои оказываются в окопе, в то же время это рубеж между врагами, в другом случае это могила, это линия между живыми и мёртвыми.
Зритель в ожиданий действия слышит романтичный птичий свист, олицетворяющий мирную созидательную жизнь. В то же время понятно, насколько хрупка эта тишина, в глубине сцены видится тонкий шлейф дыма далёких пожарищ, по краям её обгоревшие стены домов.
Откровение
Действие спектакля идёт вслед за автором. Александр Фёдоров вводит и нового героя, это повзрослевший Ванюшка, в спектакле они оба просто мальчики. Старший ведёт повествование и словно оберегает от невзгод самого себя маленького. Есть у этого лица и другая миссия.
Рассказ о пережитом Андрея Соколова, побывавшего на передовой, выжившего в плену, потерявшего в Воронеже под бомбёжкой жену и дочерей, а в Берлине сына, – история многих и многих солдат, вернувшихся с войны. Актёр Дмитрий Гладков тонко перенял шолоховскую интонацию своего героя, с которой писатель раскрывал образ Андрея Соколова. Он охотно рассказал первому встречному о своих бедах. Но неслучайно, собеседник – свой человек, шофёр и мог понять его душу. Но бывший солдат не жалуется, он и пошутить может, и улыбнуться. Дмитрий Гладков играет шолоховского Андрея Соколова, глаза которого, как отмечал писатель, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». И тем не менее солдат находит в себе силы жить дальше, и жизнь его приобретает смысл, когда он встречает сироту Ванюшу и представляется ему отцом.
К родным
Но радость эта, по задумке постановщика, условна, память жестоко возвращает Андрея Соколова в прошлое, к своим. У автора рассказа подобный мотив также присутствует. Но его герой думает о жизни, о будущем сынишки. Он олицетворяет силу духа русского народа, пережившего тяготы физические и духовные, потери близких и не сломившегося. В спектакле герой, ночами мучающийся в воспоминаниях, уходит-таки через разверзшуюся землю на сторону мёртвых. Тоска не отпускает его, он, конечно же, заслуживает счастья, но оно там… Такой ход придаёт шолоховскому тексту иное звучание, речь идёт не о героизме и силе духа, а о сострадании и невозможности счастья без тех, кто его составлял. О вине перед родными, преданности близким и, конечно, же стойкости советского солдата и о жестокости войны.
А что же Ванюшка, он во второй раз станет сиротой? По факту получается так. Тут-то и становится ясной миссия его повзрослевшего. В вельветовой куртке, с широким солдатским ремнём, он словно бы сам себе подаёт руку и ведёт по жизни. Видно: Ванюшка не пропал, он стал человеком, и ему всё дорого, за что погибла его семья, за что боролся новый отец Андрей Соколов. Но образ этот умозрительный и, возможно, несколько утяжеляет восприятие содержания. В повествовании уже присутствуют два рассказчика, а повзрослевший Ваня выступает третьим повествователем.
Маленького Ванюшу в спектакле представляют дети из артистических семей Артур Султанбеков и Влад Тыщенко. Юные артисты играют непосредственно, эмоционально, подчас перетягивая на себя всё зрительское внимание. Они чувствуют не только слово, но и свою задачу, темп спектакля и пространство сцены.