«Порт-Артурская» икона Богоматери («Торжество Пресвятой Богородицы») — первая икона, явленная в 20 веке. За два месяца до начала русско-японской войны, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую лавру из Бессарабской губернии пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя Феодор Катанский. Он рассказал, что горячо молился о судьбе русского флота, и во сне ему явилась Богородица. Она стояла у морского залива, на противоположном берегу которого в тумане угадывался город. Богородица как покров держала в руках плат с Нерукотворным ликом Спасителя, попирая ногами два сломанных обоюдоострых меча. Над головой Богоматери ангелы несли императорскую корону, осененную двойной перекрещивающейся радугой, увенчанной крестом. По сторонам от короны находились Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Выше в окружении сил небесных пребывал Господь Саваоф, благословляя обеими руками. Пречистая поведала матросу, что вскоре Россию ждет война, тяжелые потери и испытания, и благословила написать образ видения и отправить его в Порт-Артур, обещая победу, помощь и покровительство в сражениях, если образ останется в город. В этом случае Православие восторжествует над язычеством, а русское воинство получит победу.
О видении старика-матроса узнали богомольцы Киево-Печерской лавры. Когда пришло первое известие о нападении японского флота на русскую эскадру и начале Русско-японской войны, уже никто не сомневался в правдивости слов матроса, и десять тысяч богомольцев собрали сумму, необходимую на материалы для иконы.Был учреждён специальный комитет, постановивший для соблюдения равенства между жертвователями принимать от каждого лица не более пяти копеек. Тысячи людей со всей России, желая помочь русскому, внесли свою лепту. Образ был написан бесплатно киевским иконописцем Павлом Штрондой соответственно словам всё время находившегося рядом Феодора Катанского. На полях иконы надписи: «Торжество Пресвятыя Богородицы» и «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей».
На Страстной седмице 1904 года при большом стечении народа образ был освящен и вечером с специальным сопровождением отправлен железной дорогой в Санкт-Петербург, чтобы передать его в ведение адмирала Российского императорского флота В.П. Верховского. Жители Киева приложили к образу письмо, в котором выражали доверие и надежду, что «Его Превосходительство употребит все возможности для скорейшего и безопасного доставления иконы в крепость Порт-Артур».
Однако адмирал В.П. Верховский не торопился. Около недели икона Божией Матери находилась в его доме, затем он заказал написать ее точную копию. Время шло. Митрополит Петербургский Антоний (Вадковский) убеждал адмирала как можно скорее исполнить волю Пресвятой Богородицы. По требованию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны образ «Торжество Пресвятой Богородицы» было поручено доставить в крепость Порт-Артура адмиралу Н.И. Скрыдлову, назначенному командующим Тихоокеанским флотом на место погибшего адмирала С.О. Макарова.
12 апреля 1904 года адмиральский поезд отбыл из Санкт-Петербурга, но в Севастополь, где адмирал Н.И. Скрыдлов устраивал свои дела, и только 20 апреля снова отправился в путь. В Харбине адмирал, узнав, что железнодорожное сообщение с Порт-Артуром перерезано, испросил по телеграфу у вдовствующей императрицы высочайшее разрешение направить свой поезд во Владивосток и временно поместить образ в кафедральном Успенском соборе. Поезд адмирала Н.И. Скрыдлова прибыл во Владивосток в начале мая, икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была выставлена для молитвы и поклонения в кафедральном соборе города только 2 августа 1904 года.
Между тем положение на фронте стремительно ухудшалось, Порт-Артур был осажден неприятелем, велись активные боевые действия. Со всех концов страны во Владивосток шли письма с требованиями как можно скорее доставить икону в Порт-Артур. За это время с неё было сделано несколько фотоснимков и написана уменьшенная копия масляными красками на дереве. Снимки отправили по почте в порт Чифу, где находилось русское консульство, с просьбой при первой же возможности переслать их в крепость, однако по пути они почему-то затерялись. Живописную копию дважды пытался доставить в Порт-Артур матрос Пленков, но безуспешно. В итоге образ Богоматери так и не достиг Порт-Артура.
