Интернетизация, как бы безусловно полезна она ни была, совратила сам алгоритм, по которому распространяется культура и искусство. Сегодня человек знает, в каком белье ходят киноактёры на церемонию в театр Долби в Калифорнии, но не знают, какие деятели искусства живут и работают в его городе. Далёкое стало близко, а близкое — далёко.
#читаемстихи #мысливслух #современныепоэты #LiterMort #БугаёваНН #ДеньПоэзии #стихивРостове #Ростов #современнаялитература
Была такая старая сказка про кузнечика и улитку. Кузнечик гордился, что прыгает высоко и далеко, смеялся над улиткой и не хотел учиться маленьким прыжкам. Вечером он попытался попасть к себе домой, но не смог запрыгнуть в него: каждый раз он прыгал слишком круто и промазывал. Наконец улитка пожалела кузнечика, посадила себе на раковину и доползла с ним до дома.
Сегодня всё общество — такие кузнечики, которые заглядывают через окно Интернета в самые дальние уголки планеты, но ничего не знают о собственном городе и тех выдающихся людях, которые живут с ними бок о бок. Мы допрыгиваем до Мадридов, Миланов и Канарских островов, а вот своим землякам мы чужие. Почему?
Исчезло само понятие “земляк”. Имеющий круглосуточный доступ в Интернет и опьянённый доступностью того, что за тридевять горизонтов, человек-юзер не считает себя ростовчанином, вологжанином или саратовцем. Каждый теперь — потенциальный как минимум москвич, а как максимум манхэттенец. (Илон Маск подмигивает: пишите сразу — марсианин.)
Местный поэт или писатель в итоге совершенно незнаком тем, кто живёт с ним в соседних домах и кварталах. Зачем? Дом, город, страну можно поменять хоть завтра. К чему утруждать себя запоминанием, кто именно читает стихи в твоей районной библиотеке?
Да и в библиотеке какого района? Подобно тому как, заснув днём и резко проснувшись, мы не можем определить время и день недели, так и резко вынырнувший из Интернета юзер не может сразу сообразить, в каком районе какого города он находится. Только что листал картинки из Тегусигальпы и Санта-Барбары, а тут вокруг маячат Батайск и батайчане. А как же Гондурас?
И оказывается, что мы не заводим ближних связей. Марсианами, может, мы так и не станем, но до “ближнего круга” певцов, музыкантов, художников, поэтов и писателей нисходит лишь малочисленная субкультура внутри каждого города. Конечно, интерес с заморским краям был всегда — отсюда и популярность Жюля Верна и Фенимора Купера (и «Хожение за три моря» Афанасия Никитина). Но сегодня вне Интернета люди стали абсолютными незнакомцами и не могут назвать даже нескольких имён “местных аборигенов”.
Потому что лучшее — враг хорошего? Потому что кому нужен какой-то жалкий ростовчанин, когда есть тегусигальпцы, калифорнийцы и берлинцы?.. Зачем, собственно, увлекаться поэтом, живущим через 2 улицы от тебя, если можно увлечься Томом Крузом? (Извините за “морально устаревший” пример, но моделей более свежей комплектации не припомню. Вначале подумала — Ричард Чемберлен, но он вообще недавно отошёл, и ему было 90.)
И вот талантливые люди как будто конкурируют за внимание публики с голливудскими звёздами и мировыми знаменитостями. Можно, конечно, свести всё чисто к литературе и сказать, что в условиях “профицита культуры” местные деятели литературы конкурируют с писатели целого мира сразу. Но ясно одно: как сказал Евгений Евтушенко, “каждый вроде отдельным путём, мы, не узнанные друг другом, задевая друг друга идём”.
“В светлых улицах, в белом порханьи,
Люди, ходим мы рядом с людьми,
Перепутаны наши дыханья,
Перемешаны наши следы.
Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим.
По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путём,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга идём.”
Можно сказать местным поэтам: ну, станьте такими же талантливыми, как Том Круз, и народ к вам потянется. И красивыми тоже стать? В одном фильме Том Круз танцевал в трусах. Это тоже взять на вооружение?.. Нет-нет, скажу тубо собакам озверевшей страсти. Прогресс не повернуть вспять без трагедий. Цифровая жизнь заменяет реальную. Раз местная городская культура теперь сведена к узкой субкультуре, то изменить это нельзя. Население в городах нестабильно. Непонятно, кто уже москвич, а кто ещё нет. Ходим такие — “москвичи Шрёдингера”. То 35 лет прожили в Ростове, а то вот-вот родимся заново в Америке, чтобы сразу получить гражданство.
Но сейчас я хотя бы осознаю это и ищу пути восстановления баланса. Нельзя разлюбить Гондурас и ни с того ни с сего полюбить Саратов. Это ясно. А как же саратовским поэтам — не рождаться? Не быть? А ростовским? Проецировать себя сразу в Москву, в Голливуд или на Марс, чтобы там пригодиться?
Причём я сама же в феврале побывала на вебинарах “Aarhus University” (Хельсинки), а вебинаров родного ЮФУ так и не посетила. Но далёкое не отменяет близкого. И встреча донских поэтов в Донской публичной библиотеке 29 марта 2025 — тому подтверждение. Можно и нужно знать в лицо не только цифровых персоналий, но и ближних своих. Тех, в чьих жилах — кровь, а не водица. Цитирую, конечно, опять Маяковского.
Когда я была подростком и студенткой, то вообще не знала, что можно где-то печататься или выступать. Родившись поэтом, живя стихами всегда, с 6 лет, я не пригодилась. Стихи мои никогда никому не были нужны. Публикация у меня была тогда одна-единственная благодарю моему дедушке: в 2001 году моё стихотворение о войне напечатали в институтской газете его вуза. И всё. Я не знала ни других поэтов, ни издателей, они не знали меня. Я была замкнутым подростком. В школе и вузе на мою поэзию было всем плевать. Ей-богу, мне даже в голову не приходило, что можно перед кем-то читать свои стихи. Пару раз подсунула преподавателям рукописи — они сделали вид, что не заметили. О том, что есть какие-то литпремии, я не думала. Откуда?.. Как узнать о том, о чём не знаешь? Однажды, уже будучи педагогом, видела на коробке “Чокопая” рекламу премии “Лицей” имени Пушкина, но постеснялась лезть.
Возможно, то было наследие 90-х годов безразличия? Возможно, мы вступаем в новый период? Всё возможно. Говорят, сейчас даже издатели не читают того, что публикуют. “Выученное равнодушие”. Мы его преодолеем? Откроем глаза, увидим друг друга. Уже увидели и услышали. Осталось осознать и вступить в диалог: с Миром, с Человеком, с Культурой.
✅ Дорогие подписчики, алгоритм Яндекс Дзена таков, что даже если статья полезная, а лайков мало, то она не показывается и уходит в "серую зону". Благодарю всех, кто нажимает на "палец вверх", это помогает LiterMort становиться лучше!
✅ Знак человека! Текст этой статьи написан без использования ИИ.
Благодарю за прочтение!
Уважаемые читатели, прошу оставаться вежливыми при обсуждении.