На часах половина третьего ночи. Только что в подмосковном городе Пересвет в нашу машину подсел третий участник поездки, и мы уверенно движемся на север. На небе - ни то закат, ни то рассвет, кто ж его разберёт в середине июня, когда ночь длится от силы пару часов? Но выглядело это так завораживающе, что я остановил машину, мы все из неё вылезли и давай щёлкать затворами. Пейзаж готов!
Не страшно, если на фотографиях в дороге мы потеряем время, ведь машина у нас резвая, динамичная, быстрая - Kia Sportage, которую мы арендовали в Ситидрайве на поминутном тарифе. Если уезжать дальше 250 километров от МКАДа не требуется, если планируется много ездить и мало стоять, то выгоднее брать именно этот тариф, а не "12 часов" или "сутки", в чём я убедился опытным путём за несколько подобных поездок. Ездили мы почти 16 часов, а потратили всего чуть более 8 тысяч рублей.
В 3.15 рассвет усилился, а ещё к нему добавился туман. Тормозим? Конечно, тормозим! Разве можно удержаться от фотографии этой невероятной красоты? Небольшая фотосессия, короткая заметка в моём телеграм-канале для тех, кто хочет узнавать об оперативных новостях блога - и едем дальше.
Немного не доехав до цели, мы свернули в какие-то поля и колхозы, чтобы посмотреть, есть ли в этих дебрях красивая локация для фотографии. Ребята ушли к переезду, а я решил остаться в машине, чтобы немного вздремнуть. Но природа уже вовсю просыпалась: чирикали птицы, а в поле местные лошадки жевали траву. Ага, попались! Ну-ка, полезайте в мой объектив!
Пока я куковал в автомобиле, по железной дороге проехал грузовой поезд, который мои друзья где-то там в тумане успешно запечатлели. Учитывая, что тянул его довольно скучный 2ТЭ25КМ, я не очень-то расстроился из-за того, что сам не сделал фотографию. Подумаешь, экая невидаль!
В половине пятого мы наконец достигли цели нашей поездки - двух советских мостов через речку Жабня, построенных в архитектурном стиле, напоминающем брутализм: грубые бетонные конструкции без покраски и дополнительной отделки. Расположены эти мосты на дорогах, соединяющих милые городки Углич и Калязин: одна дорога автомобильная, а другая - железная, и по железной очень скоро поедет интересный поезд, ради которого все эти похождения и затевались.
Но как его лучше сфотографировать, этот поезд? Может быть, с автомобильной дороги? Тогда он будет изящно выезжать из тумана, но закроет на заднем плане все деревья, а я так снимать не люблю. Может быть, с пешеходной части автомобильной части моста? Это было бы идеально без знака на бетонном столбе, который перекроет часть локомотива... Остаётся только встать на автомобильной части моста и ловить кадры оттуда! Листайте.
До поезда оставалось ещё 20 минут. Чем заняться? Я огляделся и увидел главную местную достопримечательность - Калязинскую колокольню, которая была построена ещё в 1800 году как часть располагавшегося здесь Николаевского собора. В 1930-е годы Советы решили сделать в этом месте Угличское водохранилище, тогда собор и другие постройки были разобраны, а вся местность - затоплена, и только колокольня осталась стоять в качестве маяка для гружёных судов. В 2021 году её отреставрировали и теперь этот шедевр классицизма радует и удивляет путешественников. А потом я сфотографировал паутину на оградке моста, ведь это тоже шедевр, но созданный природой.
Время пролетело незаметно, и скоро из-за леса донёсся гудок, потом начался гул дизеля, а через несколько минут коротенький поезд, запряжённый тепловозом ТЭП70, выполз из тумана, засиял в лучах восходящего солнца и неспешно прополз мимо нас в направлении Калязина. Наверное, кому-то стало удобнее от того, что поезд стал заезжать на тупиковую линию в Углич, только теперь из Москвы в Рыбинск он едет почти 12 часов, хотя путь составляет каких-то 350 километров... Но с другой стороны, какая разница, сколько в пути находится ночной поезд, если в нём можно выспаться с запасом на неделю вперёд?
