В недавнем обсуждении касательно воспитания детей мне на глаза попалась одна чудесная фраза, которая одновременно сняла огромный груз с моих плеч, и позволила увидеть мою ситуацию с дочкиным взрослением под совершенно другим углом.
Речь шла о том, допустимо ли принуждать ребенка делать что-то, вместо того чтобы часами-днями-годами объяснять, "договариваться" и убеждать. Ну что сказать, может каких-то сферических детей в вакууме и можно в чем-то убедить и "договориться", но это явно не о моем ребенке.
Приведу один пример (из множества). У нас уговор, что к моему приходу с работы уроки должны быть сделаны, полностью. Чтобы мне оставалось только проверить их и спокойно заниматься другими делами. Как вы думаете, сколько раз за год они РЕАЛЬНО были сделаны к моему приходу? Правильный ответ - ни разу! Зато была масса прочих вариантов:
1. К моему приходу уроки сделаны лишь частично, при мне что-то вяло делается еще час-два, потом проверка час-два (а там уже и спать пора, т.е. другой жизни считай что и нет)
2. К моему приходу ребенок только-только начинал что-то делать, т.е. мое появление являлось грустным напоминанием, что пора наконец приступать к урокам
3. К моему приходу не сделано вообще ничего, при этом миллион самых нелепых отговорок - не задали / задали то же что и в прошлый раз / задали, но не всем
Больше всего меня в этой ситуации убивало то, что просить, уговаривать, угрожать, наказывать было совершенно бесполезно. От слова "ноль". Единственное, что работало - ежедневный нудный неусыпный контроль и неослабевающая хватка. Когда ты не веришь не единому слову, и ежедневно с холодной головой и без лишних эмоций перепроверяешь все от и до. Словно тебя каждый день хотят "кинуть", а твоя задача - спокойно пресекать эти попытки.
Сказать, что мне такое претит до глубины души - ничего не сказать. Я всегда училась сама, и терпеть не могла чтобы кто-то совал нос в мои дела. И ошибочно перенесла эту модель на своего ребенка. А мой ребенок оказался.... совершенно ДРУГОЙ.
Настолько ДРУГОЙ, что с ним работают именно те методы, которые ни за что не сработали бы со мной, и которые я всегда в глубине души презирала. Я всегда говорила: "Невозможно против воли впихнуть в чужую голову знания" и вот я сижу битый час и контролирую "впихивание" истории, биологии и географии в голову своей "нехочухе".
Я говорила: "Если делать с ребенком уроки, он никогда не начнет их делать самостоятельно". Слушайте, вот ВООБЩЕ ничего не решает - с вами он делает уроки или без вас. Я до 5 класса вообще не подходила к ребенкиным урокам и все шло хорошо, пока не жахнул его величество пубертат.
Да и вообще я много еще чего говорила, пока мой ребенок был мал, мил и беспроблемен. Просто наступает этот адский переходный возраст, и все ваши навыки, опыт, знания, воспитание и прочее, что вы годами вкладывали в своего ребенка идет по бороде обнуляется. Вы будто снова получаете "чистый лист", и начинаете все заново. "Здравствуй, грусть! Давно не виделись!"
Я прошла все стадии принятия проблемы - и отрицание, и гнев, и торг, и отчаяние. Пока не смирилась с тем, что моего милого чудесного пухлощекого малыша у меня больше нет... Зато есть совершенно новый незнакомый человек - со своим характером, вкусами, заскоками, представлениями о прекрасном. И наша жизнь с этим человеком начинается с нуля, с чистого листа, с пересмотром абсолютно всех установок и правил, т.к. старые просто отсохли не работают.
"Так что же за магическую фразу ты услышала, женщина?" - спросите вы. "Что такого тебе сказали, что ты перестала себя грызть за тотальный контроль и наконец приняла его как данность?" И я вам отвечу. Это фраза: "Ребенок вырастет и не вспомнит, что его заставляли (учиться), а навыки и знания останутся".
Не могу вам передать свои эмоции - этой фразой человек мне словно все мои грехи отпустил) Я разрешила себе стать тем самым взрослым, которого я бы сама на дух не выносила в свои 13 лет. Я разрешила себе те методы и ту степень вмешательства в дела дочери, которые сама никогда бы к себе не применила и не потерпела бы. Потому что до меня наконец дошло - она не я, и то что работало со мной - с ней бесполезно.
Ну что поделать, если будучи подростком я уважала и ценила во взрослых людях все то, что ни в грош не ставит моя дочь (демократичный подход, предоставление свободы, безусловное доверие и тд). Она наоборот считывает это как слабость и бесхребетность. А то, что уважает и признает дочь (авторитарность, жесткий контроль, манипуляции, хитрость) - для меня всегда было запредельной бестактностью.
Так и живем: то, что ни на секунду "не зашло" бы мне, оказалось единственным рабочим методом с ДРУГИМ человеком - моим ребенком. Во фразе "мой ребенок - ДРУГОЙ человек" более весомой оказалась вторая часть. И всё это я осознала "в сегодня лет"))) Но ведь лучше поздно, чем никогда, правда же?)
А какие у вас были открытия, перевернувшие ваши представления о родительстве с ног на голову?
_____________________________________
Также см. статьи автора:
И не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья!