В «Видении Святого Губерта» элегантный, спокойный лесной пейзаж Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) задает тон одной из самых трогательных работ, созданных им совместно с Питером Паулем Рубенсом (1577-1640).
Хотя история святого Губерта редко изображалась на картинах, подробности его жизни и внезапного обращения были хорошо известны в Брюсселе и регионе Арденны.
Губерт, потворствующий своим желаниям дворянин из династии Меровингов, родившийся около 656 года, жил в Австразии, на границе между современными Францией и Германией.
Будучи страстным охотником, он пренебрег церковной службой в Страстную пятницу, чтобы пойти поохотиться в богатых владениях Арденнского леса.
Увидев великолепного оленя, он и его гончие стали преследовать животное. Но то внезапно остановилось и повернулось к Губерту, который увидел сияющий свет и распятие между рогов оленя.
После чего, согласно легенде, Губерт услышал голос:
Губерт, Губерт, почему ты преследуешь меня? Если ты не обратишься к Господу и не будешь вести праведную жизнь, ты быстро спустишься в ад.
Пораженный услышанным, мужчина спешился с коня и опустился на колени перед оленем.
На вопрос, какой курс ему следует выбрать, Губерт услышал ответ:
Пойди и разыщи Ламберта, он наставит тебя.
Губерт отказался от своих мирских владений и занятий и впоследствии занялся развитием карьеры в христианской церкви, став епископом Маастрихта и Льежа.
Он был особенно известен тем, что обращал язычников в отдаленных районах Арденнского леса и Брабанта.
Святой умер в Фуре (современный Тервюрен) в 727 или 728 году.
Губерт был покровителем охотников и охотничьих собак и призывался против бешенства.
Интересно, что в генеалогии Габсбургов Губерт считался предком эрцгерцогов.
В «Видении святого Губерта» Губерт встречает оленя на тихой лесной поляне у реки, где обитает множество птиц.
Голова оленя расположена на фоне яркого неба, которое служит блестящим фоном для небольшого распятия.
В данной интерпретации легенды Брейгель изобразил оленя с открытым ртом, как будто именно он говорит со святым.
Будущий святой благоговейно преклонил колено, его голова наклонена в вопросительном жесте, а украшенная драгоценностями и перьями шляпа отодвинута назад; его жест полон удивления и почтения.
Рог и меч у него на боку указывают на то, что перед нами охотник и дворянин.
Вокруг него мирно сидят или лежат гончие, подчеркивая тем самым прекращение их громогласной погони за добычей и ту тишину, в которой было произнесено небесное повеление.
Красивый жеребец Губерта стоит прямо за ним и смотрит прямо на зрителя.
Трактовка Брейгелем и Рубенсом этого необычного сюжета отражает большой интерес со стороны эрцгерцогов Альберта и Изабеллы (заказчиков) к культу этого местного святого.
В рамках своей более масштабной кампании по возрождению католической веры пара настойчиво стремилась возродить религиозные ордена в Южных Нидерландах и поддерживала культы региональных святых, таких, например, как Губерт, который был известен своей проповеднической деятельностью в отдаленных районах.
Будучи глубоко набожными, эрцгерцоги были лично преданы культу святого.
Деревянная часовня Святого Губерта в лесу около их охотничьего замка Тервюрен, которая, как считалось, отмечала место смерти святого, была перестроена из кирпича по проекту придворного архитектора и инженера Вацлава Кобергера (1560-1634) между 1616 и 1617 годами.
Алтарь часовни был отреставрирован, как и деревянная статуя Святого Губерта.
Теодору ван Лоону (1590-1660) заказали две монументальные картины, изображающие основные события жизни святого, включая его обращение.
Реставрации также были проведены в часовне, посвященной святому Губерту в церкви Святой Гудулы около Куденбурга в Брюсселе (сегодня собор Святых Михаила и Гудулы), которая, по-видимому, была ещё украшена в начале 1620-х годов диптихом с изображением эпизодов из его жизни работы Рогира ван дер Вейдена (1399/1400-1464) и его мастерской.
После своей смерти в 1633 году Изабелла завещала произведения искусства из своей оратории, включая "Святого Губерта, написанного на панели Брейгелем", церкви Святой Гудулы.
Хотя «Видение святого Губерта» не может быть окончательно связано ни с часовней, посвященной святому Губерту в Тервюрене, ни с той, что в Брюсселе, оно, должно быть, было написано в этот период интенсивного интереса к культу святого, возможно, ещё в 1617 году.
Ян Брейгель Старший и Питер Пауль Рубенс написали еще одну версию «Видения святого Губерта», ранее находившуюся в коллекции Музея кайзера Фридриха в Берлине (рис. вверху, картина была утеряна в 1945 году), что говорит о том, что она была и популярной, и достаточно значимой, чтобы её повторить.
Хотя эти две картины похожи, некоторые детали ландшафта различаются между двумя панелями.
И что ещё более важно, у оленя в берлинском видении рога больше, а на переднем плане есть ещё два животных: коренастая гончая, стоящая прямо за оленем, и маленькая обезьянка, сидящая на земле слева.
Хотя вопрос о первенстве берлинской и мадридской (рассматриваемой) панелей давно обсуждается, утрата берлинского «Видения святого Губерта» и, как следствие, отсутствие технической информации затрудняют определение порядка их выполнения с какой-либо определенностью.
Не было ничего необычного в том, что особенно любимые композиции, включая совместные работы, повторялись, и тема обращения святого Губерта вполне могла быть популярна при брюссельском дворе.
Однако многочисленные небольшие изменения, внесенные Брейгелем в мадридскую панель, и аномальные добавления животных на берлинскую панель могут указывать на то, что мадридская картина была первоначальной версией.
Рассматриваемая картина была написана ориентировочно в 1617/20 годах. Её размер 63 x 100 см. Полюбоваться ею можно в Мадриде в Национальном музее Прадо.