Мир Жени Жари — это мир тропических глубин, живописных обитателей и удивительно нежной любви к жизни. В его работах — не просто красота, а тихое принятие, мягкий свет, подводные истории, которые как будто говорят на языке чувств. Его путь в искусство не был прямолинейным, но однажды случилось то самое "теперь или никогда", и с тех пор творчество стало его способом говорить с миром — о простом, но самом важном.
Макс Егоров поговорил с Женей о том, как он пришел в искусство и почему вода — его творческая стихия.
Женя, как ты пришел к искусству? Были ли моменты в жизни, которые заставили тебя выбрать путь художника?
Пожалуй, искусство было со мной всегда, я всегда интересовался художниками, изучал историю искусств, у меня был даже успешный образовательный проект для детей по искусству. Но отчего-то не разрешал себе непосредственное создание произведений искусства. Всё изменилось в эвакуационном рейсе из Сингапура в пандемию, именно тогда я решил стать художником, по приезду онлайн заказал холсты, кисти, краски, и вот я художник, это моя профессия, а творчество – главная на сегодня часть моей жизни.
Я заметил, что в твоих работах много тропического вайба. Эта природа живет в твоем воображении или есть где-то место на земле, которое питает тебя творческой энергией?
Я всегда был про воду, я родился на берегу широкого Амура (Волга у нас матушка, а вот Амур как раз батюшка), учился на берегу Японского моря, последние несколько лет меня поглотила история с нырянием на задержке дыхания. Сначала я прошёл обучение дайвингу, но быстро разочаровался в нём, мне хотелось быть частью водной стихии, стать условно "рыбой", так я пришёл к фридайвингу. Моим же местом силы стали тропические острова: в первую очередь Мальдивы, Сейшелы. Там я не задаюсь вопросами "Зачем я что-то делаю?", "Какой смысл, есть ли выгода?". Я просто живу, это странное состояние питает меня, в него я стремлюсь при любой возможности.
Почему ты считаешь, что в наше искушенное на искусство время, людям необходимо обратить внимание на твои работы?
Мне кажется, я про любовь и доброту – какие-то базовые вещи, без чего всё теряет смысл. Большинство так называемого "высокого" искусства в наше время про травмы или эпатажность, смакования максимально низкого – видимо так работают законы рынка (и это не хорошо, и не плохо), просто мне не близка идея вытаскивания из глубин тёмных пятен и выливания их на холст, хочется делиться светлым.
Что ты хочешь, чтобы люди чувствовали, глядя на твои работы?
Любовь и красоту, мне хочется, чтобы мои работы мягко воздействовали даже на телесность зрителя, для этого я много работаю над цветовой палитрой картины, плоскостями, мазком.
Что для тебя значит искусство? Это способ выразить себя, уйти от реальности или наоборот, соединиться с ней?
Было бы легко признать эскапизм в моих работах. Я, действительно, создаю во многом идеализированные кавайные где-то миры подводно-надводной стихии (уже не очень понятно, у меня все и под водой, а всё подводные обитатели живут в нашем мире). Но мне всё же кажется, что нет, я не сбегаю в холст, все мои персонажи берут начало из нашего мира, в каждом сюжете есть автобиографичная история, которая находит отклик у посетителей выставок моих картин.
Какую роль в твоем творчестве играет поиск смысла бытия, и требует ли твои работы от зрителя глубоких экзистенциальных размышлений?
При всей «кавайности» и внешне понятного сюжета моих произведений, я всегда озадачиваюсь вопросом экзистенциальности, принятием другого, того самого Второго в жизни, вопросы коммуникации, событийности двоих, а в конечном счёте и одиночества – вот что я исследую в своих произведениях.
Как твое творчество влияет на тебя и изменяет ли оно твое восприятие жизни?
О, самым непосредственным образом! Для меня как художника все мои картины – это терапевтические маркеры, по ним я познаю своё отношение к происходящему вокруг и со мной лично. В этом даже есть человеческий интерес: "Так, так, так, любопытно, а как эта история трансформируется на холсте?"
Что тебе сложнее всего в творческом процессе — начать, продолжить или закончить? Почему?
Нет, начать для меня определённо несложно, в голове просто сотни идей и визуальных решений, которые только ждут чистого холста. Сложность и самый классный момент где-то ближе к концу – у тебя ничего вроде не получается, но вот подступает и ты понимаешь, что всё сложится, и это прям переполняет энергией. Потом, конечно, валишься без сил, но ненадолго.
Есть ли в твоем творчестве место спонтанности, или ты больше полагаешься на структуру и план?
Самые первые свои картины я создавал с большой предварительной аналитической работой: тщательно прорисованный эскиз, не допускающий изменений, утверждённая с собой цветовая схема. Но сейчас я всё больше работаю непосредственно на холсте, его размер и форма многое задаёт, а иногда я позволяю спонтанности влиять на результат, всё больше раскрепощаю руку, выпускаю где-то дионисийское в себе, бросаю на холст краску, рисую непосредственно пальцами и всей кистью руки (хотя в таком меня и сложно заподозрить, глядя на мои картины))
Опиши свое состояние во время работы над картиной, какой ты в этот момент? Как настраиваешься на процесс? Как ты себя чувствуешь в процессе, в какой обстановке творишь, играет ли музыка, может быть включено кино или радио, или ты работаешь в абсолютной тишине? Это день или ночь?
Раньше это была всегда ночь, но на утро я удивлялся получившейся гамме из-за общей цветовой температуры в ночной комнате. Сейчас моё самое плодотворное время – утро после растяжки, приготовленного завтрака и прогулки с собаками. В процессе работы я практически не слушаю музыку, она сильно влияет на меня. Наверное, мне нужна тишина, иногда включаю аудиокниги, но и они, я заметил, могут изменять произведение. Вечером мягче рука ведёт кисть, с утра выше степень контроля, или говоря на языке кистей: вечером я скорее возьму круглую кисть покрупнее, днём – прямую и тоньше.
Как ты думаешь, может ли искусство изменить человека? Если да, то как?
Мне бы хотелось продолжать обманываться в том, что искусство и красота природы и творений рук человеческих, культура делают людей добрее, внимательнее, эмпатичнее.
Если сравнить твою жизнь до начала творческой деятельности и после, какие качественные изменения произошли?
Я позволил себе быть тем, кем являюсь и всегда был. Творчество освобождает. Мир наполняется смыслом. Быть художником сложно, но невероятно захватывающе – всё происходящее с тобой работает на создание произведений искусства. Решившись, наконец, стать художником я на самом деле наполнил свою жизнь чем-то очень важным.
Что ты порекомендуешь людям, которые только открывают для себя мир искусства в роли художника?
Я бы порекомендовал создать условия для эффективного производства произведений искусства. Как бы сейчас это излишне прагматично не звучало. Когда вы в апатии, у вас не покупают, вам кажется, вас не ценят, вы никому не интересны – поддерживайте свой организм в здоровом функционировании: максимально разнообразно и полезно питайтесь, поменьше алкоголя на вернисажах, как можно больше чистой воды, гуляйте на солнце, больше двигайтесь, даже если вы в творческом порыве и время улетает от вас за холстом, нельзя засиживаться, устраивайте регулярные разминки (купите спортивные часы с напоминанием об этом), высыпайтесь, вкладывайтесь в сексуальные отношения.
Наше тело – наш помощник для создания произведений искусства, оно должно быть здоровым, даже когда всё видится в негативе, проживите этот этап в заботе о своём теле. Кроме питания, спорта, окружайте себя только тем и теми, что и кто помогает в творческой энергии: путешествия, медитации, встречи с друзьями, общение с семьёй. А ещё будьте максимально включены в актуальную художественную среду, ходите на выставки и вернисажи, на концерты и в оперу. При любой возможности находите время на природу. Всё, что питает вашу творческую энергию, должно быть в вашей жизни, всё, что отбирает – постарайтесь минимизировать.
Редкий художник, и уж точно не начинающий, обеспечивает себя финансово художественной практикой, а значит ваша работа должна максимально способствовать аккумулированию творческой энергии. Я, например, езжу на Мальдивы оформлять отели своими картинами, создаю их непосредственно на островах, так я получаю практически арт-резиденцию в идеальной для меня мастерской. Вы можете создать для себя и своего творчества свои бизнес-модели.
В чем Сила искусства?
В способности влиять, удивлять, возбуждать и изменять.
Апрель 2025
_______________________________________
Если вы хотите рассказать о своем творческом опыте, присылайте свои истории в Telegram: https://t.me/maksygrv
_______________________________________
Больше о творчестве в ТГ-канале: https://t.me/o_sile_iskusstva