После осмотра богатой коллекции музея фарфора, стекла и керамики, о которой я рассказал в предыдущей статье, следую до музея пекарского дела, расположенного в отреставрированном особняке купца Л. Щукина.
Музей посвящён истории и традициям пекарского дела, и объединил в себе историю и культуру приготовления вафель, печатных пряников, хлеба, куличей, кексов и печенья.
Музей не самый большой и состоит из одного, но большого выставочного зала. Здесь представлены такие экспонаты как: хлебопекарные печи, вафельницы, доски для изготовления пряников, жестяные формы и многое другое.
Сразу при входе в центре зала с экспозицией музея расположены два больших механизма для получения зерна, из которого в будущем выпекают хлеб.
Первый это веялка – сельскохозяйственная машина для очистки зерна от соломы, колосьев, мякины, сорных семян и постороннего мусора. За счёт вращения барабана с лопастями создавался искусственный ветер, который сдувал лёгкий посторонний мусор и тем самым отделял его от зерна.
Раньше, до появления механической веялки, веяние осуществлялось простым подбрасыванием лопатами неочищенного зерна в воздух, так чтобы ветер сдувал лёгкий плевел в сторону.
В России веялки стали распространяться во второй половине 19 века и к 1913 году их производили около 250 предприятий.
В Европе веялки появились раньше в начале 18 века. При этом, интересно отметить, что в некоторых местах распространению этого удобного механизма препятствовало религиозное мракобесие. Так шотландские священники увидели в веялках происки бесов, потому что они производили искусственный ветер, созданный по воле человека, что являлось, по их мнению, дерзкой и богохульной попыткой повторить то, что принадлежит Богу.
Далее за веялкой находится снопорезка – механизм для резки снопов.
Напротив находится русская печь с информацией о её строении и множество предметы и приспособления необходимые для выпекания хлеба и приготовления еды в печи.
Печь на Руси была главным сооружением в жилище, вокруг неё начинали возводить избу. Она согревала, кормила, освещала, стирала (использовали золу для стирки), сушила, лечила (тепло и пар исцелял от болезней) и даже прогнозировала погоду. Свой привычный облик печь обрела к 18 веку.
Считалось, что если в печи горят с треском – будет мороз, а если с гудящим шумом – жди бурана. Дрова горят вяло или гаснут – наступит оттепель. Дрова хорошо горят с лёгким потрескиванием и дым и дым из трубы поднимается вверх – признак солнечного и безветренного дня. Дым стелется по земле – предстоящее ненастье.
Далее представлен интерьер кухни рубежа 19-20 веков, которая состояла из кухонной печи, деревянный резной буфет, шкаф-ледник и множество кухонных инструментов и приборов.
Отдельная экспозиция посвящена истории возникновения тверских печатных пряников, которые начали выпекать здесь с 17 века. В музее представлена достаточно большая коллекция пряничных досок и скалок.
Печатные пряники самые распространённый вид пряников, которые изготавливаются с помощью пряничных досок, сделанных из дерева твёрдой породы. Основная сложность в резьбе пряничных досок заключается в зеркальности изображения и объёмности орнаментов (слишком тонкие элементы будут подгорать, а толстые не успеют пропечься).
Первые пряничные доски были обнаружены археологами в Старой Руссе и датируются 11 веком, хотя в письменных источниках впервые упоминаются только в 17 веке.
В 18-19 века производство пряников в Твери процветало и они даже продавались в магазинах Европы (Берлина, Парижа и Лондона).
Про пряничные доски я также уже рассказывал ранее, когда посещал музей пряника в Городце в Нижегородской области во время предыдущих путешествий.
Под стендом с пряничными досками расположилась небольшая коллекция печных дверец.
Рядом представлены различные приборы для выпечки и кондитерских изделий.
Ещё одна большая коллекция музея это набор чугунных вафельниц для приготовления вафель различной формы и с разными изображениями на них.
Формы для вафель впервые появились ещё в Древней Греции и состояли из двух тяжёлых железных пластин с деревянными ручками. Вафли готовили на открытом огне, поэтому работа была трудоёмкой и опасной. На пластинах имелись рисунки, оставлявшие на вафлях красивые отпечатки. Со временем люди начали добавлять начинки с сиропом и вафельницы приобрели форму сетки.
В Российской империи вафельницы изготавливал Каслинский чугунный завод, на них, как правило, наносили государственные двуглавые орлы, а во время религиозных праздников – кресты.
Позже, с приходом Советской власти, вафли стали считать буржуазным пережитком и от вафельниц стали избавляться, поэтому их сохранилось очень мало. Хотя со временем вафли всё таки вернулись в советскую жизнь.
Интересно знать, что вафли «поучаствовали» в создании спортивной обуви бренда NIKE. Дело в том, что один из основателей спортивной фирмы Билл Боуэрман эксперементировал над созданием подошвы обуви, которая могла бы хорошо сцепляться и быть лёгкой, и для этих целей он использовал бельгийскую вафельницу своей жены. Вдохновение Бауэрмана привело к появлению так называемой «лунной обуви» в 1972 году, названной так потому, что вафельный протектор напоминал следы, оставленные астронавтами на Луне.
Рядом представлена восхитительная чугунная печь, выполненная в стиле ренессанс в конце 19 века во Франции.
Чугунные печи появились в 19 веке, благодаря тому, что чугун хорошо льётся в формы и поддаётся обработке. Впервые их массовое производство освоил в своих литейных цехах французский производитель Жан Батист Годэн.
В завершении осмотра экспозиции музея можно увидеть различные формы для приготовления кексов, куличей, пирогов, пудингов и суфле.
На этом осмотр музея заканчиваю и отправляюсь дальше по улицам Старицы.
Напротив музея расположено историческое здание привлекающее внимание – это дом И.П. Крылова.
Здание построено в конце 19 века и принадлежало Крылову Ивану Петровичу – старицкому издателю книг и журналов, журналисту и исследователю старины. В этом здании Крылов в 1890 году открыл метеорологическую обсерваторию, а в 1899 году основал типографию. Позже также организовал в доме парикмахерскую, книжный магазин, переплётную мастерскую и «Музей местной истории».
Крылов внёс большой вклад в развитие старицкого краеведения, проведя в 1903 году археологические раскопки на Старицком городище и написав с 1903 по 1917 года девять брошюр по истории Старицы.
Умер Крылов от сыпного тифа, заразившись в тюрьме (точные причины его заключения под стражу не известны).
Дальше следую в сторону ещё одного частного музея Старицы - "Музея русской печи", о котором расскажу в следующей статье.