Найти в Дзене
For memories

Почему я против отмены ОГЭ

В этом году в Москве в экспериментальном порядке сократили количество экзаменов для 9-классников, которые поступают в колледжи. Вместо четырех оставили два обязательных - русский и математику. Есть версия, что вообще экзамены в 9 классе отменят. И я категорически против! Дело не в том, что моя работа так и или иначе подразумевает участие в этом процессе. Дело в том, что экзамены, по моему мнению, ... нужны. Безусловно, я понимаю, что плюсы в жизни без экзаменов есть, и немалые: Но я бы сосредоточилась на "плюсах" экзамена, наличие которого обеспечивает: Я считаю, что если мы сейчас отменим ОГЭ (вообще), то ничего хорошего из этого не выйдет. Во-первых, у современных школьников желание учиться и так не особо проявлено, а отсутствие хоть какого-то проверочного этапа и вовсе отменит необходимость включать волевые усилия, готовиться по предметам и в целом хоть как-то включаться в образовательный процесс. Я это очень хорошо знаю, постоянно пишу статьи о том, что и как мы делаем с уче

В этом году в Москве в экспериментальном порядке сократили количество экзаменов для 9-классников, которые поступают в колледжи. Вместо четырех оставили два обязательных - русский и математику.

Есть версия, что вообще экзамены в 9 классе отменят.

И я категорически против!

Фото из сети
Фото из сети

Дело не в том, что моя работа так и или иначе подразумевает участие в этом процессе. Дело в том, что экзамены, по моему мнению, ... нужны.

Безусловно, я понимаю, что плюсы в жизни без экзаменов есть, и немалые:

  • снижение стрессовой нагрузки: Любой экзамен - это стресс, а значит, может негативно сказаться на их психическом здоровье.
  • экзамен неидеален и не оценивает знания в целом. Некоторые специалисты говорят, что ОГЭ не оценивает реальных знаний и навыков учащихся. Более индивидуализированный подход к оцениванию может быть более эффективным.
  • проблемы с подготовкой: между столичными и провинциальными школами - огромная бездна, а экзамен - один для всех. Так что ни о каких равных возможностях для учащихся в разных регионах и речи быть не может.
  • подготовка к ОГЭ замещает учебу, потому что в экзаменационный год все время уходит на повторение пройденного.

Но я бы сосредоточилась на "плюсах" экзамена, наличие которого обеспечивает:

  • стандартизацию образования. Экзамен обеспечивает единые стандарты образования по всей стране, что способствует равному доступу к качественному образованию.
  • опыт подготовки к другим, более сложным экзаменам: ЕГЭ, экзамены в вузе, аспирантские экзамены, экзамены для поступления в зарубежный вуз. Отмена ОГЭ может затруднить переход к старшей школе и дальнейшему обучению.
  • объективность оценки: экзамен позволяет объективно оценивать знания и навыки учащихся, что может быть трудно сделать в рамках только формирующего оценивания.
  • социальная справедливость: ОГЭ может служить механизмом для преодоления образовательного неравенства, позволяя школьникам из разных социальных групп показать свои знания на едином уровне.

Я считаю, что если мы сейчас отменим ОГЭ (вообще), то ничего хорошего из этого не выйдет.

Во-первых, у современных школьников желание учиться и так не особо проявлено, а отсутствие хоть какого-то проверочного этапа и вовсе отменит необходимость включать волевые усилия, готовиться по предметам и в целом хоть как-то включаться в образовательный процесс. Я это очень хорошо знаю, постоянно пишу статьи о том, что и как мы делаем с учениками на уроках. И, поверьте, я отлично знаю, насколько сильно отличаются занятиями с учениками из обычных школ от занятий с учениками лицеев, спецшкол и вообще очень мотивированными людьми. Сидеть и с тоскливым видом смотреть в окно, потому что маме показалось, что ребенку неплохо бы подтянуть английский (или любой другой предмет) - это не значит учиться и достигать хоть каких-то результатов.

Могу отметь также и то, что у школьников нет какой-то более-менее цельной картины, что от результатов их труда зависит их будущее. Девочки чаще всего ориентированы на удачное замужество (у меня до сих пор занимается девочка, которая заявила, что ей в браке будут $ 3 млн привозить утром, в обед и вечером и все потому, что она умеет печь блины), а мальчики грезят блогерством (как сказал мне один ученик: "я буду поваром! и блогером!"). Нет нормальных честолюбивых желаний - быть лучшим в своей профессии, в своей отрасли, открыть предприятие, придумать что-то, что улучшит жизнь людей вокруг. Таких учеников практически нет!! А потому - стоит ли напрягаться?? Тройку и так нарисуют, чтобы премии не лишили.

Во-вторых, мы потеряем стандарты оценивания знаний. Сейчас ОГЭ худо-бедно служит стандартом оценки знаний на определенном уровне. Без него может возникнуть проблема с объективной оценкой уровня подготовки учеников. Сложно будет также понять, где пробелы, в каких темах? Что надо преподавать в большем объеме, работать над методами в каких темах??

В-третьих, колледжи тоже лишатся работающего отборочного механизма, ведь ОГЭ представляет собой один из инструментов, который помогает им отбирать студентов.

В-четвертых, в условиях отмены ОГЭ разные школы и регионы могут использовать свои собственные методы оценки успеваемости, что приведет к неравенству в образовательных возможностях.

В-пятых, такая беспроблемная жизнь, вялое течение по жизненному руслу создает у школьников неадекватное представление о взрослой жизни. Кажется, что стоит захотеть или поругаться и настоять - и все будет по-твоему. Но не будет же! Почему же так боятся экзамена как варианта проверки и уровня знаний, и стрессоустойчивости, и стратегий подготовки? Почему экзамен вызывает такой шок и у родителей, и у детей?

(в целом я, конечно, ответ знаю: дети учатся в основном плохо. Я бы даже сказала - безобразно. Им лень повторить лишний раз, лень проверить в словаре, они не любят читать, им не нравятся любые усилий, не нравится переживать и расстраиваться, они не делают выводов о своем отношении к учебе после получения плохих оценок и прочее. Поэтому любой вариант, в котором можно "проскочить за просто так", даже если потом из этого ничего стоящего не выйдет - ни хорошего колледжа, ни вуза, ни места работы - намного предпочтительнее, чем сегодняшние старания и волевые усилия).

А Вы как к подобному нововведению отнеслись бы?..