Найти в Дзене

Проверка 27 задания в 2025 году. Комментарий...

Оглавление

...многострадальный, хотелось бы добавить )

Хорошие новости

В этом году в оценивании комментария ничего не изменилось, несмотря на то что теперь мы комментируем авторскую позицию. Все, что поменялось, - это связка перехода к первому абзацу комментария. Некоторые учителя, кстати, продолжают заставлять писать первый абзац с проблемой, но в случае механически переписанной проблемы данные слова будут исключены из подсчёта общего количества слов в работе. Теоретически, конечно, можно начать сочинение с формулировки проблемы, но она должна быть логично вписана в работу (непонятно зачем).

Так как комментарий считается тяжелым этапом сочинения, требования к нему максимааально лояльны. Ученик может текст на примеры разделить как угодно:

1) крупными блоками;

2) мелкими блоками, и дистантно расположенными, и находящимися в одном абзаце (мысль должна развиваться!);

3) анализом цитат или ссылок на предложения -

и т.д.

Я, честно говоря, не очень жалую 2 и 3 способы приведения примеров, потому что часто ученики приучаются формально выдергивать предложения из разных частей текста и получается вообще не гуд:

Логическая связь между примерами и авторской позицией потеряна, второй пример не засчитан. Подобная "работа" с комментарием опасна, потому что создает у выпускника иллюзию развития навыка анализа текста, а потом 10 июня внезапно выясняется, что фокус не удался.
Логическая связь между примерами и авторской позицией потеряна, второй пример не засчитан. Подобная "работа" с комментарием опасна, потому что создает у выпускника иллюзию развития навыка анализа текста, а потом 10 июня внезапно выясняется, что фокус не удался.

В примере ученик может использовать:

  • любые способы цитирования;
  • сжатый пересказ (добавлю, что подробный довольно опасен - из-за обилия деталей бывает трудно выйти на пояснение);
  • указание на абзац или на предложение ("в третьем абзаце", "в предложении 15");
  • место в тексте ("в начале текста...", "в конце текста...);
  • приводить примеры "в обратном порядке" (сначала из 3 абзаца, потом из 1) при сохранении логики анализа текста.

Чего нельзя делать:

  • пересказывать от начала до конца без пояснений;
  • говорить о героях в пояснении (субъектом действия в пояснении должен быть автор);
  • цитировать на этапе пояснений;
  • использовать конструкции "в первом примере.., в то время как/тогда как во втором...", союзы "так как", "потому что", "хотя" и т.п., если устанавливается логическая связь дополнение;
  • определять формальную связь между примерами (примеры прекрасно связаны) без логической связки или со связкой, указанной имплицитно;
  • дублировать информацию в разных частях сочинения:
Запретить ученикам в принципе повторяться - и вся недолга. Отлично лечит возможные потери баллов.
Запретить ученикам в принципе повторяться - и вся недолга. Отлично лечит возможные потери баллов.

Ларчик непросто открывается

Несмотря на кажущуюся легкость работы с комментарием, особенно при способе "возьми цитату и скажи, что она значит, потом вторую - ну вот же как просто" почему-то далеко не все, скажем мягко, ученики возвращаются с экзамена с 3 баллами по К2. Даже из самых сильных выпускников (4 группа, 43-50 баллов) лишь 72% в 2024 году получили 3 балла, в третьей группе (32-42 балла) - 42%. И лишь около половины "средних" выпускников получают 2 балла.

Казалось бы, один-два балла погоды не делают, но, во-первых, это касается большей частью выпускников, которым "хватит" 70-80 баллов. Для тех, у кого амбиции повыше, каждый балл на счету. Во-вторых, комментарий - основная часть сочинения, она завязана на текст, и, если текст не понят или комментарий не получается, даже сильный выпускник начинает биться в падучей, что, разумеется, сразу же драматически сказывается на всех аспектах письменной речи: начинают сыпаться, как семечки из дырявого кармана, все виды ошибок. Не забываем также, что тексты на экзамене весьма непростые - если пользоваться парламентскими выражениями ) Всё это как бы намекает, что без серьезной практики результат и за комментарий, и за сочинение целиком может быть непредсказуемый. Если ученик может дома на коленке написать вроде как более-менее годное сочинение, это совершенно не говорит о том, что он на экзамене в условиях лютого стресса сможет сделать то же. Очень часто без должной практики получается вот так:

"Если долго [в примеры] вчитываться, то мы поймем, что хотел сказать экзаменуемый", - уверен Роман Анатольевич. Обожаю его ))
"Если долго [в примеры] вчитываться, то мы поймем, что хотел сказать экзаменуемый", - уверен Роман Анатольевич. Обожаю его ))

При этом при всех сложностях комментарий отрабатывается на максимум практически у каждого ученика, кто пишет сочинения в течение всего учебного года. Контрольная цифра - от 25 сочинений, написанных с душой и выносом мозга + от 50 прочитанных текстов для практики анализа авторского замысла. Поначалу всем дико тяжело, но к концу подготовки главная проблема - не посеять каких-нибудь глупых орфографических или пунктуационных ошибок, а комментарий отстраивается чуть не сам собой. Так что есть свет в конце тоннеля )

Здесь, как всегда, есть полезное (планируется пополнение материалов).