Найти в Дзене
Нация

Как Смоктуновский починил крышу чеховского театра, а президент Медведев купился на розыгрыш

Сцена из спектакля Таганрогского театра имени Чехова «Прости меня, мой ангел белоснежный»
Сцена из спектакля Таганрогского театра имени Чехова «Прости меня, мой ангел белоснежный»

Чего только не бывает в Таганроге, в Таганроге бывает все.

автор Ольга Майдельман/фото Диана Нелидина

Проект «Найти Чехова» (реализуется АНО «Центр развития СМИ» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) мы посвятили 165-летию со дня рождения великого писателя.

Мы ищем живого, нехрестоматийного Чехова в любимых и важных для него местах, в беседах с людьми, которые работают с его творческим наследием.

Актеры Таганрогского театра Василий Егельский и Светлана Несветова любезно согласились на прогулку по родному городу Антона Павловича. Мы поговорили про театр имени Чехова, библиотеку имени Чехова и Домик Чехова. А теперь направляемся к гимназии имени Чехова. Там и узнаем, почему Чехов так плохо учился.

Слева направо: актриса Светлана Несветова, автор «Нации» Ольга Майдельман, актер Василий Егельский.
Слева направо: актриса Светлана Несветова, автор «Нации» Ольга Майдельман, актер Василий Егельский.

Журналист Ольга Майдельман: — Проект наш называется «Найти Чехова». А сами таганрожцы какие места считают чеховскими, но не самыми очевидными?
Актриса Светлана Несветова: — А вот справа от нас — дом Кобылина, знаменитые были купцы.
Журналист: — «Лошадиная фамилия»?
Несветова: — Да, по мнению чеховедов, они и вдохновили. Сейчас там кожвендиспансер. А есть еще особняк Жеребцовых... Может, они. Про врача Шедеви знаете? Считается, что он был прототипом Ионыча. Его дом тоже сохранился.
Актер Василий Егельский: — Давайте пойдем к гимназии? Гимназия, конечно, не самое любимое место Антона Павловича… Он же дважды оставался на второй год. И знаете, кто оставлял? Отец Феликса Эдмундовича Дзержинского. Учитель математики здешний.

Подходят к длинному классическому зданию с большой надписью «Гимназiя» и зеленым деревянным крыльцом. Слева памятник «Человеку в футляре».
Егельский: — Этот памятник я открывал в январе 2010 года. Я ведь в театре и Беликова (главный герой рассказа «Человек в футляре») играл. На юбилей Чехова приехали видные гости из правительства. Меня пригласили побыть прообразом. И вот открытие памятника. Я стою рядом в шинели, очках, шляпе. А было очень холодно. Причем накануне стояла чудесная погода, вокруг высадили цветы, травку подстригли. Да, представьте себе, в Таганроге бывают такие теплые зимы. Но по иронии судьбы в ночь перед открытием — аномальная метель, намело горы снега.
Журналист: — Ничего себе совпадение!
Егельский: — Да! Так вот, по сценарию с памятника должны были снять покрывало, и для меня, Беликова, это как бы сюрприз. Я возмущен: «Это кто? Это что? Это безобразие!» Но у детей, которые должны были это сделать, замерзли руки. Заминка. В итоге я и сдернул покрывало. В газете потом писали: «Беликов сам себе открыл памятник».
Несветова: — А вообще творческим людям часто встречаются человеки в футляре.

Живой (актер Егельский) и бронзовый «человеки в футляре».
Живой (актер Егельский) и бронзовый «человеки в футляре».

Поднимаются по ступеням гимназии.
Егельский: — Ступени оставили те же, что и были. По этим ступеням Чехов и поднимался.
Журналист: — Если задуматься, так дух захватывает. И что, ничего не меняли?
Егельский: — Только пристройки позже сделали. Видите, в гимназии арочные окна, а там простые. Здесь долго была школа, но сейчас это все Литературный музей, слава богу.
Журналист: — А надпись «Гимназiя» оставили как часть истории?
Несветова: — Да ее и не меняли никогда. А правое крыло — это Южно-Российский научно-культурный центр имени Чехова.
Егельский (поговорив по телефону): — Я договорился, нас на пару минут пустят внутрь. Но только ничего нельзя снимать: нужно особое разрешение на съемку.

