Мой рассказ о пребывании в Самаре гостьи издалека и подошёл к концу. Вот Балбес с Кавказа, Дарья из Салехарда, а встретились у нас на Ленинградской в последний день отпуска тут. 😁
Я очень рада, что в тот день пришло лето: +24! Жарища, можно сказать.
Даша уговаривала себя, что ей хорошо, что кофта её ажурная и ненадёванная - ну как её увезти, не прогрев хорошенько на солнышке?! 😊 У них на Ямале такая погода хорошо если в июне наступит. И хорошо бы, чтобы в те три дня лета оказаться не на работе. 😁
Погуляв напоследок по пешеходной улице, мы направились в Клуб самарских рукодельниц. И там Дашу ждал ещё один подарок - повязка на голову, украшенная самарскими достопримечательностями. Вот я голова садовая, не догадалась крупным планом снять! 🙄
Но и мы же приехали не с пустыми руками! Даша передала в музей Клуба самарских рукодельниц щётку, украшенную нижнетагильской росписью.
В Нижнем Тагиле Худояровы - фамилия знаковая. Существовала целая династия мастеров, основавших в 1746-м подносный лаковый промысел. Возможно, что и хрустальный лак, который покрывал живопись на этих железных подносах, придумал Андрей Степанович (1722—1804), основатель. И как же жаль, что их секрет не трескавшегося абсолютно прозрачного лака потерян. Сейчас пытаются восстановить формулу. Да, лак прозрачный, но, говорят, если поставить рядом старинный поднос и современный, разница видна.
Но всё равно, вещь эта - для нашего музея. И ещё тут не только хрустальный лак, но и техника двойного мазка, когда на кисть сразу набирается краска нескольких цветов.
И вот подумала я, подумала... и передала в музей платочек кадомского вениза, который привезла Людмила Образцова из Рязани. Ну чего я буду дома трястись над ним, как единоличница, когда в музее пример этого искусного ремесла увидят люди?!
Помните, да, что Пётр I рубил окна в Европу и бороды боярам? И за чуб тащил их в эту Европу, например, повелев знати носить одежду европейского образца, украшенную всяко-разно? А потом понял, что за всяко-разно кружево надо отдавать золото в чужую казну. Рассудил мудро: зачем платить каждый раз за ажур, когда можно однажды выдать гонорар импортным мастерицам? И вот тогда в Кадомский монастырь привезли несколько кружевниц из Венеции - мастер-классы нашим монашкам давать.
Пришлось выкрутить контраст на максимум, чтобы стало видно: крылья бабочки - ажурные, кружевные. И хоть вышивали на машине, но делала это не программа, а мастерица руками двигала пяльцы. Видите, фестоны по краю немного отличаются? Вот как раз из-за этого. Ну конечно, эта вещь для музея! Теперь справедливость восстановлена. И самый крупный - для меня - повод для гордости такой: в Венеции мастериц, владеющих таким ремеслом, больше нет. А у нас - есть!
Но я и не осталась без подарочка, хе-хе! У меня тоже есть нижнетагильская рябинка. Зрение село, пора очки новые выбирать. Вот они и будут жить в этой красоте.
Очень красиво. Особенно стрекоза. Тут у нас с Фыней вкусы сходятся. Только я люблю глядеть, а кот их ловит. 😁 Подарок не просто так, а со смыслом: Дарья Павловна Тихонова - заведующая детским садом "Рябинка"!
Но вернёмся в Клуб самарских рукодельниц. Каждый раз, когда я там бываю, чувствую настоящую боль: мало, мало места! Большая часть образцов и экспонатов уложена в чемоданы и плотно упакована в полки. Места настолько мало, что я не смогла снять, на что показывает Ирина. А там - полка с надписью "Народная роспись"! Там и будет жить новый нижнетагильский пример.
Ну вот в коридор вышла, теперь видно. 😁 Если не бирку на полке, то сахарницу хохломскую с ложками - точно!
Конечно, Ира провела экскурсию - показала самые интересные образцы. Вот тут Даша держит брошь в старинной технике. Это канитель, обвитая тонкой шёлковой нитью. Есть спецслово ганутель, но оно мне самой не нравится, вечно я думаю, где ударение ставить! 😁
А это - цветное коклюшечное кружево. Абсолютно роскошные салфетки!
А это - свадебные цвЕты, ударение на -Е-, да, так. Характерная особенность - вот эти капли воска, украшающие букет. Когда-то таким образом делали свадебные венцы невестам и бутоньерки женихам. А после свадьбы цвЕты ставили к иконам в красный угол. Чуть было не потеряли секрет их изготовления, но повезло, вовремя разобрались, как делать: в растопленный воск - в холодную воду - снова в горячий воск.
Немножко из другой оперы, но надо было снизить градус восторга, чтобы не закипеть. Узбекский головной убор на нашей Даше как родной! 😁
А здесь была настоящая угадайка: что за техника? Тут на стене и флористическая живопись, и энкаустика, и ботанический барельеф, и рисунок кофе, и вышивка лентами, и вышивка крестом, и... и...
Даша спросила: а что у вас есть вот только самарское? Своё? Да и есть, конечно! Вот Ирина Аракчеева сама нарисовала серию самарских грызунов в купеческих одеждах и напечатала открытки.
Одна из открыток. И оцените, какая рамка. Это филейно-гипюрная вышивка, тоже самарская!
