Найти в Дзене
Разговоры обо всём

Евгений Иванович Замятин – рассказы, проза и природа женщины

Моё знакомство с Евгением Ивановичем Замятиным произошло ещё в средней школе, когда на уроке литературы дали домашнее задание – прочитать роман-антиутопию «Мы». Нужно сказать честно – книга хороша, но даже после её прочтения в свои нынешние годы она меня не очень-то и зацепила. Сюжетная линяя вполне очевидна, как и то, чем всё закончилось. Хорошая книга, которая может занять своё место на полке. Но в то же время моё внимание привлекло именно то, как Евгений Иванович описывал в «Мы» женщину, и то, что она значит в жизни мужчины, как сильно готовы измениться сознание и бытие мужчины. Главное – мужчина сам даже не знает на что он готов, и что он может. Какие в нём скрытые силы, эмоции, чувства и любовь. Мне не встречались в книгах других авторов такая глубокая, чистая и естественная взаимосвязь между полами. Даже не между полами, а между мужчиной, который нашёл свою женщину и женщиной, которая нашла своего мужчину. Это обязательные, но не единственные условия проявления мужского и женског

Моё знакомство с Евгением Ивановичем Замятиным произошло ещё в средней школе, когда на уроке литературы дали домашнее задание – прочитать роман-антиутопию «Мы».

Евгений Иванович Замятин. Фотография заимствована с сайта: https://vk.com/wall-42807824_1690?z=photo-42807824_456239260%2F9e43a35cfd9a995b70
Евгений Иванович Замятин. Фотография заимствована с сайта: https://vk.com/wall-42807824_1690?z=photo-42807824_456239260%2F9e43a35cfd9a995b70

Нужно сказать честно – книга хороша, но даже после её прочтения в свои нынешние годы она меня не очень-то и зацепила. Сюжетная линяя вполне очевидна, как и то, чем всё закончилось. Хорошая книга, которая может занять своё место на полке.

Но в то же время моё внимание привлекло именно то, как Евгений Иванович описывал в «Мы» женщину, и то, что она значит в жизни мужчины, как сильно готовы измениться сознание и бытие мужчины. Главное – мужчина сам даже не знает на что он готов, и что он может. Какие в нём скрытые силы, эмоции, чувства и любовь.

Мне не встречались в книгах других авторов такая глубокая, чистая и естественная взаимосвязь между полами. Даже не между полами, а между мужчиной, который нашёл свою женщину и женщиной, которая нашла своего мужчину. Это обязательные, но не единственные условия проявления мужского и женского начала в мире людей.

В других трудах Евгения Ивановича эта тема отражается не менее ярко и не менее любопытно.

Говорят, что Л.Н. Толстой, написав «Анну Каренину», смог раскрыть женскую сущность, показать и понять женщину, что до него это никому не удавалось, не смотря на множество попыток. Впрочем, это совершенно не тот образ женщины, который создал Евгений Иванович и не те отношения между мужчиной и женщиной, которые раскрывал Евгений Иванович. В «Анне Карениной» нет «тех женщин», нет «тех чувств», нет «той любви», которые показаны Евгением Ивановичем в своих произведениях.

Так же можно рассмотреть и образ Маргариты, созданный М.А. Булгаковом в романе «Мастер и Маргарита». Да, здесь мы можем увидеть уже другую женщину, явно не из тех женщин, о которых писал Л.Н. Толстой в «Анне Карениной», не смотря, на то, что главные «булгаковская» и «толстовская» героини являлись одновременно замужними женщинами и одновременно любовницами.

Между тем, женщины у Евгения Ивановича описаны совершенно другими – ничем не ограниченные «стихии», воплощённые в женское обличие и осознавшие свою сущность, научившиеся играючи управлять своей природой.

Мужчины в его книгах выступают в качестве первобытных существ. Они видят «женщин-стихий» и поют, а точнее издают едва понятные звуки, прыгают вокруг них, как праотцы современного человека на зачатках зарождающейся культуры вокруг костра, танцуют и приносят жертвы, чтобы богиня леса снова и снова давала им зверя для пищи и одежды. Рассудок покидает мужчин и только мистический образ «женщины-стихии», «женщины-богини» отражаются в их сознании и естестве во время экстаза, порождённого плясками, пением и ритуальным жертвоприношением.

Женщина – первая сильная сторона книг Евгения Ивановича.

Изображение заимствовано с сайта: https://www.ozon.ru/product/my-bich-bozhiy-romany-povesti-rasskazy-skazki-zamyatin-evgeniy-ivanovich-564035641/?__rr=1&abt_att=1&origin_referer=yandex.ru
Изображение заимствовано с сайта: https://www.ozon.ru/product/my-bich-bozhiy-romany-povesti-rasskazy-skazki-zamyatin-evgeniy-ivanovich-564035641/?__rr=1&abt_att=1&origin_referer=yandex.ru

Язык, которым Евгений Иванович писал свои произведения невероятно изысканный и утончённый, напоминает каллиграфический почерк самого педантичного и ответственного писца, работу самого современного и высокотехнологичного 3д принтера, блюдо самого талантливого и щепетильного шеф-повара.

Насыщается не только живот, но и глаза, и мозг, и сердце, и другие части тела вплоть до края волос и ногтей. Всё, что им пишется также прекрасно и созвучно, гармонично и глубоко, как второй концерт Сергея Васильевича Рахманинова для фортепьяно.

Всё, что пишет Евгений Иванович Замятин заставляет выпрямлять спину и видеть мир не только в той трёхмерной реальности, которую человек воспринимает, но и заглянуть в незримый дух этого мира, почувствовать и ощутить его всеми доступными человеку не материальными способами и возможностями.

Язык – вторая сильная сторона книг Евгения Ивановича.

Если кто-то из Вас захочет почитать книги Евгения Ивановича, то могу дать свои рекомендации: среди романов я выделил – «Бич Божий», повестей – «Алатырь» и «Север», рассказов – «Ёла», «больших детских сказок» – «Дьячок», «Четверг» и «Огненное А».