А интересен этот поезд тем, что вопреки сомнительному графику и небольшому пассажиропотоку, курсирует до сих пор! Почему эта ситуация уникальна? Да потому, что РЖД просто обожает отменять подобные поезда! Но наш Москва - Рыбинск держится по сей день, хоть и стал ходить не ежедневно, а только раз в неделю: по пятницам уезжает из Москвы в Рыбинск, а вечером в воскресенье отправляется обратно в Москву, по пути проезжая такие замечательные города как Кимры, Калязин, Углич, Кашин и Сонково. Конечно же, мы не стали ограничиваться одной фотографией: приехали на перегон Калязин - Кашин и сфотографировали его ещё раз. Догнать было несложно, ведь поезд едет медленно, ещё и в Калязине имеет вторую стоянку.
После этого мы решили попытать счастья я и поймать редкие для линии Сонково - Савёлово грузовые поезда, которые могут ехать с какими угодно тепловозами! От РЖД попадаются современные 2ТЭ116У и 2ТЭ25КМ, но гораздо интереснее увидеть советский 2ТЭ116, а ещё тут курсируют поезда компании БалтТрансСервис, чьи локомотивы имеют свою фирменную окраску. Разворачиваемся и едем в сторону Москвы по совершенно убитой дороге. Тверская область, что с неё взять! Но ремонты идут, скоро и здесь будет хороший асфальт, а пока - физическое ограничение скорости, чтоб народ сильно не гонял.
А потом мы свернули в лес на грунтовку, покрытие которой показалось мне не более разбитым, чем на трассе... Ничего, скоро и на ту трассу придёт ремонт! Да и на эту грунтовку, возможно, тоже. Хотелось бы верить.
Скоро перед нами возник переезд, с которого открывался вид на залитый солнцем перегон Скнятино - Калязин. В ожидании поездов мы просидели здесь почти четыре часа!
Первого поезда нам пришлось ждать почти полтора часа, но зато в 7.20 мимо нас в направлении Калязина проехал ну просто невероятно редкий по меркам 2024 года локомотив - ранний советский 2ТЭ116-523 с высокими буферными огнями и прожектором в "сидении унитаза"! То, что построен он аж в 1980 году, не мешает ему возить тяжёлые грузовые поезда по сей день. Если вы увидите на железной дороге такую физиономию, то знайте: перед вами раритет, коих осталось чуть больше, чем амурских тигров!
На железнодорожной линии Сонково - Савёлово нет автоблокировки. Не вдаваясь в технические подробности, это означает, что если два поезда едут друг за другом, то пока первый не доедет до следующей станции, идущий за ним не сможет отправиться с предыдущей. Поэтому ждать следующего кадра придётся не меньше часа! От нечего делать я сфотографировал бабочку, клевер, окружение, насладился тишиной и пением птичек и даже успел попасть в неприятную ситуацию из-за каршеринга.
А случилось то, что из-за отсутствия на этом несчастном переезде интернета я не увидел вовремя оповещение о том, что на банковской карте кончились деньги, и по этой причине аренда автомобиля просто завершилась! Дозвониться в поддержку удалось, но помочь они мне в этой ситуации не смогли. Кое-как я нашёл точку, в которой интернет худо-бедно пробивался, еле-еле зашёл в банковское приложение, перекинул деньги на нужную карточку, и только после этого открыл приложение Ситидрайва и забронировал машину ещё раз... Увы, есть такая проблема у каршеринга - без интернета может случится неприятность! Поэтому я рекомендую вам перед дальней дорогой заранее положить денег с запасом на нужный счёт. Ой, а что это там на горизонте, неужели ещё один поезд спустя всего час с небольшим после предыдущего? Действительно, прожектор не самого интересного тепловоза 2ТЭ25КМ. Но фотографией я всё равно остался доволен!
А через 15 минут произошло следующее: товарняк доехал до Калязина, и из Калязина сразу же отправился традиционный для этих мест пригородный поезд Сонково - Савёлово, который до сих пор курсирует ежедневно и представляет собой два вагона с тепловозом "Машкой". Жаль, что всё это хозяйство окрашено в корпоративные цвета! Как по мне, для такого знакового места, как Савёловская Глухомань, локомотивы и вагоны следовало бы поперекрашивать обратно в зелёный, или вовсе придумать какую-то окраску с изюминкой.