В октябре 1904 года, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель Императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Ее Величества полка, участник русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Н.Н. Фёдоров по благословению своего духовника, протоиерея Иоанна Кронштадтского, решился доставить «первописанную икону» в обороняющуюся из последних сил крепость Порт-Артур.
В начале ноября Н.Н. Фёдоров прибыл во Владивосток. 21 ноября (4 декабря) после Литургии в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы при большом стечении народа перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы» был совершён молебен. Икону поместили в специально изготовленный для неё футляр и доставили на норвежский пароход.
Во Владивостоке был оставлен список в натуральную величину, писанный на медной доске масляными красками. Долгое время не было никаких известий. 11 (24) января 1905 года пришло письмо с сообщением, что икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Порт-Артур доставлена не была из-за неблагоприятных погодных условий. Сначала помешала буря, её сменил мёртвый штиль, а потом было уже поздно — 20 декабря 1904 года Порт-Артур был сдан японцам.
Н.Н. Фёдоров с горечью констатировал: «Неудачу своей попытки могу приписать только тому обстоятельству, что Царице Небесной неугодно было больше, чтобы святая икона Ея прибыла в Порт-Артур после того, как в течение семи с лишним месяцев не позаботились доставить её по назначению». Испросив разрешения в Санкт-Петербурге, Н.Н. Фёдоров отправил икону «Торжество Пресвятой Богородицы» в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего генерала А.Н. Куропаткина.
А.Н. Куропаткин образ «Торжество Пресвятой Богородицы» отдал генерал-адъютанту Н.П. Линевичу, «который и доставил его обратно, во Владивосток, около 20 мая 1905 года».
Праведный Иоанн Кронштадтский сетовал: «Вождь нашего воинства Алексей Николаевич Куропаткин оставил все поднесённые ему иконы у японцев-язычников, между тем как мирские вещи все захватил. Каково отношение к вере и святыне церковной! За то Господь не благословляет оружия нашего, и враги побеждают нас. За то мы стали в посмеяние и попрание всем врагам нашим».
После революции икона бесследно исчезла. Группа паломников с Дальнего Востока 17 февраля 1998 года обнаружила икону «Торжество Пресвятой Богородицы» в одном из антикварных магазинов старого города в Иерусалиме. Образ Матери Божией попал в Иерусалим из Гонконга от русских эмигрантов. В антикварном магазине икона была в продаже четыре года. Паломники, заняв деньги у русского Горненского женского монастыря, выкупили икону в первое воскресение Великого поста, в день празднования Торжества православия.
6 мая 1998 года, после оформления всех необходимых документов, икона вернулась в Россию. Согласно проведенной экспертизе, размеры, материалы, изображение и иконографические детали соответствуют описанию и чёрно-белой дореволюционной фотографии подлинника. При тщательном осмотре образа встал вопрос о его реставрации. В 1999 году он был доставлен в реставрационную мастерскую Московской духовной академии, где его вернула к жизни реставратор высшей категории Е.С. Чуракова. По возвращении из Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Порт-Артурская» икона Божией Матери была помещена в Свято-Никольский кафедральный собор Владивостока, возведенный в 1907 г. в память воинов, погибших во время русско-японской войны. После возведения во Владивостоке Покровского кафедрального собора «Порт-Артурская» икона была перенесена в него, где и пребывает ныне.
В 2012 году в Кургане был построен первый каменный храм за последние 110 лет и освящен во имя «Порт-Артурской» иконы Божией Матери. В 2013 году в храм была передан список «Порт-Артурской» иконы Богоматери, созданный в начале 20 века. Подобные списки иконы находятся в собрании Музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», в Спасо-Преображенском кафедральном соборе г. Хабаровска.