После прихода к власти большевиков в 1917 году религия сразу стала врагом новой власти. Однако в первые годы антирелигиозная политика носила скорее символический характер: отменили пасхальные выходные, отменили крестные ходы, начали конфисковывать церковное имущество. Но это было только начало. Особое место в этой борьбе заняла Пасха – один из главных и самых любимых праздников православных христиан.
Красная альтернатива: комсомольская Пасха
В 1920-х годах большевики стремились не просто запретить Пасху, а переписать её смысл. На смену традиционному воскресению Христову предлагались «красные Пасхи» – митинги, агитпарады, сатирические шествия с чучелами священников и крестов. В некоторых городах проводили «антирелигиозные карнавалы» с участием комсомольцев, которые изображали священнослужителей в гротескном виде.
Цель была очевидна – показать, что религия устарела и смешна, а храму теперь нет места в новом мире.
Террор против веры
С началом 1930-х началась новая фаза – жесткое давление. Закрывались храмы, духовенство арестовывали и расстреливали. Особенно трагичным был период Большого террора 1937-1938 годов: практически вся церковная иерархия была уничтожена. Из сотен архиереев к концу 1930-х в СССР оставались единицы.
Для мирян празднование Пасхи стало подвигом. Людей лишали работы или исключали из вузов за визит в церковь. Чтобы усложнить посещение богослужений, власти ввели непрерывную рабочую неделю и обязательные субботники. Пасха могла выпасть на «рабочий день», а поход в храм – закончиться доносом и выговором.
Подпольная Пасха
Но Пасху продолжали праздновать – скрытно, с риском. Люди пекли куличи ночью, прятали свечи, собирались в домах, где тихо читали молитвы и слушали Евангелие. Иногда верующие отправлялись в храмы глубокой ночью, надеясь не попасться на глаза.
Бывали случаи, когда пасхальные яйца окрашивали в луковой шелухе и прятали под видом «обычных продуктов», а освящение куличей происходило дома, с помощью святой воды, сохранённой «на черный день». Однако с началом Великой Отечественной войны ситуация изменилась. Власть поняла, что без духовной опоры народ не выстоит. Пасхальные службы снова стали возможны – пусть и не везде.
В 1942 году в Москве был впервые за годы репрессий официально снят комендантский час на пасхальную ночь. На богослужения пришли десятки тысяч человек. В блокадном Ленинграде, несмотря на бомбежки, утром 5 апреля 1942 года в церквях прошли службы, а верующие приносили с собой «блокадные куличи» – хлебные корки с воткнутыми свечками.
Это была Пасха надежды, когда даже в аду войны воскресение Христово звучало как обещание – мы выстоим.
Пасха в хрущевскую оттепель
После войны давление вновь усилилось – особенно в 1950-60 годы, во времена Хрущёва. Пасхальные службы не запрещали, но у храмов дежурила милиция, не пуская молодёжь; комсомольцы фиксировали, кто «замечен» на богослужении; были случаи, когда приходилось перелезать через забор, чтобы попасть на службу.
Но даже тогда Пасха оставалась в сердцах верующих. В магазинах перед праздником вдруг появился кекс «Весенний», внешне почти неотличимый от кулича. Люди негласно покупали его, освящали дома и делились с близкими.
Пасха на кладбище
В 1970-е и 80-е годы возникла альтернативная традиция – идти на кладбище в день Пасхи. Церковь не одобряла это (по уставу на Пасху на кладбище не ходят), но для миллионов это была единственная форма празднования, когда храмы были закрыты или переполнены.
Люди приносили с собой куличи, яйца, свечи. Сидели на скамейках, молились, делились пасхальным угощением. Это была народная форма воскресения, сквозь запреты и идеологию.
🕯️ Возвращение Пасхи
Поворотным моментом стал 1988 год – 1000-летие Крещения Руси. Власти стали постепенно менять курс. В 1991 году впервые по телевидению показали прямую трансляцию пасхального богослужения из храма Христа Спасителя. Пасха вышла из подполья – торжественно и навсегда.
Сегодня она снова отмечается миллионами, звонят колокола, улицы полны людей со свечами и куличами. Но память о том, как этот праздник жил в тени и страхе, осталась.