Заходят внутрь.
Женщина-экскурсовод (очень радушно): — Здравствуйте! Вы к нам?
Егельский: — Мы на две минуты. Только глянуть.
Экскурсовод: — А вы снимайте плащи, бахилы надевайте. Коротко пройдемся по музею. Вот это карцер.
Заглядывают в небольшую комнатку под лестницей: стол, стул, керосиновая лампа. В двери вырезано круглое окошко.
Несветова: — Нас школьниками водили сюда, и я этим карцером больше всего впечатлилась. Вот так сидишь тут один, и иногда надзиратель смотрит в круглое окошечко. Как представишь себя на их месте…
Экскурсовод (назидательно): — Знаете, карцер открывался всего 5−7 раз в год. Чаще было другое наказание: имелся журнал-кондуит — штрафной, куда заносились замечания. Если замечаний больше трех, на большой перемене все шли домой, а ты оставался в классе. Учил Закон Божий, математику делал или перевод с греческого.
Журналист: — И за что можно было получить замечание?
Экскурсовод: — На малых переменах запрещалось выходить из класса. И было подвигом выскочить — ага, в коридоре никого нету! — пробежаться и прокатиться по паркету. А поймали — замечание... Большая перемена с 12-ти до 2-х. Столовых в гимназии не было, и многие шли домой. Антон зачастую кушал здесь. По воспоминаниям одноклассников, у него всегда была с собой печеная картошка, огурчики, хлебушек. (Подумав.) И ничего, человеком вырос.

Таганрогская классическая мужская гимназия — старейшее учебное заведение юга России, основана в 1806 году. Чехов провел в ее стенах 11 лет — четверть своей жизни. С 1975 года в здании гимназии располагается Литературный музей А. П. Чехова.
Таганрогская классическая мужская гимназия — старейшее учебное заведение юга России, основана в 1806 году. Чехов провел в ее стенах 11 лет — четверть своей жизни. С 1975 года в здании гимназии располагается Литературный музей А. П. Чехова.

Широкая лестница ведет в огромный актовый зал.
Экскурсовод: — Высота потолков 6 метров, отличная акустика, свет. Этот актовый зал считался самым большим залом Юга России во времена Чехова. А вот здесь выступал перед экзаменаторами Антон.
Большая комната, в центре которой стол и 7 стульев. К столу ведет зеленая ковровая дорожка.
Журналист (встает на место Антона): — Ух… Очень неуютно тут было стоять..
Экскурсовод: — Конечно. У гимназистов язык к небу присыхал… На столе вы видите аттестат Антона Чехова. Это подлинник.
Журналист (радостно): — Ого, сколько троек у Чехова.
Экскурсовод: — Вы не путайте эту тройку и те, что сейчас. В классической гимназии тройка дорогого стоила. Этот аттестат с тройками давал право поступления в университеты страны и даже за границей без экзаменов. А учились всего восемь лет.
Журналист: — А вот у Александра Чехова сплошные пятерки.
Экскурсовод: — Правильно, он был серебряный медалист. Последний год обучения даже жил при гимназии, на квартире директора Рейтлингера, и там же столовался. Вы же знаете, что родителям Чехова говорили? «Толк выйдет только из старшего брата».

Подходят к табличке с табелями.
Экскурсовод: — Антон и младший Николай учились в одном классе. Дважды Антон оставался на второй год — в 3-м и 5 классе, поэтому ему пришлось учиться 11 лет.
Журналист (внимательно изучая табель): — У Николая тоже много пятерок. А Антон опять с тройками.
Экскурсовод (с жаром): — А потому что Николая очень жалели, Николай был болезненный, и Антон взвалил на себя все. И пропускал много. Так еще когда оставался второгодником, получал «лещей» от отца. Тот сказал: «Да сколько ж за я бездаря буду платить-то?»
Журналист: — Обучение стоило дорого?
Экскурсовод: — 25 рублей в младшем классе, 60−70 — в старшем. Для сравнения, зарплата кухарки была 3 рубля в месяц. Да плюс форма, мундир суконный 25 рублей. Не каждый мог себе это позволить.
Несветова (с пониманием): — А ведь ребенок растет, мундир надо обновлять.
Экскурсовод (гневно): — А Александр, когда жил на квартире у директора, ни разу домой не пришел. Чего туда идти? Отец или накажет, или заданий даст. Отец ему даже писал: что ж ты, сын, такой-сякой, не кажущий глаз? А тот: некогда, некогда. И не ходил. Николай болезненный, Александр на медаль идет. И всю работу в лавке свалили на Антона.

Один из таганрогских памятников писателю — бюст на территории музея «Домик Чехова».
Один из таганрогских памятников писателю — бюст на территории музея «Домик Чехова».

Небольшой узкий зал с чертежом на стене.
Экскурсовод: — Этот зал рассказывает о том, что Антон остался один жить в Таганроге три года без семьи. Вот такой дом хотел строить отец — на три подъезда (показывает на чертеж). А в итоге построили на три окна…. Вот он.
Журналист: — Домик-крошечка в три окошечка. Как у Островского.
Экскурсовод: — Да, крошечка, но они и за него не смогли расплатиться. Вся семья бежала от кредиторов. Только Антон остался, кончать гимназию.

Фотография драматического театра.
Экскурсовод (любовно): — А это наш театр, который Антон очень любил. Вы знаете, он и сам был актер хороший. Особенно ему давались женские роли. Однажды зимой он решил разыграть дядюшку. Переоделся в старушку и пришел просить подаяние. Дядюшка дал и денюжку, и покушать. Не признал! Они потом долго смеялись.

Витрина, за которой листы, исписанные торопливым, но разборчивым почерком.
Экскурсовод: — Это его самая первая пьеса. «Безотцовщина». Подлинник.
Несветова: — У нас шел замечательный спектакль по «Безотцовщине» — «Прости меня, мой ангел белоснежный». Нам с Василием Федоровичем посчастливилось сыграть в нем. Это было настоящее событие. А в советское время Михалков по этой пьесе снял фильм — «Неоконченная пьеса для механического пианино».
Журналист: — Прекрасное кино!
Экскурсовод: — Уже после смерти Чехова в 1920-х годах у Марии Павловны были найдены эти 11 тетрадей с пьесой. Антон тогда отправил их старшему брату, брат показал знающим людям, те сказали: некоторые сцены гениальные, остальное сыровато. Ну и он Антону пишет: брат, тебе надо зарабатывать, строчка — 2 копейки! Пиши фельетоны, а это пока не трогай.
Несветова: — И Толстой ему говорил: «Никогда не пишите пьес».
Экскурсовод: — Да. Толстой говорил: мне и пьесы Шекспира не нравятся, а ваши и того меньше…

Выходят в широкий коридор с дверями в классы.
Журналист: — Высокие здесь потолки. И какие широкие коридоры! Сейчас такие не делают.
Экскурсовод: — Александр, когда поступил в университет в Москве, писал, что с такой благодарностью вспоминает нашу гимназию! Много воздуха, много света. Ребенок же здесь целый день занимался. Такие высокие потолки, говорят психологи, дают правильное психологическое развитие ребенку. Они не давят.

