Фотий повёл Гробокопателя на кладбище.
Старое кладбище выглядело, прямо сказать, печально. Многие могилы давным-давно не посещались родственниками, скорее всего, так же упокоенными уже вдали или поблизости. Фотий с отцом, конечно, старались поддерживать здесь порядок, но порядок и человеческая забота – вещи всё же разные.
Не ищите сходства с реальными событиями. Правдиво здесь лишь то, что на земле всегда побеждает добро. Просто подпишитесь на канал и погрузитесь в мир фантазий, читайте, придумывайте и мечтайте вместе со мной! Всех начинающих Чернышевских и Белинских приглашаю критиками в комментарии)))
Фотий же вывел профессора к вполне ухоженному пятачку. Не то, чтобы здесь каждую неделю кто-то появлялся, выпалывал сорную траву и поливал цветы, но и не бросали окончательно, присматривали.
И памятник… Его уж точно поставили намного позже, чем появилось захоронение. Общий памятник, для двоих. С ничем не примечательной, в общем-то, эпитафией: «Милым мамочке и брату от Игоря».
Намного важнее для Макса было, что имена и даты видны были чётко. Савинский Кирилл Николаевич, семи лет от роду, погребённый в 1913 году. Савинская Александра Юрьевна, рождённая в далёком 1886 и прожившая очень долгую жизнь – 94 года.
-Ты мне ничего не рассказывал про Игоря Николаевича, - сказал Гробокопатель.
-Ну, я про него только вчера узнал. И сразу привёл тебя сюда.
Фотий и Максим посмотрели друг на друга.
-Ты его знал? Он не здесь похоронен, верно? – спросил Фотий.
-Не здесь. Если это вообще можно назвать – похоронен. По просьбе Игоря Николаевича, его прах развеяли в горах. Очень преданный своему делу человек был.
-Археолог?
-Геолог.
-Вы были хорошо знакомы?
-Да, достаточно хорошо. Он меня консультировал. Я, в отличие от некоторых, хорошо готовлюсь к любым раскопкам, особенно в гористой местности. Мне важно, чтобы мой коллектив всегда был в безопасности. Ну, хотя бы тогда, когда опасность можно предвидеть. И я консультировался у профессора Савинского, как могут себя вести те или иные горные породы, если их потревожить. И какие средства можно использовать, работая в горах.
Макс испугался, что Фотий обидится за упоминание его недавних ошибок. Но мальчик заговорил совсем о другом.
-Я ведь не просто так тебя сюда привёл. Хочу познакомить тебя с Александрой Юрьевной.
Макс не удивился. С Фотием поведёшься - удивляться вообще разучишься.
-Нам надо будет прийти сюда ночью?
-Нет, не обязательно. Можно прямо сейчас.
-Я готов. Но, раз уж ты задумал, чтобы я о чём-то догадался, я хочу высказать своё предположение. Речь пойдёт о семейном портрете?
-Конечно, о нём тоже, - раздался довольно громкий и очень внятный голос. – Вы ведь знакомы с Марианной, уважаемый профессор?
Видно было, что Гробокопателю не легко было собраться с мыслями. Но, помолчав, Макс ответил именно то, что от него ждали:
-С дочерью Игоря Николаевича? Знаком, но шапочно. С Захаром Алексеевичем, её супругом, пересекаемся иногда. Не часто.
-Как у них дела? – спросил голос. – Дочка, наверное, совсем взрослая? Чем занимается?
-Насколько мне известно, Александра Захаровна сейчас в длительной командировке. Она востоковед, часто работает за рубежом.
-Вот видите, а Вы волновались, что давно её не видели, - Фотию не нравился слишком официозный стиль беседы, и он попытался его смягчить.
-И где она сейчас? – как будто не слыша мальчика, продолжала расспросы невидимая собеседница.
-Должна быть в Японии.
-Это недопустимо! Как они могли отпустить девочку!
Макс хмыкнул. И вот это-то старуха услышала:
-Да, я понимаю, что уже совсем даже не девочку. Тем хуже. Нет семьи в тридцать лет – и не будет! Меня выдали замуж в 16, а тут…
-Времена меняются, - заметил Максим.
-Александра Юрьевна, - снова вклинился Фотий. – Я, правда, не знал, что Гробокопатель, то есть Максим, близко знаком с Вашими родственниками. Но у них, я так понимаю, всё нормально, а Вы хотели поговорить совсем о другом.
Немного позже Фотий, его отец Фёдор и Гробокопатель сидели втроём на террасе дома кладбищенского сторожа и пытались найти зацепку в словах бывшей генеральши.
-Итак, дано: семейный портрет, революция, исчезнувшие девочки, младший сын и женщина, которая иногда приносит цветы на могилу, - рассуждал доктор наук. – А самое главное, генеральша уверена, что эта женщина – её родственница. Дочь или внучка одной из её пропавших девочек.
-Очень сомнительно, - произнёс Фёдор. – Если она ничего не знала про девочек, да и младший сын, который всю жизнь пытался по просьбе матери найти сестёр, так никого и не отыскал, откуда внучка может знать, где похоронена бабка? Фотька, расскажи ещё раз, что тебе ещё это знатная мадама рассказывала.
-Ну, ей помогли спастись, - начал Фотий.
…Когда Александру Юрьевну привезли в участок и оставили там на несколько суток (скорее всего, про неё просто забыли. По соседству с ней находились те, про кого не вспоминали ещё дольше, видимо, слишком много накопилось виноватых), она не на что хорошее не рассчитывала. Но эта задержка позволила ей не только выжить, но и выйти на свободу.
-Я не очень уверен, что ей было приятно это рассказывать, - немного помялся Фотий.
-Но для дела надо, - напомнил Макс. – Она сама просила.
-В общем, у её мужа был племянник. Примерно ровесник Александры Юрьевны. И она, конечно, замечала, как он относится к «тётушке», но, как женщина очень строгих нравов, делала вид, что ничего не происходит.
…Племянника звали Николай Савинский.
Как только Николя узнал о судьбе дяди и его семьи, он тут же бросился на поиски Александры. Конечно, кто-то из верных слуг генерала тайком проследил, куда сани увезли их барыню.
Влюблённый герой совершил невозможное: генеральша исчезла из полицейского участка, а в доме Николя объявилась его новоиспечённая супруга Александра Юрьевна Савинская при всех положенных документах.
Для самой супруги это было большим ударом. Через несколько дней после гибели мужа бежать с человеком, про которого знали, что он бывает в их доме, и не только Александре были заметны его жаркие взгляды…
Но у неё не было выбора. Николя был единственным, на кого она могла положиться. К тому же он вел себя, как подобает порядочному человеку, не торопил, ни к чему не склонял, а главное – они так скоро, как это было возможно, уехали в ту губернию, где родились дочки Александры и откуда была родом их нянька Варвара.
-Девочек они не нашли, - подытожил Фотий. – Про сторожа Григория вспомнили, конечно, но пока суд да дело, он как раз умер. Николя и Александра так и остались жить вместе в этом городе, у них даже родился сын Игорь, но сильно позже, когда они уже на это не рассчитывали. Николя, хоть и не сменил фамилию, сумел скрыть дворянское происхождение, репрессии их не коснулись. Он погиб на войне, похоронен в братской могиле, Александра Юрьевна с Игорем её навещали время от времени. Потом, конечно – ну, вы понимаете, когда - дяденька Гриша через Кириллку подтвердил всё про Машеньку и Аннушку, как их няня Варварушка спасала. Но тогда уже Александра Юрьевна ничего не могла подсказать Игорю. Замкнутый круг.
-И, главное, кто украл семейный портрет? – не выдержал Максим.
-Дался тебе этот портрет, - отмахнулся Фёдор. – После Григория в доме поселился новый сторож, и далее по списку. Едва ли это были высокообразованные люди, ценители искусства и почитатели семейных реликвий. Картину или отдали кому-то, или просто выбросили. Тебе в музей точно не сдали, ты бы знал.
-Я бы знал, - эхом откликнулся Гробокопатель. – Но у меня есть версия.
-Какая?
-Это не про портрет. Это про ту женщину, которая как бы родственница. Ну, которая цветы приносит.
-Из пальца высосал? – спросил Фёдор. Без всякой злости, они с Максом обычно так и общались.
-Почти. Есть одна знакомая, пожалуй, надо с ней пообщаться.
Начало здесь.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение здесь.