Найти в Дзене

Как стать режиссёром своей жизни? 3 действенные практики от психолога с 25-летним стажем

Оглавление

Чаще мы показываем окружающим наши маски, а не истинное «Я». В этом нет ничего плохого: если маска подходит ситуации, она даёт опору и чувство безопасности. Например, «Хороший человек» с радостью помогает друзьям, а «Душа компании» превращает скучную встречу в запоминающееся событие. Маски и социальные роли негативно влияют на нашу жизнь, когда вытесняют нас из режиссёрского кресла и «пишут» сценарий жизни без нашего участия.

Здравствуйте! Меня зовут Алёна Савюк. Я клинический психолог, кандидат наук, коуч и творческий человек с опытом психологической практики 25 лет. В этой статье я расскажу, как социальные роли и маски могут влиять на качество жизни. В конце статьи вас ждут 3 психологические практики, чтобы вы могли поисследовать свои внутренние роли. Чем лучше мы знаем себя, тем проще нам принимать взвешенные и правильные решения.

Когда мы впервые примеряем социальные роли и маски

Мы рождаемся и живём в социуме, поэтому с детства учимся адаптироваться и приживаться. К этому нас толкает потребность в безопасности, любви и принятии. Так параллельно с истинным «Я» формируются маски и социальные роли: «Хорошая девочка», безусловно, нравится всем, «Послушный ребёнок» — на зависть соседям, «Умница» — лучший в классе.

Благодаря маскам наша психика способна выдерживать сложные, интенсивные переживания. Когда мы вырастаем, маски иногда буквально помогают нам «держать лицо», если мы сталкиваемся с несправедливостью или нас провоцируют на агрессию. Мы не только сохраняем своё достоинство, но и самих себя.

Вы можете проверить себя прямо сейчас – пройдите мини-тест для определения, какую из масок вы чаще всего используете.

Когда маски и социальные роли превращаются в проблему

  1. Мы «застреваем» в том или ином образе, носим ту или иную маску, не снимая.

Представьте привычный и удобный костюм, который вам купили в детстве. В нём всегда комфортно, его легко надевать. Спустя время вы так привыкаете к нему, что не замечаете ни лоснящиеся пятна, ни протёртые швы, ни короткие рукава. Костюмчик вам уже давно не по размеру, но вы не готовы отказаться от него. Да, плохонький, страшненький, но... с ним безопаснее.

Случай из практики. Максим в детстве часто менял школы. Тогда ему было жизненно важно, чтобы его приняли в стаю, назвали своим. Для этого он надевал маску «Весельчака»: с ней было легко и безопасно смешить других, скрывая настоящие чувства.

Чувства под маской могли быть самыми разными — страх отвержения, стыд быть собой, тревога не найти своё место в жизни. Это понятные переживания для подростка, который делает первые шаги во взрослую жизнь.

Когда человек вырастает, он уже меньше зависит от окружающих. Он в праве сам выбирать работу, окружение, близких. Но стоило Максиму почувствовать, как им овладевает страх отвержения, он начинал отшучиваться и балагурить. Так он избегал разговоров на серьёзные, глубокие темы. Постепенно между ним и миром выросла стена непонимания.

-2

Выход: Развитие души невозможно представить без искренности, а искренность — без риска. Иногда нам нужно честно посмотреть на себя, свои реакции и оценить, какие костюмчики уже давно пора бы перестать носить.

  1. Мы чаще играем роли, которые поощряет социум, а многие другие роли остаются неизведанными и пугают.

Бывает, ещё незнакомая внутренняя роль стучится к нам, чтобы выйти на сцену жизни. Новая роль тоже хочет проявить себя, выразить, но мы пугаемся этого и вытесняем её. Отправляем ей на замену одобряемые социумом роли. Так возникает внутренний разлад: вроде всё хорошо, но есть смутное ощущение тревоги.

Случай из практики. Год назад Саша набралась смелости и шагнула в ледяную реку честности с собой и миром. Этот поток круто поменял её жизнь: она ушла с офисной работы, открыла частную практику и начала работать с женщинами как танцетерапевт и энергопрактик.