Заходят в класс Чехова, где на крайней парте, «камчатке», под стекло пойман листик из школьной тетради Чехонте.
Егельский: — 2010 год. Празднование юбилея Антона Павловича Чехова. Медведев тогда был президент. И одна из встреч проходила в чеховском классе. Нам с моим учеником, Сережей Сборновым, поручили сделать здесь сценку. Он играл маленького Чехова, сидел за этой партой. А я играл Рейтлингера, директора гимназии. Заходит наш президент, садится за стол учителя… И захожу я. Медведеву: «Извините», и мальчику (очень строгим голосом): «А ты что здесь делаешь? Кто тебе разрешил сюда входить?» Медведев: «Ничего-ничего, мы с ним пообщаемся, мальчик нам не мешает». Я говорю: «Быстро отсюда! Вон!» Медведев: «Что вы, нельзя же так с ребенком». И только потом он понял, что это сцена. И сказал мне: «Как вы меня разыграли!»

Президент Дмитрий Медведев общается с «гимназистом Чеховым» (Сережа Сборнов) и сотрудницей Таганрогского музея-заповедника Ангелиной Матковской. 29 января 2010 года.
Фото: Валерий Матыцин (ТАСС)
Президент Дмитрий Медведев общается с «гимназистом Чеховым» (Сережа Сборнов) и сотрудницей Таганрогского музея-заповедника Ангелиной Матковской. 29 января 2010 года. Фото: Валерий Матыцин (ТАСС)

Переходят в следующий зал.
Экскурсовод: — Здесь уже и московский, и ялтинский период. Вы, кстати, знаете, что Чехов, когда был студентом-медиком, учился у самого Склифосовского? А вот такого Чехова вы видели? (Показывает на фото очень здорового молодого безусого человека.) Широкоплечий, сюртук лопается, вон какие щеки у него.
Несветова: — Мы в Мелихове видели его пальто. Узкое в плечах.
Экскурсовод: — Я видела в Ялте кожаный плащ, в котором он ездил на Сахалин. Тоже узкий. Ну, во-первых, кожа имеет свойство ссыхаться. А потом, он был уже болен, сильно похудел, кожа до кости. Знаете же, что он побывал на Сахалине, да? Вот это один из десяти тысяч записных его листочков.
Журналист (с пониманием): — Каторжная работа была.
Экскурсовод: — Да-да, он писал: «Я видел ад на земле, это остров Сахалин. Я видел рай, это остров Цейлон». Побывал и в Сингапуре, а потом приехал в Москву. И тогда купил дом в Мелихове, чтобы сократить расходы. Вот видите, на фотографии вся семья на пороге поместья в Подмосковье. И за всех нужно было платить, потому что отец разорился, сестра не замужем, братья не устроены. Еще и гостей полный дом…
Вот это ялтинский период. Перчатки Чехова (
белые кожаные перчатки под стеклом), кстати, подлинные. Это Белая дача. Здесь у него были и Рахманинов, и Шаляпин, и Горький, и Бунин, и Короленко. Как-то идут они с Буниным с вокзала и слышат разговор двух дам: «Ой, Ляля, ты слышала? Бунин приехал!» Чехов переглянулся с Буниным и как бы в сторону: «А ты слыхал, Бунина на вокзале-то зарезали». Барышни чуть не в обморок, и вся Ялта кричала: «Бунина зарезали!» Такие вот шутки он любил.
Егельский: — А пенсне тоже подлинное?
Экскурсовод: — Скорее всего. А в фондах у нас лежат его очки, костюм, трость, шляпа. А вот это стаканчик, из которого Антон Чехов пил кумыс. Тогда уже говорили врачи, что кисломолочные продукты благотворно влияют на организм.

