Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

«Выход гладиаторов» в цирке

Оглавление

Одно из самых известных произведений чешского композитора Юлиуса Фучика «Выход гладиаторов» хоть раз слышал каждый, кто бывал в цирке. Кроме того, эта мелодия встречается как в кино, так и в качестве сэмпла в современных композициях.

Юлиуса Фучик и «Выход гладиаторов»
Юлиуса Фучик и «Выход гладиаторов»

Марш «Выход гладиаторов»

«Выход гладиаторов» Фучик закончил в 1899 году в Сараево, где он служил военным капельмейстером в австро-венгерском 86-ом пехотном полку. Изначально композитор назвал произведение «Большой хроматический марш», что подчеркивает использование хроматических гамм в композиции, но потом сменил название. В статье «О музыке в цирке Филипа Астеля к маршу “Выход гладиаторов” Юлиуса Фучика рассказывается история названия:

Впоследствии в связи с интересом автора к истории Римской империи название было изменено – «Выход гладиаторов». Поводом для изменения названия послужил прочитанный Ю. Фучиком роман польского писателя, лауреата Нобелевской премии Г. Сенкевича «Камо грядеши». События литературного произведения происходят во времена становления христианства, в последние годы правления императора Нерона (64-68 гг. н. э.). Композитора впечатлила сцена, где подробно описывались бои гладиаторов.

Но как же музыкальная пьеса, отождествляющаяся с римскими гладиаторами, стала цирковым маршем?

«Выход гладиаторов» – цирковая музыка

В 1901 году американский издатель Карл Фишер выпустил свою версию марша под названием «Гром и молнии», аранжированную канадским композитором Луи-Филиппом Лорэндо для духовых оркестров. В этот период произведение стало неотъемлемой частью цирковой музыки, призванной раззадорить публику, особенно во время выступлений клоунов.

На сегодняшний день композиция популярна не только в цирковой, но и в музыкальной среде.

Где еще вы слышали «Выход гладиаторов»

Гвен Стефани и Деми Ловато
Гвен Стефани и Деми Ловато

Американские исполнители и «Выход гладиаторов»

В американской музыке сэмпл «Выхода гладиаторов» можно встретить в «Don’t get twisted» Гвен Стефани и «Freak» Деми Ловато. Композиция Стефани раскрывает чувства и эмоции певицы о том, как она узнала о своей беременности: «Это самая безумная вещь, что произошла со мной!» («This is the most craziest sh*t ever»). Цирковой марш подчеркивает круговорот «безумных переживаний» артистки, ведь когда мы говорим о цирке, мы представляем нечто «необычное», «чудаковатое».

В этом же контексте композиция используется в треке Ловато, который она прокомментировала так:

Эта песня в основном про то, как ты чувствуешь себя изгоем и неудачником, но ты принимаешь это, и тебе все равно, что подумают другие люди, таким образом ты берешь все в свои руки.

Строчки:

«Бери билеты на фрик-шоу, малыш,
Приходи и посмотри, как чудаки сходят с ума»
(«Get your tickets to the freak show, baby
Stеp right up to watch the freaks go crazy»)

намекают на представление и спектакль, тем самым подчеркивая, что общество часто рассматривает тех, кто отличается от других, как развлечение. А что есть цирк, если не представление для развлечения?

«Выход гладиаторов» и К-поп

 Stray kids и MOMOLAND
Stray kids и MOMOLAND

Трек корейской группы Stray kids «Circus» рассказывает о жизни музыкального исполнителя как о цирковом представлении. А в композиции MOMOLAND «Freeze» цирковой марш подчеркивает карнавальное и игривое настроение текста, в котором рассказывается о волнении и таинственности встречи с кем-то, кто привлек внимание.

Мы рассказали лишь о некоторых примерах использования «Выхода гладиаторов» в качестве сэмпла, но это далеко не все! Если вы слышали «Выход гладиаторов» еще где-то, расскажите в комментариях!

Читайте также: