Хотя это неточно, возможно две 324-мм торпеды служат лишь для самообороны. Изначально они вообще являлись, да и являются противолодочным оружием. Но корейцам виднее.
Можно задать вопрос - а почему тогда все снимки иранского происхождения? Не знаю как кто, но я лично не видел в интернете материалов подобного содержания происхождением из КНДР. А вот иранцы с гордостью показывают эту технику, утверждая, что это их катера типа Kajami, а позднее Zulfikar
Американцы о них пишут так: "...Погружаемые торпедные катера Ирана представляют серьезную угрозу судоходству в ограниченных водах Персидского залива и, потенциально, Красного моря. Они будут засадными хищниками, способными действовать из любого небольшого порта и застигать врасплох корабли в естественных узких проходах. Это даст больше шансов застать врасплох свою цель, чем надводные суда или воздушные беспилотники (БПЛА)..."
Тут я и заинтересовался - что за погружаемые торпедные катера?
Вот такой на выставке под иранскими флагами:
Ну явно торпедный катер, однако зачем ему горизонтальные рули, как у подводной лодки?
И вот что оказалось. Северокорейцы какими только путями не забрасывали свои разведывательные группы на территорию Южной Кореи, одним из способов были скоростные катера. Но опыт их использования показал, что иногда им не хватает маскировки, чтобы уклониться от сил противника. А что, если сделать их погружными, чтобы в нужный момент стать совсем незаметными? Таким путём идёт южноамериканская наркомафия, транспортируя кокаин даже до берегов Европы или Западной Африки, в США само собой.
Это так называемые полупогружные суда. К 1990-м годам они стали полностью погружаемыми, но не могли двигаться под водой. Подводный режим использовался только для уклонения, ожидания у берега и в качестве тайника. Следующим логическим шагом было придания им способности двигаться под водой
Но небольшие размеры диктовали свои технические решения. Вот вид с кормы
Основные гребные винты приводятся во вращения дизелями, но в подводном положении работают винты в кольцевых насадках, расположенные выше и имеющие привод от электромоторов. На снимке виден также поднятый кормовой горизонтальный руль.
Погружаться катер может на три метра при использовании шнорхеля, или на 20 м в полностью автономном режиме, но в таком случае ненадолго. Скорость в подводном положении первых серий составляла 3 узла, надводная - 40 узлов. Однако теперь есть сведения, что под водой они двигаются со скоростью порядка 10 узлов, а над водой - 70.
Изначальное корейское название их - Taedong с различными буквенными индексами в зависимости от модификации
Я попытался узнать, сколько их в составе иранского флота (про северокорейский и пытаться нечего), но оказалось, что они используются не ВМФ Ирана, а Корпусом стражей исламской революции. Их якобы 6 единиц, хотя повсюду упоминается, что Северная Корея поставила только 2. Смогли ли персы наладить собственное их производство или были дополнительные поставки - неизвестно. По крайней мере они экспортировались из КНДР также во Вьетнам, Мьянму и Венесуэлу.
Наткнулся также на упоминание того, что при доставке "Taedong В" в Иран в 2002 году, транспорт был задержан кораблями США и груз тщательно исследован.
Не знаю, употребимо ли по отношению к этим катерам выражение "Голь на выдумки хитра", но в английском языке есть аналог: Necessity is the mother of invention, что-то вроде Необходимость - мать изобретения.
P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать"
........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4