Каждый раз, когда проезжаешь или проходишь по Большому Каменному мосту, взгляд падает на светлое четырехэтажное здание с шатровой крышей и куполами над каждым из четырех углов. Оно выросло на стыке Кремлевской набережной с улицей Ленивкой и особенно выигрышно смотрится на фоне храма Христа Спасителя, что стоит неподалеку.
Своими угловыми башенками с полукруглыми куполами и четырехскатной зеленой крышей оно немного напоминает компактную версию Кригскомиссариата на Космодамианской набережной.
Так и видится нечто важное, государственное. Не то военное, не то медицинское, а может, учебное заведение. И львиные барельефы с часами на небольшом прямоугольном фронтоне еще больше усиливают впечатление.
(3 фото)
Сейчас это еще один элитный бизнес-центр, и некоторые источники даже утверждают, что оригинальный дом был снесен в 1990-е и на его месте построена его же не совсем точная копия.
А вот о том, чем являлся этот дом в годы своей архитектурной молодости, рассказывают немногие. История же его интересна.
В первую очередь, это здание предназначалось вовсе не для чего-то официального, общественного или государственного, хотя его адрес и звучит более чем солидно.
Его построили в 1889 году по проекту известного мастера эклектики, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Семена Семеновича Эйбушица. Было время, когда тот служил помощником архитектора Александра Степановича Каминского, а немногим позднее и сам взял к себе в помощники не кого иного, как Льва Николаевича Кекушева. Правда, уже после того, как здание на Кремлевской набережной было готово. Так что львы на фронтоне – просто львы.
(5 фото)
А строилось оно, как бы это неожиданно ни прозвучало…
…Для завода по производству алкогольной продукции
В шестидесятых годах девятнадцатого столетия бывший губернский секретарь, а ныне купец второй гильдии Михаил Александрович Попов открыл небольшой водочный заводик на Якиманке. К 1871 году его обороты выросли настолько, что Михаил Александрович решил дело расширить. Он приобрел усадьбу близ Большого Каменного моста и перенес производство в нее. По соседству, в Лебяжьем переулке, устроил разливочный цех и склады, а в бывшем господском доме разместил заводскую контору.
Качество продукта было превосходным, и со временем Попов удостоился права размещать на своих этикетках Государственный герб. Производил он водки, наливки и столовые вина.
Обороты росли, увеличивались ассортимент и прибыль, и вскоре Попов смог бы заткнуть за пояс многих своих конкурентов, но смерть помешала планам. Дело после кончины супруга возглавила его вдова Ирина Сергеевна. С тех пор производимую здесь водку…
…В народе стали называть «слезой вдовы Попова»
Или попросту «вдовьими слезами».
В 1887 году Ирина Сергеевна продала завод купцу первой гильдии и мануфактур-советнику, потомственному почетному гражданину, благотворителю и меценату Степану Алексеевичу Протопопову.
Именно он заказал Семену Семеновичу Эйбушицу строительство массивного, просторного здания. Оно было готово в 1889-м, и новый владелец завода разместил в нем свой винный склад. При этом купец решил сыграть на старой памяти клиентов и принялся выпускать те же самые напитки под маркой «Товарищества водочного завода преемников вдовы Поповой».
(7 фото)
Однако помимо винно-водочного производства у Протопопова имелись еще два завода – воскобелильный за Калужской заставой и свечной в Хамовниках – и Торговый дом «Степан Протопопов с братьями». Кроме того, являлся он директором Товарищества Городищенской суконной фабрики и видным общественным деятелем. Состоял председателем правления Северного Страхового общества и Совета Московского торгового банка.
Избирался гласным Городской думы, жертвовал крупные суммы на благотворительность и развитие коммерческого образования. Соруководил Обществом попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь.
(5 фото)
Вероятно, столь обширная и коммерческая, и общественная деятельность настолько занимали его время и отнимали столько сил, что уследить за всем было физически невозможно, и завод Поповых начал терять лицо.
Мало помощи оказывало и участие братьев Степана Алексеевича. Качество напитков падало, несмотря на закупленное самое лучшее оборудование. Падали, как следствие, и продажи, не было новых побед на выставках. Дошло до того, что Протопоповы начали в целях рекламы наносить на этикетки изображения фальшивых наград.
В итоге разразился скандал, и московские трактирщики, а вместе с ними и конкуренты Протопоповых обратились к генерал-губернатору с просьбой запретить выпуск продукции под маркой Поповых, не дискредитировать честных винокуров.
В самом начале двадцатого века…
…Братья Протопоповы оказались вынуждены завод продать
После этого завод просуществовал еще около десяти лет. А в 1911 году принадлежавший Протопоповым дом купил банкир и купец, благотворитель Петр Гаврилович Солодовников.
В 1913 году дом перестроил архитектор Сергей Михайлович Гончаров. В небольшой пристройке, которая до наших дней не сохранилась, расположился синематограф или, как его называли тогда, Электротеатр, проработавший до революции. А в самом доме открылись Театр миниатюр и оперная студия при частном театре Сергея Ивановича Зимина.
А после революции им на смену пришел коммунистический «Театр народа».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца.
Если статья вам понравилась и вы хотите отблагодарить автора делом, это можно сделать, нажав на кнопку «Поддержать» ниже.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!