После знакомства в предыдущей статье с историей древнего города Старицы, здесь начну повествование о наиболее интересных местных музеях. И первый музеем будет «Музей фарфора, стекла и керамики».
Скажу сразу, что это не самая любимая для меня тематика музеев, но, всё же, увидев хорошие отзывы, решил его посетить и как оказалось не зря. Экспозиция музея включает поистине богатую коллекцию фарфора, стекла и керамических изделий с 19 века по сегодняшнее время. На осмотр коллекции уйдёт не мало времени, я постараюсь представлю наиболее интересные экспонаты, которые привлекли особое внимание.
Вначале пару слов о том, что же такое фарфор, из чего и как он изготавливается. Фарфор – это вид керамики, получаемый из белой и других видов глины, кварца, полевого шпата, который после обжига при температуре более 1000 градусов становится непроницаемым для воды и воздуха, при этом тонкий слой пропускает свет. Выделяют твёрдый, мягкий и промежуточный тип фарфора.
Секрет производства китайского твёрдого фарфора, называемый мейсенским, был открыт в Германии в городе Мейсен алхимиком Иоганном Бёттгером.
Производство мягкий фарфора открыли в Италии, этот фарфор получается более прозрачный со сливочным оттенком и более хрупким. Также мягкий фарфор именуют художественным, поскольку из податливого материала выходит очень изящная посуда.
В 18 векке в Англии открыли рецепт промежуточного типа фарфора – костяного. Он сочетает в себе все лучшие качества твёрдого и мягкого фарфоров, изделия из этого фарфора получаются прочными, матово-прозрачными и светлее мягкого фарфора.
Рисунок на посуде может быть нанесён вручную, выполнен в технике деколь (изображение переносится с бумажной основы, а после обжигается) или быть рельефным (узоры получаются сразу путём создания возвышений и углублений на поверхности).
Музей состоит из нескольких залов на двух этажах. На первом этаже расположен большой зал европейского и российского фарфора 19-20 веков. На втором находится зал с фарфоровыми скульптурами, фигурками и интерьером дворянской столовой 19-20 веков.
Рядом представлена посуда старейшей немецкой Мейсенской мануфактуры, которая славится идеальной синей краской на белой посуде. Эта посуда выполнена с очень популярным в то время луковичным декором.
В 1729 году Иоганн Давид Кретшмар под влиянием китайских мотивов придумал роспись с использованием экзотических фруктов (персиков, гранатов) и цветов (лотосов, хризантем, пионов) и листьев. Но гранат, который Кретшмар никогда не видел, на его рисунках, напоминал лук, поэтому декор получил название «луковичный», хотя к луку никакого отношения не имел.
Эта роспись на сегодняшний день всё также наносится в ручную, поэтому процесс очень трудоёмкий, а секреты производства и обработки передаются от мастера к мастеру уже на протяжении многих лет.
В середине 18 века в Великобритании художник фарфоровой мануфактуры Bow Томас Фрай, добавив в фарфоровую массу пережжённые кости домашних животных, создал английский костяной фарфор, который позднее был признан самым прочным и красивым.
Первый частный фарфоровый завод в России был основан в 1754 году (спустя 10 лет после создания Императорского фарфорового завода) английским купцом Францем Гарднером и в течение двухсот лет считался лучшим в нашей стране.
На заводе выпускались именные сервизы, украшенные гербами аристократических родов, чайные пары с портретами героев войны 1812 года, орденские сервизы в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и святого князя Владимира.
За высокое качество продукции в 1870 году завод получил право изображения на клейме государственного герба и звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
В конце 19 века после смерти Ф. Гарднера завод был выкуплен М.С. Кузнецовым. Завод работает и в наше время.
Большое внимание в этом зале привлекают декоративные тарелки из серии «Гоголевские персонажи» завода Гарднера (с. Вербилки).
В 19 веке в России возрос спрос на фарфоровые изделия, что способствовало росту числа небольших частных фарфоровых заводов. Их основное количество появилось в Подмосковье, где были открыты большие залежи керамических глин и обширные лесные массивы, необходимые для производства. В это время существовали фарфоровые заводы Батенина, Сафронова, Попова, Храпунова-Нового, Козловых и других
Одно из самых крупных в России и Европе объединение предприятий изготавливающее фарфоровую продукцию являлось «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова», основанное в 1887 г.
Матвей Сидорович Кузнецов – российский талантливый промышленник и предприниматель из рода старообрядцев Кузнецовых, продолжил дело своего отца и деда и вывел на качественно новый уровень заводы, доставшиеся ему по наследству.
Заводы Кузнецова выпускали 2/3 всего производства отрасли, а продукция была относительно недорогой для широкого потребителя.
Помимо посуды на заводах выпускали также изразцовые камины и детали для печей; церковную утварь, оклады, главки, кресты, подсвечники; терракотовые фигуры и вазы; кувшины, пепельницы, кружки, маслёнки; фарфоровые изоляторы, фаянсовые сантехнические предметы и др.
Тверской фабрикой М.С. Кузнецова производились даже фарфоровые иконостасы для храмов! О чём я раньше не знал.
Первый такой иконостас был изготовлен в 1895 году и в следующем году представлен на Нижегородской ярмарке.
В отличие от деревянных, которые со временем рассыхаются, и мраморных иконостасов, которые слишком дорогие, фарфоровые считались более красивыми и прочными. При этом в храм с таким иконостасом обладает лучшей акустикой.
Обычно фарфоровые иконостасы состояли из 500 до 2000 деталей в зависимости от ярустности.
До революции 1917 года было изготовлено более 70 иконостасов для церквей в храмах по всей России и за её пределами. В Тверской области такой иконостас был выполнен в Никольском храме села Голенково (сейчас деревня Голенково-Погост) и до сих пор сохранился. Посетить этот храм во время своего путешествия я не смог, поскольку он расположен далеко в стороне от намеченного маршрута в Селижаровском районе.
В советское время многие иконостасы были утрачены и по разным данным сохранилось лишь от 5 до 20 иконостасов.
Стоит также упомянуть, так называемого, «новгородского короля русского фарфора» Ивана Кмельяновича Кузнецова – двоюродного брата М.С. Кузнецова. Он тоже владел тремя фарфоровыми фабриками: Бронницкой, Волховской и Грузинской, и Чудским стекольно-хрустальным заводом. Братья договорились о разделе рынка сбыта и «поделили» Россиюнадвое: Матвей Фёдорович взял на себя Москву и юг страны, а Иван Емельянович север и Сибирь. Главная фабрика (Бронницкая) И.Е. Кузнецова располагалась недалеко от Новгорода. Он считал, что посуда должна быть доступной для каждого человека и ориентировался на средний класс и тех, кто победнее. На тарелках его производства была простая роспись – васильки, ромашки и другие полевые цветы.
В завершении осмотра этого зала представлю несколько фотографий с декоративными тарелками производства Франции, Англии, Бельгии и Голландии.
Рядом также представлены популярные в СССР немецкие сервизы под названием «Роза», или, как они были больше известны советским жителям, «Мадонна».
В следующем большом зале на втором этаже музея находится не менее большая коллекция фарфоровых скульптур людей, животных, карет, различных жанровых скульптур, а также, подсвечников, часов и др.
В зале представлено большое количество скульптур животных. С давних времён фигурки животных исполняли роль тотемных символов для привлечения удачи и решения проблем. В средневековье в Европе статуэтки стоили очень дорого и считались предметом роскоши, тем самым указывали на высокий статус человека, владевшего ими. Фарфоровые фигурки занимали почётное место в интерьерах королей, лордов, баронов.
Отдельно хочу выделить восхитительную коллекцию статуэток карет.
Статуэтки карет, как и сами кареты в прошлом, могли себе позволить только очень состоятельные люди. Статуэтки производились в ручную и обычно отливали по частям, а после соединяли в одну целую композицию.
Далее можно увидеть ряд жанровых скульптур.
Рядом расположились великолепные коллекции фарфоровых каминных часов и подсвечников.
В 1930-х годах английская фирма Royal Doulton начала выпуск линейки детской посуды, копилок, музыкальных шкатулок, часов и фигурок с изображением кроликов Банникинс в человеческой одежде, в красочных сельских сценах.
Линия статуэток кроликов Банникинс очень большая, на сегодняшний день существует более 500 фигурок, включающие различные профессии, исторические и литературные персонажи, традиционные костюмы.
Далее представлены статуэтки, так называемого, бисквитного фарфора – это фарфор, непокрытый глазурью и подвергнутый обжигу до двух раз.
Благодаря бархатистой поверхности, такие фарфоровые изделия идеально подходили для создания человеческих фигур. Родиной бисквитного фарфора считается Франция.
Тут же небольшая коллекция статуэток Путти – изображение маленьких мальчиков и милого доброго сюжета.
Ещё одна уникальная и изящная коллекция данного зала это статуэтки из так называемого кружевного фарфора.
Первые такие статуэтки дам с кружевными платьями изготовили в 1884г мастер Антаун Мюллер на фабрике Sitzendorh в Тюрингии. При производстве таких статуэток кружевную ткань погружают в фарфоровую массу, драпируют фигурку и после обжигают при температуре 1300 градусов. Тканевая основа сгорает и остаётся тонкое кружево.
По соседству с залом статуэток расположен обеденный зал дворянского дома с примером сервировки стола.
Дворянский обед в 19 веке состоял, как правило, из четырёх перемен (частей) обеденных блюд. Первая перемена включала горячие и холодные супы, к которым подавали пирожки, растегай, кулебяки с мясом, гречневую кашу. К супам, пирогам и рыбе подавали креплёное вино (херес) или белое столовое вино.
Пирожки, занимавшие важное место в русской кухне, символизируют гостеприимство и тепло домашнего очага.
Вторая перемена включала 2 разных соуса, то есть блюда из мяса, рыбы, птицы и овощей (цветной капусты, спаржи, артишоков, шпината). К соусам подавали красное столовое вино. Шампанское пили с любым блюдом, оно было признаком торжественности ситуации и «роскоши обеда».
Почётное место на столе занимали каши – гречневая, пшеничная, рисовая, пшенная, ржаная, овсяная, ячневая, полбяная и даже каша из яиц и картофельной муки с лепестками роз!
Третья перемена состояла из салатов, солёных огурцов, оливок, маслин, солёных лимонов и яблок.
Четвёртая перемена включала десерты: фрукты, конфеты, пирожные и др. На столы ставили разные сорта кваса и пива.
После полуторачасового обеда хозяева и гости шли в гостинную, где их ожидал кофе.
Сервировка стола русских дворян 19 века выполнялась с изыском и роскошью. Обеденные столы украшали золотые подносы, фарфоровая посуда, серебрянные приборы, декоративные вазы, салатники и кувшины скульптурных форм (их мы видели в предыдущем зале).
В отличие от Европы, где подавали на стол все блюда сразу, в России подавали все блюда по очереди (обносили блюда), что было гораздо удобней. Стоит заметить, что к середине 19 века русская традиция подачи блюд по очереди распространилась во всей Европе.
В завершении на первом этаже осматриваю ещё несколько более скромных, но не менее интересных экспозиций посвящённых истории ёлочных игрушек, а также пивных кружек и бутылок.
И последний очень необычный экспонат музея, это чудо-чайник подаренный пианисту С.А. Кузнецову.
По соседству с музеем фарфора находится Старицкий чайный дом.
Это небольшой музей, посвящённый культуре тверского чаепития. В нём представлены воссозданные интерьеры купеческой и дворянской комнат, а также чайной лавки на рубеже 19-20 веков. Тут же можно увидеть коллекции чайной посуды, самоваров, кофейников, мебели и узнать о русских чайных традициях. На первом этаже музея расположена чайная, где можно испить разнообразные сорта чая с выпечкой
В связи с ограниченным временем для осмотра города … я решил ограничить себя в посещении чайного дома и проследовал дальше в музей пекарного дела.
Прямо напротив здания чайного дома расположено полуразрушенное здание – это дом Рукосуева, памятник архитектуры начала 19 века. Какой либо информации об истории этого дома я не обнаружил.
Следую дальше к музею пекарского дела, о котором расскажу в следующей статье.