Найти в Дзене
Бранч искусствоведа

Неудачный подарок Чайковского

Несмотря на то, что Петр Ильич Чайковский сейчас общепризнанный гений, сам он себя таковым не считал. Известный уже при жизни на весь мир композитор в своем дневнике писал: Занимался опять страшно неудачно. И говорят, что я чуть ли не гениален??? Вздор Нередко творчество давалось Чайковскому с трудом, он был критичен к себе и тяжело воспринимал критику в свой адрес. После удачной премьеры своей симфонической поэмы «Фатум», которую он сочинял четыре месяца, Чайковский решил преподнести ее в качестве подарка главе «Могучей кучки» Милию Балакиреву, работой которого искренне восторгался. С лучшими надеждами Чайковский писал своему брату: Это, кажется, лучшее, что я до сих пор написал, по крайней мере, так говорят другие Однако подарок Балакиреву он презентовал в самой скромной, даже самоуничижительной манере: Добрейший Милий Алексеевич! Посылаю Вам мою фантазию… Эту вещь я хотел бы посвятить Вам, но для того мне нужно сначала знать, что она Вам не безусловно не нравится. Дар Балакирев пр
Оглавление

Несмотря на то, что Петр Ильич Чайковский сейчас общепризнанный гений, сам он себя таковым не считал.

Известный уже при жизни на весь мир композитор в своем дневнике писал:

Занимался опять страшно неудачно. И говорят, что я чуть ли не гениален??? Вздор

Нередко творчество давалось Чайковскому с трудом, он был критичен к себе и тяжело воспринимал критику в свой адрес.

П.И. Чайковский
П.И. Чайковский

Раскритикованный подарок

После удачной премьеры своей симфонической поэмы «Фатум», которую он сочинял четыре месяца, Чайковский решил преподнести ее в качестве подарка главе «Могучей кучки» Милию Балакиреву, работой которого искренне восторгался.

С лучшими надеждами Чайковский писал своему брату:

Это, кажется, лучшее, что я до сих пор написал, по крайней мере, так говорят другие

Однако подарок Балакиреву он презентовал в самой скромной, даже самоуничижительной манере:

Добрейший Милий Алексеевич!
Посылаю Вам мою фантазию… Эту вещь я хотел бы посвятить Вам, но для того мне нужно сначала знать, что она Вам не безусловно не нравится.

Дар Балакирев принял и даже включил в программу концертов в Петербурге, но лично Чайковскому в письме назвал «Фатум» недоделанным, написанным на скорую руку и шитым белыми нитками.

М.А. Балакирев
М.А. Балакирев

Реакция Чайковского на критику

Такая грубая критика подарка стала ударом для Чайковского – с ответным письмом он тянул два месяца в итоге написав:

С Вашими замечаниями об этой стряпне я в глубине души согласен совершенно, но, признаюсь, был бы весьма счастлив, если бы Вы хоть что-нибудь и хотя бы слегка в ней похвалили; в Вашем же письме одни только, хотя и справедливые, порицания; пилюля Ваша не подслащена ни на волос.

Чайковский уничтожил партитуру «Фатума», это сочинение так и не было опубликовано при жизни композитора.

И сам Петр Ильич также был резким критиком, но высказываясь в адрес известных людей и их творений, старался свои пилюли хотя бы на волос подсластить, перечисляя и достоинства, и недостатки.

Чайковский объективный критик?

К примеру, интересно читать неоднозначную оценку Л.Н. Толстого, которая сохранилась в дневниках композитора за 1886 год:

Глубочайший сердцевед в писаниях, – оказался в своем обращении с людьми простой, цельной, искренней натурой… Он не избегал задеваний, но и не причинял намеренной боли. Видно было что он совсем не видел во мне объекта для своих исследований, – а просто ему хотелось поболтать о музыке, которою в то время он интересовался. Между прочим он любил отрицать Бетховена и прямо выражал сомнение в гениальности его. Это уж черта совсем не свойственная великим людям; низводить до своего непонимания всеми признанного гения, — свойство ограниченных людей.

Читайте также: