Найти в Дзене

Велопутешествие «К истоку Волги». День 7. Прогулка по Старице. Музей фарфора, стекла и керамики. Старицкий чайный дом.

После знакомства в предыдущей статье с историей древнего города Старицы, здесь начну повествование о наиболее интересных местных музеях. И первый музеем будет «Музей фарфора, стекла и керамики». Скажу сразу, что это не самая любимая для меня тематика музеев, но, всё же, увидев хорошие отзывы, решил его посетить и как оказалось не зря. Экспозиция музея включает поистине богатую коллекцию фарфора, стекла и керамических изделий с 19 века по сегодняшнее время. На осмотр коллекции уйдёт не мало времени, я постараюсь представлю наиболее интересные экспонаты, которые привлекли особое внимание. Вначале пару слов о том, что же такое фарфор, из чего и как он изготавливается. Фарфор – это вид керамики, получаемый из белой и других видов глины, кварца, полевого шпата, который после обжига при температуре более 1000 градусов становится непроницаемым для воды и воздуха, при этом тонкий слой пропускает свет. Выделяют твёрдый, мягкий и промежуточный тип фарфора. Секрет производства китайского твёрдого

После знакомства в предыдущей статье с историей древнего города Старицы, здесь начну повествование о наиболее интересных местных музеях. И первый музеем будет «Музей фарфора, стекла и керамики».

Здание конца 19 века, в котором расположен музей фарфора, стекла и керамики.
Здание конца 19 века, в котором расположен музей фарфора, стекла и керамики.

Скажу сразу, что это не самая любимая для меня тематика музеев, но, всё же, увидев хорошие отзывы, решил его посетить и как оказалось не зря. Экспозиция музея включает поистине богатую коллекцию фарфора, стекла и керамических изделий с 19 века по сегодняшнее время. На осмотр коллекции уйдёт не мало времени, я постараюсь представлю наиболее интересные экспонаты, которые привлекли особое внимание.

-2

Вначале пару слов о том, что же такое фарфор, из чего и как он изготавливается. Фарфор – это вид керамики, получаемый из белой и других видов глины, кварца, полевого шпата, который после обжига при температуре более 1000 градусов становится непроницаемым для воды и воздуха, при этом тонкий слой пропускает свет. Выделяют твёрдый, мягкий и промежуточный тип фарфора.

Секрет производства китайского твёрдого фарфора, называемый мейсенским, был открыт в Германии в городе Мейсен алхимиком Иоганном Бёттгером.

Производство мягкий фарфора открыли в Италии, этот фарфор получается более прозрачный со сливочным оттенком и более хрупким. Также мягкий фарфор именуют художественным, поскольку из податливого материала выходит очень изящная посуда.

В 18 векке в Англии открыли рецепт промежуточного типа фарфора – костяного. Он сочетает в себе все лучшие качества твёрдого и мягкого фарфоров, изделия из этого фарфора получаются прочными, матово-прозрачными и светлее мягкого фарфора.

Рисунок на посуде может быть нанесён вручную, выполнен в технике деколь (изображение переносится с бумажной основы, а после обжигается) или быть рельефным (узоры получаются сразу путём создания возвышений и углублений на поверхности).

Музей состоит из нескольких залов на двух этажах. На первом этаже расположен большой зал европейского и российского фарфора 19-20 веков. На втором находится зал с фарфоровыми скульптурами, фигурками и интерьером дворянской столовой 19-20 веков.

Рядом представлена посуда старейшей немецкой Мейсенской мануфактуры, которая славится идеальной синей краской на белой посуде. Эта посуда выполнена с очень популярным в то время луковичным декором.

Посуда с синим «луковичным» декором.
Посуда с синим «луковичным» декором.

В 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов придумал роспись с использованием экзотических фруктов (персиков, гранатов) и цветов (лотосов, хризантем, пионов) и листьев. Но гранат, который Кретшмар никогда не видел, на его рисунках, напоминал лук, поэтому декор получил название «луковичный», хотя к луку никакого отношения не имел.

Эта роспись на сегодняшний день всё также наносится в ручную, поэтому процесс очень трудоёмкий, а секреты производства и обработки передаются от мастера к мастеру уже на протяжении многих лет.

В середине 18 века в Великобритании художник фарфоровой мануфактуры Bow Томас Фрай, добавив в фарфоровую массу пережжённые кости домашних животных, создал английский костяной фарфор, который позднее был признан самым прочным и красивым.

Первый частный фарфоровый завод в России был основан в 1754 году (спустя 10 лет после создания Императорского фарфорового завода) английским купцом Францем Гарднером и в течение двухсот лет считался лучшим в нашей стране.

На заводе выпускались именные сервизы, украшенные гербами аристократических родов, чайные пары с портретами героев войны 1812 года, орденские сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и святого князя Владимира.

За высокое качество продукции в 1870 году завод получил право изображения на клейме государственного герба и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В конце 19 века после смерти Ф. Гарднера завод был выкуплен М.С. Кузнецовым. Завод работает и в наше время.

Большое внимание в этом зале привлекают декоративные тарелки из серии «Гоголевские персонажи» завода Гарднера (с. Вербилки).

Декоративные тарелки из серии «Гоголевские персонажи» завода Гарднера. Деколь по рисункам художника-иллюстратора П.М. Боклевского в технике ксилографии.
Декоративные тарелки из серии «Гоголевские персонажи» завода Гарднера. Деколь по рисункам художника-иллюстратора П.М. Боклевского в технике ксилографии.

В 19 веке в России возрос спрос на фарфоровые изделия, что способствовало росту числа небольших частных фарфоровых заводов. Их основное количество появилось в Подмосковье, где были открыты большие залежи керамических глин и обширные лесные массивы, необходимые для производства. В это время существовали фарфоровые заводы Батенина, Сафронова, Попова, Храпунова-Нового, Козловых и других

Разделочные доски с рисунками художницы Елизаветы Бём
Разделочные доски с рисунками художницы Елизаветы Бём

Одно из самых крупных в России и Европе объединение предприятий изготавливающее фарфоровую продукцию являлось «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова», основанное в 1887 г.

Матвей Сидорович Кузнецов – российский талантливый промышленник и предприниматель из рода старообрядцев Кузнецовых, продолжил дело своего отца и деда и вывел на качественно новый уровень заводы, доставшиеся ему по наследству.

Заводы Кузнецова выпускали 2/3 всего производства отрасли, а продукция была относительно недорогой для широкого потребителя.

Помимо посуды на заводах выпускали также изразцовые камины и детали для печей; церковную утварь, оклады, главки, кресты, подсвечники; терракотовые фигуры и вазы; кувшины, пепельницы, кружки, маслёнки; фарфоровые изоляторы, фаянсовые сантехнические предметы и др.

Тверской фабрикой М.С. Кузнецова производились даже фарфоровые иконостасы для храмов! О чём я раньше не знал.

Первый такой иконостас был изготовлен в 1895 году и в следующем году представлен на Нижегородской ярмарке.

В отличие от деревянных, которые со временем рассыхаются, и мраморных иконостасов, которые слишком дорогие, фарфоровые считались более красивыми и прочными. При этом в храм с таким иконостасом обладает лучшей акустикой.

Обычно фарфоровые иконостасы состояли из 500 до 2000 деталей в зависимости от ярустности.

До революции 1917 года было изготовлено более 70 иконостасов для церквей в храмах по всей России и за её пределами. В Тверской области такой иконостас был выполнен в Никольском храме села Голенково (сейчас деревня Голенково-Погост) и до сих пор сохранился. Посетить этот храм во время своего путешествия я не смог, поскольку он расположен далеко в стороне от намеченного маршрута в Селижаровском районе.

В советское время многие иконостасы были утрачены и по разным данным сохранилось лишь от 5 до 20 иконостасов.

Стоит также упомянуть, так называемого, «новгородского короля русского фарфора» Ивана Кмельяновича Кузнецова – двоюродного брата М.С. Кузнецова. Он тоже владел тремя фарфоровыми фабриками: Бронницкой, Волховской и Грузинской, и Чудским стекольно-хрустальным заводом. Братья договорились о разделе рынка сбыта и «поделили» Россиюнадвое: Матвей Фёдорович взял на себя Москву и юг страны, а Иван Емельянович север и Сибирь. Главная фабрика (Бронницкая) И.Е. Кузнецова располагалась недалеко от Новгорода. Он считал, что посуда должна быть доступной для каждого человека и ориентировался на средний класс и тех, кто победнее. На тарелках его производства была простая роспись – васильки, ромашки и другие полевые цветы.

В завершении осмотра этого зала представлю несколько фотографий с декоративными тарелками производства Франции, Англии, Бельгии и Голландии.

Рядом также представлены популярные в СССР немецкие сервизы под названием «Роза», или, как они были больше известны советским жителям, «Мадонна».

Сервиз «Роза»
Сервиз «Роза»

В следующем большом зале на втором этаже музея находится не менее большая коллекция фарфоровых скульптур людей, животных, карет, различных жанровых скульптур, а также, подсвечников, часов и др.

В зале представлено большое количество скульптур животных. С давних времён фигурки животных исполняли роль тотемных символов для привлечения удачи и решения проблем. В средневековье в Европе статуэтки стоили очень дорого и считались предметом роскоши, тем самым указывали на высокий статус человека, владевшего ими. Фарфоровые фигурки занимали почётное место в интерьерах королей, лордов, баронов.

Тут же находится ряд прекрасных фруктовниц с амурчиками, созданные в Германии в середине 20 века.
Тут же находится ряд прекрасных фруктовниц с амурчиками, созданные в Германии в середине 20 века.

Отдельно хочу выделить восхитительную коллекцию статуэток карет.

Статуэтки карет, созданные в ГДР и Франциии в 20 веке.
Статуэтки карет, созданные в ГДР и Франциии в 20 веке.

Статуэтки карет, как и сами кареты в прошлом, могли себе позволить только очень состоятельные люди. Статуэтки производились в ручную и обычно отливали по частям, а после соединяли в одну целую композицию.

Далее можно увидеть ряд жанровых скульптур.

«Танцевальные фигуры», «На прогулке», «Великосветская беседа» (все произведены в Германии, 20 век) и «Английский денди» (Япония, 20 век)
«Танцевальные фигуры», «На прогулке», «Великосветская беседа» (все произведены в Германии, 20 век) и «Английский денди» (Япония, 20 век)
Фигуры «Времена года» (Румыния, 20 век)
Фигуры «Времена года» (Румыния, 20 век)

Рядом расположились великолепные коллекции фарфоровых каминных часов и подсвечников.

В 1930-х годах английская фирма Royal Doulton начала выпуск линейки детской посуды, копилок, музыкальных шкатулок, часов и фигурок с изображением кроликов Банникинс в человеческой одежде, в красочных сельских сценах.

Линия статуэток кроликов Банникинс очень большая, на сегодняшний день существует более 500 фигурок, включающие различные профессии, исторические и литературные персонажи, традиционные костюмы.

Далее представлены статуэтки, так называемого, бисквитного фарфора – это фарфор, непокрытый глазурью и подвергнутый обжигу до двух раз.

Фигуры из бисквитного фарфора
Фигуры из бисквитного фарфора

Благодаря бархатистой поверхности, такие фарфоровые изделия идеально подходили для создания человеческих фигур. Родиной бисквитного фарфора считается Франция.

Тут же небольшая коллекция статуэток Путти – изображение маленьких мальчиков и милого доброго сюжета.

Ещё одна уникальная и изящная коллекция данного зала это статуэтки из так называемого кружевного фарфора.