Стенд с томиками книг.
Экскурсовод: — Жемчужинка этого зала — книги, которые Чехов держал в руках. Это маленькая часть из тех тысяч книг, которые он передал Таганрогу.
Переходят в зал с афишами и моделями декораций.
Экскурсовод: — А это зал драматургии.
Журналист: — К вам ведь постоянно звезды приезжают? Чеховский фестиваль ежегодно проходит.
Несветова: — Конечно. Кэролайн Блэкистон, например. Это английская актриса, в знаменитом фильме снялась — «Сага о Форсайтах». Она, оказывается, страстно мечтала приехать на родину Чехова. Приехала и сыграла в нашем «Вишневом саде» Шарлотту. На русском языке! И ее акцент был кстати: Шарлотта ведь тоже иностранка.
Егельский: — Олег Ефремов, МХАТ, привозил своего «Иванова» с Мягковым. Андрей Миронов, Папанов играли у нас. Приезжала Казарновская, знаменитая оперная певица.
Несветова (глядя на афишу «Иванова»): — И Смоктуновский тоже играл на нашей сцене с нашими актерами. В 1986 году.
Егельский: — Его пригласили как звезду, но он сказал: я не хочу солировать в вашем театре, я беру неделю и репетирую с вами, чтобы весь спектакль был на высоком уровне.
Журналист: — Вот это поступок. А говорил Смоктуновский, что как-то иначе себя чувствует в чеховском театре? Какой-то пиетет?
Егельский: — Конечно-конечно. Он когда зашел в театр... а у него такая растя-а-анутая, мя-а-агкая, сладкая речь (голосом Смоктуновского): «Тут Чехов был когда-то, смотрел… теперь и я».
Несветова: — И получился чудесный спектакль.

Народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский в роли Иванова в одноименном спектакле на сцене МХАТ имени Чехова. 1988 год.
Фото: Василий Егоров (ТАСС)
Народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский в роли Иванова в одноименном спектакле на сцене МХАТ имени Чехова. 1988 год. Фото: Василий Егоров (ТАСС)

Егельский: — Чудесный. Кстати, был забавный момент! Первая сцена, выходит Иванов-Смоктуновский… А надо сказать, что когда ветер, у нас в театре крыша шумит, а в те времена тарахтела прямо. И вот Смоктуновский выходит, слышен грохот этот, он смотрит наверх и тихо так, как бы себе под нос: «Ну да, и крышу чинить надо. А денег нет...» Такого текста нет у Чехова, понимаете? Но благодаря этой фразе починили крышу наконец.
Экскурсовод: — Я желаю вам, чтобы почаще приезжали такие люди.
Егельский: — А вот афиша «Скрипки Ротшильда». Это к нам привозили спектакль Камы Гинкаса, Ротшильда играл Ясулович. А москвичи на сцене говорят тихо: шептальный реализм так называемый. И вдруг из зрительного зала женский крик: «Не слышу, что вы там между собой разговариваете! А я деньги заплатила!» Пауза. Ясулович смотрит на Баринова. И на тон выше.
Несветова: — Вы же тоже играли Ротшильда, Василий Федорович.
Егельский: — Да, очень хорошая была постановка Бычкова из Воронежского камерного. У меня другая история. Там же, помните, по сюжету умирает жена Якова, потом умирает сам Яков и дарит мне скрипку. Я беру ее. У меня длинный монолог, минут на десять. И вдруг из зала (громко, недовольно): «Я пришла в театр отдохнуть, а тут одна померла, второй умер. Дома муж при смерти, и они туда же!»
Несветова: — Это тоже менталитет наш таганрогский. Таганрожец — везде главный.

Спускаются вниз.
Журналист: — Откуда люди в ваш музей приезжают?
Экскурсовод: — К нам со всего мира приезжают: с Сахалина, с Дальнего Востока. Москва, Питер — постоянные гости, Ростов это вообще родные все. Знаете, кто был? Правнук Пушкина. Из Франции.
Журналист: — Похож?
Экскурсовод: — Вот прямо видно арабские черты: волосы, нос. Прямо Пушкин в старости. Только чуть полнее. И такая красивая речь. Сохраненная дворянская. Мягкий, красивый, обаятельный голос. Когда он заговорил, я в него прямо влюбилась.
Журналист: — Спасибо вам за экскурсию. Скажите, а какое у вас любимое произведение Чехова?
Экскурсовод: — Мне все нравятся, особенно детские рассказы. Я постоянно читаю своим детям.
Журналист: — Да ведь Чехов особо не писал детские рассказы.
Экскурсовод: — «Лошадиную фамилию» все дети любят!