... в отношении тестовой части. Судя по всему, ФИПИ продолжает политику "тест выглядит созданным для троечника, но на пятерку его выполнит мало кто". В блоках по орфографии и пунктуации задания на первый взгляд даже полегче, чем в открытом варианте прошлого года: в 10,11,13-18, 20 нет даже намека на ловушки, задания в каком-то смысле даже скучны ) Докатились до того, что 20 задание не содержит даже стыка союзов и в предложении может расставить знаки препинания сильный ученик 5 класса. В 21 задании снова 5 убогих предложений на анализ. Интересно, добьётся ФИПИ, чтоб хотя бы половина выпускников проанализировала правильно знаки препинания в 5 предложениях (пока 47% выполнения) или надо всё-таки количество снижать до трёх?
Дифференциация прошла по заданиям 9 (два слова с непроверяемыми гласными), 19 (почему-то в этом задании дали однородные придаточные) и 12. Двенадцатым заданием, я так мыслю, решили убить сразу всех зайцев дифференциации, поэтому влепили и "движимый", и "неприемлемый" одновременно. В прошлом году только 40% правильно выполнили это задание, и этот результат, видимо, решили отлить в гранит. Я, например, эти несчастные "движимый" и "неотъемлемый/приемлемый" включаю в каждую самостоятельную работу, постоянно машу перед носом учеников листочком с теорией, в котором эти слова жирным шрифтом написаны, и 80% в конце года опять пишут движимый с Е - ну потому что же "двигать" I спряжения". В такие минуты сама собой приходит на ум тысячелетняя нетленка "уши мальчика на спине его" и мучительно хочется провести эксперимент, за который меня бы похвалили древние египтяне. Но потом я вспоминаю, что немного поздновато и не в той стране родилась, к тому же выпускник и так психует, моя ж ты зайка. Поэтому повторяем в 578 раз, как пишутся причастия, у которых устарел производящий глагол, и надеемся на то, что поможет ) Одним словом, наличие подобных слов в задании, и без того часто непроходимого, лишает нас надежды, что вся страна напишет тест без ошибок, лол.
Что касается блоков по норме, есть некоторые ловушки, в которые попадутся даже ученики с нетвердой пятеркой ("годичные кольца" в 5-м, "одна кроссовка" в 7-м - это прелестно), но, в общем, всё без новостей.
...но есть и плохие
Истерика выпускников прошлого года по поводу сложных текстов на экзамене прошла для йогов экспертов ФИПИ незамеченной ) Снова текст, как в последний день Помпеи - длинный, тяжелый для восприятия и анализа, сложный для работы с примерами, для формулировки обоснования, а значит, и для подбора аргумента (хотя как текст неэкзаменационный, разумеется, прекрасный, но это не всем поможет). Задания у тексту, соответственно, тоже непростые (23-24,26), хотя и "скомпенсированные" антонимами в 25-м. Вряд ли на основном потоке тексты будут отличаться по уровню сложности в нашу пользу. Поэтому, несмотря на формальные 42% "веса" сочинения в результатах экзамена, снова, как в прошлом году, очень много будет зависеть от того, насколько крепкий в написании 27 здания сформирован навык, то есть результат экзамена во многом определит сочинение . Те, кто написал несколько десятков работ, скорее всего вытянут подобный текст, хотя и выползут из аудитории на бровях. Все остальные снова пол-лета будут исполнять известное древнее причитание "о-о-о, я хотел учиться в лучшем вузе Вселенной, но мне попался ужасный текст, и все пропало, я остаюсь на Земле, но как же так, я же написал целых два тренировочных сочинения, и у меня был шаблон, о-о-о, за что нас ненавидят взрослые".
...а есть и еще хуже
Экзамен, не такой уж и сложный внешне, становится колоссальным психологическим испытанием для выпускников школ. Мы находимся в каком-то водовороте абсурда, и непонятно, как из него выйти: почти всю школьную жизнь средний ученик учится кое-как и оставляет остатки аналитического мышления в тик-токе; читает ученик только названия магазинов; навык серьезной учебной работы не формирует; в 11 классе (часто во втором полугодии) вдруг решает, что ему позарез надо учиться на каком-то конкретном факультете конкретного вуза; готовится он к экзамену, как умеет, то есть объективно на трояк - при этом устаёт от непривычного напряжения дико; приходит на базовый экзамен и психует на нём так, что забывает дату своего рождения и кличку любимого кота. В итоге на экзамене 90% выпускников: 1) знают много, психуют много, получают мало; 2) знают мало, психуют много, получают мало; 3) знают мало, психуют мало, получают мало. Что с этим делать и куда мы движемся - а движемся мы явно не к светлому будущему, если больше половины выпускников старшей школы не могут правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые проходятся в 4 (четвертом!) классе, - никто, судя по всему, не хочет знать. Лютые психи выпускников на экзамене, что само по себе уже серьезная проблема, - следствие и расторможенности современных детей, в том числе постоянным информационным шумом, и их подсознательно и сознательно ощущаемой крайней неуверенностью в знаниях и умениях. Кроме того, современный подросток относительно мало двигается. Прибавим к этому внезапно взлетевшую под небеса ценность поступления в вуз (из которого добрая четверть будет отчислена после первой сессии, но это уже другая страшная сказка), и психологический портрет экзаменуемого образца конца первой четверти XXI века готов.
Не радует.
Поэтому, к сожалению, мы не можем позволить себе обмануться несложностью тестовой части. Выполнить её успешно смогут только психологически стойкие выпускники, и, к сожалению, те, у кого психи возьмут верх, потеряют и то, что знали. Поэтому на финишной прямой мая наша задача по возможности внушить выпускнику уверенность в своих знаниях. Особенно, конечно, если эти знания есть.