Первые такие статуэтки дам с кружевными платьями изготовили в 1884г мастер Антаун Мюллер на фабрике Sitzendorh в Тюрингии. При производстве таких статуэток кружевную ткань погружают в фарфоровую массу, драпируют фигурку и после обжигают при температуре 1300 градусов. Тканевая основа сгорает и остаётся тонкое кружево.

Ещё большая коллекция современных статуэток людей с большей проработкой деталей и рельефа.
Ещё большая коллекция современных статуэток людей с большей проработкой деталей и рельефа.

По соседству с залом статуэток расположен обеденный зал дворянского дома с примером сервировки стола.

Дворянский обед в 19 веке состоял, как правило, из четырёх перемен (частей) обеденных блюд. Первая перемена включала горячие и холодные супы, к которым подавали пирожки, растегай, кулебяки с мясом, гречневую кашу. К супам, пирогам и рыбе подавали креплёное вино (херес) или белое столовое вино.

Пирожки, занимавшие важное место в русской кухне, символизируют гостеприимство и тепло домашнего очага.

Вторая перемена включала 2 разных соуса, то есть блюда из мяса, рыбы, птицы и овощей (цветной капусты, спаржи, артишоков, шпината). К соусам подавали красное столовое вино. Шампанское пили с любым блюдом, оно было признаком торжественности ситуации и «роскоши обеда».

Почётное место на столе занимали каши – гречневая, пшеничная, рисовая, пшенная, ржаная, овсяная, ячневая, полбяная и даже каша из яиц и картофельной муки с лепестками роз!

Третья перемена состояла из салатов, солёных огурцов, оливок, маслин, солёных лимонов и яблок.

Четвёртая перемена включала десерты: фрукты, конфеты, пирожные и др. На столы ставили разные сорта кваса и пива.

После полуторачасового обеда хозяева и гости шли в гостинную, где их ожидал кофе.

Сервировка стола
Сервировка стола

Сервировка стола русских дворян 19 века выполнялась с изыском и роскошью. Обеденные столы украшали золотые подносы, фарфоровая посуда, серебрянные приборы, декоративные вазы, салатники и кувшины скульптурных форм (их мы видели в предыдущем зале).

В отличие от Европы, где подавали на стол все блюда сразу, в России подавали все блюда по очереди (обносили блюда), что было гораздо удобней. Стоит заметить, что к середине 19 века русская традиция подачи блюд по очереди распространилась во всей Европе.

В завершении на первом этаже осматриваю ещё несколько более скромных, но не менее интересных экспозиций посвящённых истории ёлочных игрушек, а также пивных кружек и бутылок.

И последний очень необычный экспонат музея, это чудо-чайник подаренный пианисту С.А. Кузнецову.

Чудо-чайник в виде пианино.
Чудо-чайник в виде пианино.

По соседству с музеем фарфора находится Старицкий чайный дом.

Здание Старицкого чайного дома не так давно приведено в порядок, что, безусловно, радует.
Здание Старицкого чайного дома не так давно приведено в порядок, что, безусловно, радует.

Это небольшой музей, посвящённый культуре тверского чаепития. В нём представлены воссозданные интерьеры купеческой и дворянской комнат, а также чайной лавки на рубеже 19-20 веков. Тут же можно увидеть коллекции чайной посуды, самоваров, кофейников, мебели и узнать о русских чайных традициях. На первом этаже музея расположена чайная, где можно испить разнообразные сорта чая с выпечкой

В связи с ограниченным временем для осмотра города … я решил ограничить себя в посещении чайного дома и проследовал дальше в музей пекарного дела.

Прямо напротив здания чайного дома расположено полуразрушенное здание – это дом Рукосуева, памятник архитектуры начала 19 века. Какой либо информации об истории этого дома я не обнаружил.

Разрушенный дом Рукосуева начала 19 века.
Разрушенный дом Рукосуева начала 19 века.

Следую дальше к музею пекарского дела, о котором расскажу в следующей статье.