Саша прошла один из моих тестов (вы тоже можете пройти его по ссылке) и выяснила, что три её ведущие роли выглядят так:

«Быть хорошей и удобной» — ждать, когда тебя похвалят, заметят и одобрят.
«Спасатель» — помогать вопреки, пренебрегая личным временем.
«Профессионал» — не допускать даже мысли, что можно чего-то не знать или не уметь. Тотальная самостоятельность во всём.

Ко мне на консультацию Саша пришла с таким запросом:

— Где-то раз в месяц я просыпаюсь со странным чувством тревоги. Чувствую себя потерянной, словно выбили почву из-под ног. Нет никакой опоры, в теле — пустота. Может даже потряхивать. В этот момент в дело включается ум. Он окидывает это состояние презрительным взглядом и строго так говорит: «Саша, ну какие могут быть проблемы? Ты — профессионал, классный специалист, ты стольким людям уже помогла! Ты знаешь море практик. Давай, подыши, помедитируй и всё пройдёт». Только даже после практик у меня остаётся ощущение, словно что-то не так…

Расспрашивая Сашу, мне удалось найти корень проблемы. Оказалось, что одна из её ведущих ролей — «Профессионал» не даёт право на жизнь роли «Хрупкой женщины». «Профессионал» намеренно игнорирует чувство слабости и мешает просить о помощи других. Он убеждён, что с любыми проблемами можно справиться своими силами. Иначе какой он профессионал?

Как перестать бояться проявлять уязвимость? Как научиться быть собой, а не тем, кого ждут? Как перестать играть роль «сильного человека»? На все эти вопросы мы часто ищем ответы.

Решение: Когда мы даём пространство внутренней сцены не только социально одобряемым ролям, мы можем почувствовать внутреннее умиротворение и силу — и это тоже я. Я могу быть сильным, могу — слабым.

Саша стала возвращать себе право иногда чувствовать себя слабой. Быть профессионалом — не равно быть всесильным.

Вы можете прослушать полную запись эфира здесь. В эфире я не только разбираю запрос Саши, но и провожу практику-медитацию, направленную на проработку социальных ролей – «Социальные роли. Быть собой – как?»

3 практики, чтобы познакомиться со своими внутренними ролями и масками

-3

Эти практики — не про быстрые ответы, а про честное, бережное наблюдение за собой. С интересом, без упрёка. Каждая из них нацелена на то, чтобы помочь вам лучше узнать себя и научиться принимать себя настоящего.

Понаблюдайте за ролями

В течение 3–5 дней ведите дневник ролей. Несколько раз в день задавайте себе вопрос: «Сейчас я из какой роли говорю или действую?»

Примеры: «Хорошая девочка», «Эксперт», «Контролёр», «Спасатель», «Невидимка».

Запишите ситуации, когда маска включается автоматически.

Отмечайте телесные ощущения, эмоции, мысли — как это чувствуется?

Представьте, что вы на сцене

Если вы относите себя к творческим людям, на листе бумаги нарисуйте простую схему:

В центре — кресло Режиссёра (это вы). Вокруг — сцену и роли, которые чаще всего выходят на «сцену жизни». Подпишите каждую маску.

Задайте каждой маске вопросы:

  • «Для чего ты появилась?»
  • «Чем ты меня защищаешь?»
  • «Что бы ты хотела, чтобы я поняла?»

Под рисунком напишите: «Я могу выбирать, кто выходит на сцену. Я — Режиссёр».

Переключитесь в состояние «Я»

Когда вы замечаете, что включилась маска или роль:

  1. Остановитесь на несколько секунд.
  2. Сделайте медленные вдох и выдох.
  3. Внутренне скажите: «Сейчас говорит моя роль. А я — Режиссёр. Я могу выбрать другой способ».

Повторяйте это упражнение в моменты перегрузки, раздражения, чувства вины или автоматической реакции.

В комментариях поделитесь мыслями или ощущениями, какие роли вы проигрываете чаще других? А может, есть роли, которые вам хотелось бы добавить в свой репертуар?