После пригородного ожидался ещё один поезд, и внезапно - пассажирский! В общем: в Петербурге берутся два вагона, в них запихивают пассажиров, которым надо доехать до Углича, эти два вагоны прицепляют к поезду Петербург - Иваново, и вместе с ним они едут до Сонково. А потом их отцепляют, их подбирает другой тепловоз и уже по ветке Сонково - Савёлово через Калязин тянет в Углич. А потом - в обратном порядке. Но этого поезда ещё нужно было дождаться, так что пришлось коротать время, фотографируя бабочку и жука-усача, ведь насекомых я тоже люблю.
А вот, собственно, и поезд. Появился он примерно через час после пригородного, а будь на этом участке автоблокировка - он поехал бы за пригородным по пятам, ориентируясь на локомотивный светофор.
Просидев на переезде почти четыре часа, в 10 утра мы снялись с якоря, чтобы устроить дикие гонки за поездами, потому что Влад, автор канала "Метро Жизнь", который был в нашей компании, каким-то образом узнал, что к нам прямо в лапы движутся два подряд грузовых поезда! Это редкое явление на линии Сонково - Савёлово, а значит, мы можем ухватить удачу за хвост. Быстро запрыгнув в машину, мы помчались на тот самый переезд, где поезд Москва - Рыбинск был сфотографирован во второй раз, и меньше чем через час крутейший старый 2ТЭ116 в новой окраске "БалтТрансСервиса" был у нас в кармане. Каков гусь! Чёрный, с зелёной полосой, блестящий, ещё и погудел нам пароходным гудком!
Но мы ведь не останемся только с одной фотографией. Машину-то зачем арендовали, чтобы в носу ковырять, стоя в одном месте несколько часов? Нет. Так что пускаемся в погоню. Поезд ехал медленно, мы - быстро, так что обогнать его и сфотографировать ещё раз с моста на станции Калязин нам не составило труда. Смотрите, красота какая!
А потом - мчимся обратно на этот же переезд, ведь следующий поезд дышит в спину предыдущему, и ползёт за ним с разницей в каких-то полчаса! Невероятно маленький интервал для этой железнодорожной линии, а сфотографировать здесь два поезда фактически подряд - это удача. К тому же, оба тепловоза - старые 2ТЭ116, а второй оказался и вовсе в ставшей редкостью старой синей окраске БалтТрансСервиса!
И его мы тоже сфотографировали два раза. Не пропадать же кадру!
А потом мы помчались домой, но перед этим я поставил машину в тенистое местечко и поспал полчаса, чтобы случайно не привезти нас в кювет или вообще к апостолу Петру. Небольшой сон (а лучше - 10 минут физических упражнений, чтобы насытить голову кислородом) помогает в дальней дороге лучше кофе и лучше любого энергетика, а последние я лично считаю химозной дрянью, которой не стоит наливать в себя ни грамма.
Железнодорожная линия Сонково - Савёлово сохраняет свои позиции и получает от меня 9 "фантомасов" 2ТЭ116 из 10. Благодаря тому, что поезда тут ходят нечасто, каждый из них превращается в целое событие, принося массу положительных эмоций. К тому же, тут до сих пор попадаются стремительно уходящие в историю интересные советские локомотивы, что добавляет каждому путешествию в эти края ещё больше азарта. А чудом сохранившийся по смей день поезд Москва - Рыбинск, на пару с пригородным Совёлово - Сонково гарантируют вам, что вы даже при самом неудачном раскладе вы не уедете отсюда с пустыми руками.
С вами был Блог ЖД Фотографа. Делитесь в комментариях впечатлениями: как вам фотографии? Какая понравилась больше всего? Какой локомотив показался самым интересным? А если можете, то оформите, пожалуйста, недорогую платную подписку на мой канал через Бусти. С вашей помощью я смогу снимать больше контента, а видео и статьи будут выходить на канале чаще, и быстрее, а не через полгода после поездки. А вы получите доступ к дополнительному контенту: например, к видео-репортажу из этой поездки!
До скорого!
Подробный рассказ о поезде Москва - Рыбинск: