Эта публикация – часть авторской рубрики о тридцати любимых фильмах. Каждый из них оставил след – личный, культурный, эстетический. «Жилец» Романа Полански – не самый известный из них, но один из самых тревожных. Странный, замкнутый, камерный триллер 1976 года о человеке, который съехал с катушек… или, возможно, с ним это сделали другие.
Предыстория
Роман Полански уже был всемирно известен. После «Ребёнка Розмари» (1968) его считали мастером психологического хоррора, но к середине 70-х он снимает «Китайский квартал» и становится заметным автором нуара. В «Жильце» он возвращается к излюбленной теме потери контроля над реальностью. Это завершающая часть его неформальной «квартирной трилогии», куда также входят «Отвращение» (1965) и «Ребёнок Розмари».
Фильм снят по одноимённому роману французского писателя Ролана Топора. Роман прочёл продюсер Андре Дейч и предложил Полански. Режиссёр решил сам сыграть главную роль, что лишь усилило эффект замкнутости и тревожной субъективности повествования.
История создания
В основу лёг роман Ролана Топора – художника и писателя, известного сюрреалистическим чувством юмора и склонностью к абсурду. Экранизация во многом усилила мрачную составляющую книги, сделав её ближе к кошмару, чем к сатире.
Фильм снимался в Париже, и Полански, уже известный к тому моменту режиссёр, работал с привычной международной командой — музыку, например, написал француз Жорж Делерю, с которым они сотрудничали и ранее.
Концепция
«Жилец» – клаустрофобная история. Герой – тихий клерк Трелковски, снимающий квартиру в старом парижском доме. Женщина, которая раньше жила в этой квартире, выбросилась из окна, а соседи подозрительно следят за каждым его шагом. Постепенно он начинает перенимать поведение и привычки умершей… или ему так кажется?
Фильм искусно размывает границу между паранойей и реальностью. Полански работает с минималистичным пространством: узкие лестницы, тёмные квартиры, взгляды из-за занавесок. Оно словно сжимается вокруг героя.
Восприятие
При первом выходе в прокат фильм встретили прохладно. Он казался слишком затянутым и странным. Но со временем «Жилец» обрёл статус культового. Его начали пересматривать, анализировать и цитировать. В нём находят и отсылки к Кафке, и ранний психологический хоррор, и исследование идентичности задолго до того, как это стало модно.
Бонусы
- Книга: Ролан Топор – «Жилец» (1964). Вышла на русском в 2000-х.
- Связанные фильмы: «Отвращение» (1965) и «Ребёнок Розмари» (1968), две другие истории Полански о психологическом распаде в замкнутом пространстве.
- Музыка: саундтрек Жоржа Делерю переиздавался отдельно. Он ценится как самостоятельное музыкальное произведение.