Найти в Дзене

ФИПИ опубликовал открытый вариант. Есть хорошие новости...

... в отношении тестовой части. Судя по всему, ФИПИ продолжает политику "тест выглядит созданным для троечника, но на пятерку его выполнит мало кто". В блоках по орфографии и пунктуации задания на первый взгляд даже полегче, чем в открытом варианте прошлого года: в 10,11,13-18, 20 нет даже намека на ловушки, задания в каком-то смысле даже скучны ) Докатились до того, что 20 задание не содержит даже стыка союзов и в предложении может расставить знаки препинания сильный ученик 5 класса. В 21 задании снова 5 убогих предложений на анализ. Интересно, добьётся ФИПИ, чтоб хотя бы половина выпускников проанализировала правильно знаки препинания в 5 предложениях (пока 47% выполнения) или надо всё-таки количество снижать до трёх? Дифференциация прошла по заданиям 9 (два слова с непроверяемыми гласными), 19 (почему-то в этом задании дали однородные придаточные) и 12. Двенадцатым заданием, я так мыслю, решили убить сразу всех зайцев дифференциации, поэтому влепили и "движимый", и "неприемлемый"
Оглавление

... в отношении тестовой части. Судя по всему, ФИПИ продолжает политику "тест выглядит созданным для троечника, но на пятерку его выполнит мало кто". В блоках по орфографии и пунктуации задания на первый взгляд даже полегче, чем в открытом варианте прошлого года: в 10,11,13-18, 20 нет даже намека на ловушки, задания в каком-то смысле даже скучны ) Докатились до того, что 20 задание не содержит даже стыка союзов и в предложении может расставить знаки препинания сильный ученик 5 класса. В 21 задании снова 5 убогих предложений на анализ. Интересно, добьётся ФИПИ, чтоб хотя бы половина выпускников проанализировала правильно знаки препинания в 5 предложениях (пока 47% выполнения) или надо всё-таки количество снижать до трёх?

Дифференциация прошла по заданиям 9 (два слова с непроверяемыми гласными), 19 (почему-то в этом задании дали однородные придаточные) и 12. Двенадцатым заданием, я так мыслю, решили убить сразу всех зайцев дифференциации, поэтому влепили и "движимый", и "неприемлемый" одновременно. В прошлом году только 40% правильно выполнили это задание, и этот результат, видимо, решили отлить в гранит. Я, например, эти несчастные "движимый" и "неотъемлемый/приемлемый" включаю в каждую самостоятельную работу, постоянно машу перед носом учеников листочком с теорией, в котором эти слова жирным шрифтом написаны, и 80% в конце года опять пишут движимый с Е - ну потому что же "двигать" I спряжения". В такие минуты сама собой приходит на ум тысячелетняя нетленка "уши мальчика на спине его" и мучительно хочется провести эксперимент, за который меня бы похвалили древние египтяне. Но потом я вспоминаю, что немного поздновато и не в той стране родилась, к тому же выпускник и так психует, моя ж ты зайка. Поэтому повторяем в 578 раз, как пишутся причастия, у которых устарел производящий глагол, и надеемся на то, что поможет ) Одним словом, наличие подобных слов в задании, и без того часто непроходимого, лишает нас надежды, что вся страна напишет тест без ошибок, лол.

Найди на картинке автора текста
Найди на картинке автора текста

Что касается блоков по норме, есть некоторые ловушки, в которые попадутся даже ученики с нетвердой пятеркой ("годичные кольца" в 5-м, "одна кроссовка" в 7-м - это прелестно), но, в общем, всё без новостей.

...но есть и плохие

Истерика выпускников прошлого года по поводу сложных текстов на экзамене прошла для йогов экспертов ФИПИ незамеченной ) Снова текст, как в последний день Помпеи - длинный, тяжелый для восприятия и анализа, сложный для работы с примерами, для формулировки обоснования, а значит, и для подбора аргумента (хотя как текст неэкзаменационный, разумеется, прекрасный, но это не всем поможет). Задания у тексту, соответственно, тоже непростые (23-24,26), хотя и "скомпенсированные" антонимами в 25-м. Вряд ли на основном потоке тексты будут отличаться по уровню сложности в нашу пользу. Поэтому, несмотря на формальные 42% "веса" сочинения в результатах экзамена, снова, как в прошлом году, очень много будет зависеть от того, насколько крепкий в написании 27 здания сформирован навык, то есть результат экзамена во многом определит сочинение . Те, кто написал несколько десятков работ, скорее всего вытянут подобный текст, хотя и выползут из аудитории на бровях. Все остальные снова пол-лета будут исполнять известное древнее причитание "о-о-о, я хотел учиться в лучшем вузе Вселенной, но мне попался ужасный текст, и все пропало, я остаюсь на Земле, но как же так, я же написал целых два тренировочных сочинения, и у меня был шаблон, о-о-о, за что нас ненавидят взрослые".

...а есть и еще хуже

Экзамен, не такой уж и сложный внешне, становится колоссальным психологическим испытанием для выпускников школ. Мы находимся в каком-то водовороте абсурда, и непонятно, как из него выйти: почти всю школьную жизнь средний ученик учится кое-как и оставляет остатки аналитического мышления в тик-токе; читает ученик только названия магазинов; навык серьезной учебной работы не формирует; в 11 классе (часто во втором полугодии) вдруг решает, что ему позарез надо учиться на каком-то конкретном факультете конкретного вуза; готовится он к экзамену, как умеет, то есть объективно на трояк - при этом устаёт от непривычного напряжения дико; приходит на базовый экзамен и психует на нём так, что забывает дату своего рождения и кличку любимого кота. В итоге на экзамене 90% выпускников: 1) знают много, психуют много, получают мало; 2) знают мало, психуют много, получают мало; 3) знают мало, психуют мало, получают мало. Что с этим делать и куда мы движемся - а движемся мы явно не к светлому будущему, если больше половины выпускников старшей школы не могут правильно расставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые проходятся в 4 (четвертом!) классе, - никто, судя по всему, не хочет знать. Лютые психи выпускников на экзамене, что само по себе уже серьезная проблема, - следствие и расторможенности современных детей, в том числе постоянным информационным шумом, и их подсознательно и сознательно ощущаемой крайней неуверенностью в знаниях и умениях. Кроме того, современный подросток относительно мало двигается. Прибавим к этому внезапно взлетевшую под небеса ценность поступления в вуз (из которого добрая четверть будет отчислена после первой сессии, но это уже другая страшная сказка), и психологический портрет экзаменуемого образца конца первой четверти XXI века готов.

Не радует.

Поэтому, к сожалению, мы не можем позволить себе обмануться несложностью тестовой части. Выполнить её успешно смогут только психологически стойкие выпускники, и, к сожалению, те, у кого психи возьмут верх, потеряют и то, что знали. Поэтому на финишной прямой мая наша задача по возможности внушить выпускнику уверенность в своих знаниях. Особенно, конечно, если эти знания есть.