А это две мастерицы увидели работу из фетра. Ирин котик у аквариума я сняла крупнее, но рука дрогнула. Листайте. Рыбки в аквариуме - на пуговках! :)
А тут Ира показывает рушник XIX века. Тут же - вышивки её бабушки, сделанные в 1950-е.
Коллекция веретён в чугунке. На краю чугунка сидит пастушок - народная кукла, которую делали мальчикам, посылая их впервые пасти стадо. Тогда такую работу доверяли детям лет пяти - казалось бы, только в куклы и играть...
Иногда я удивляюсь, сколько всего есть в нашем уникальном музее Клуба самарских рукодельниц: и хлебные лопаты - садники, и старинные утюги, и лапти, и прялки...
Есть даже образец золотного шитья XVIII века - восемнадцатого! Золотые нитки уже потеряли блеск от возраста, но линии по-прежнему изящны. Характеристику своей головы, забывшей сделать снимок, я привела уже дважды, см. выше. 🤣
Хорошо хоть нашла фото монетницы из экспозиции клуба. Это плетение бисером, тоже XVIII век. В таком маленьком кошелёчке дама носила с собой мелочь, чтобы подавать нищим на паперти. А изображена здесь не собачка, как можно решить, а овечка. Если точнее, то агнец Божий.
Дарья сначала просто ахала, а потом призналась, что попала к единомышленникам. Хорошо, что фотоальбомы теперь у каждого в кармане, можно поделиться своим тоже.
Вот и Даша показала примеры своих работ. Это мыло, крейзи-пэчворк, первая проба вышивки лентами, шоппер с дивной птичкой уже не свободного, а пэчворка по схеме и много-много масок из фетра для детской постановки в саду. 😲 И это далеко не всё, конечно, так, что попалось раньше всего. 😇
Очень не хотелось расставаться. Очень. Но поезд ждать не будет. Мы с Ириной посадили Дашу в такси до вокзала и вошли в клуб не со служебного входа, а через центральный.
Эх!.. Вот что надо было Даше показать - выставку самарской росписи!!! Тем более что первым делом мы прямо свой портрет трёх девиц-мастериц и увидали... Ну ладно. Надо же что-то и на следующий приезд гостьи оставить!
___
P. S.
Официальный запрос во Вселенную
В 2012 году я вернулась обратно в Самару из Москвы, прожив там 10 лет. И первым делом навестила однокурсницу, которая сказала, что задумала большое дело и хорошо бы всё получилось.
Моя однокурсница - Ирина Аракчеева. А большое дело - создание Клуба самарских рукодельниц.
Лично я 13 лет назад и подумать не могла, что деятельность Клуба окажется такой плодотворной и многогранной. Что возникнет практически на пустом месте уникальный музей, посетив который Дарья Тихонова скажет, что он лучший в Самаре из всех, где она была.
Ирина решила завести Книгу отзывов - чтобы уж совсем как у больших. Ну а что, у Клуба только помещения своего нет - а всё остальное в наличии. И теперь на первой странице этой Книги отзывов красуется такой:
Живу я на Полярном круге,
Сегодня здесь - в самарском Клубе
Красотами любуюся
И плюшками балуюся.
Пусть Клуб сей процветает,
Красотами "ручными" прирастает!
С наилучшими пожеланиями,
Тихонова Дарья, 19.04.2025.
Г. Салехард, Ямал.
Я вот тут слова нижу: "плодотворная", "многогранная"... А где доказательства, скажете вы, цифры где?!
Спокойно, товарищи! Их есть у меня.
Когда я это читаю и понимаю, что тут есть и мой вклад, горжусь прямо очень. Очень. И мне даже кажется, что цифры эти неполные. Когда видишь не только парадную сторону удачного мероприятия, но и немножко знаешь изнанку, понимаешь, что сил вложено неисчислимо.
Итак,
Клуб самарских рукодельниц в цифрах
За 13 лет работы:
- 2700 человек, любящих рукоделие, присоединилось к Клубу
- 54 преподавателя провели занятия в Школе рукоделия
- 47 направлений и техник, которым мы обучили в Школе рукоделия
- более 100 мастер-классов мы провели на различных выставках и фестивалях
- 15 мастер-классов мы провели на мероприятиях городского уровня
- 35 выставок и ярмарок, в которых мы приняли участие
- 13 фестивалей и ярмарок мы организовали сами
- 17 конкурсов дизайнерских работ мы организовали и провели
- 11 выставок работ участниц Клуба мы придумали и сделали
- 10 мастер-классов для школьников и дошкольников мы провели в различных учреждениях
- 7 мастер-классов мы сделали для различных организаций по их приглашению
- 6 авторских статей Ирины Аракчеевой вышло в профильных журналах
- 2 обучающие программы мы составили
- 2 авторских просветительских и популяризаторских проекта в СМИ и соцсетях мы придумали и реализовали
- 2 победы в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив в содружестве с другими объединениями (проект "Самарское рукоделие: Путь ремесленника" и культурно-образовательная программа "Твори с природой")
- 1 экскурсионную программу мы придумали и внедрили
- 1 музей мы создали
- 151 диплом, грамоту, благодарственное письмо мы получили.
___
Вот.
Теперь бы ещё помещение... Где не только экспозиции вольготно было бы, но и за стол чтобы все могли сесть к самовару, а не тянуться через полкабинета из-под окна за чашкой и плюшкой! 😁
Так что отправляю официальный запрос во Вселенную.
Помоги, Вселенная, Клубу самарских рукодельниц помещение получить!
___
Вспомнила! Год назад снимала экспозицию Клуба. Сейчас, правда, она разрослась, но представление можно получить: