Tesla и ее основатель атакованы по всем фронтам
Владельцу крупного бизнеса лучше не заниматься политикой: не делать громкие заявления, не троллить оппонентов двусмысленными словами или жестами, не идти на госслужбу, а придя на нее, не брать на себя ответственность за заведомо непопулярные меры, затрагивающие сотни тысяч людей.
За прошедшие несколько месяцев 2025 года Tesla стала первым автоконцерном, столкнувшимся с целым шквалом направленных на подрыв его работы действий: от общественных протестов до вандализма на грани терроризма. Активисты атаковали ведущего производителя электромобилей (EV) и ранее, но после действий Илона Маска на посту главы DOGE, особенно массовых сокращений чиновников, прибой превратился в цунами.
На первый взгляд, оно достигло цели: потери Tesla и ее владельца огромны. Однако будем честны: акции компании рухнули не от бойкота или поджогов, а от новых тарифов на импорт; продажи просели от общего обвала спроса на ELV, а не от того, что кто-то потоптался у дилерского центра с плакатиком. Просто Tesla лидировала на рынке, и неизбежные процессы отразились на ней больнее и заметнее, чем на других.
Справка «ТБ». В апреле 2025 года состояние Илона Маска впервые с ноября 2024 года опустилось ниже 300 млрд долларов. Из-за обвала акций Tesla, потерявших по сравнению с декабрем более 50% стоимости и подешевевших до 214 долларов за акцию, Маск лишился почти 135 млрд долларов.
Сбросить Tesla с обрыва
Один из застрельщиков акций против Tesla Мики Ли сформулировал их стратегию так: «Если мы уничтожим бренд Tesla и обвалим цену акций до достаточно низкого уровня, то сможем заставить Маска продать свои акции, чтобы погасить миллиардные долги, сделанные при покупке Twitter. Это приведет Tesla к гибели».
Первые акции состоялись у офиса государственного кадрового агентства США и Минфина соответственно 3 и 5 февраля. Протесты увольняемых чиновников выглядели вяло. Зато к середине февраля, когда все оформилось в движение Tesla Takedown («низвержение» или просто «демонтаж» Tesla), дело пошло на лад: к увольняемым присоединились несколько экзальтированных конгресс-вумен, один губернатор, масса гражданских активистов, звезды кино и эстрады, политтехнологи и даже трансгендеры. Ближе к марту подтянулся миллиардер Джордж Сорос, пристегнувший к протестам финансируемую им НГО Indivisible и выделивший на это аж 8 млн долларов.
Параллельно Tesla Takedown запустила несколько акций: призывы к автовладельцам продать свои EV (якобы так поступили или намерены поступить 31% «участников опроса»), слив адресов владельцев автомобилей Tesla и сотрудников DOGE в интернет, пикеты у центров продаж.
Наибольший резонанс имели массовые акции у офисов и дилерских центров. На них явно повлиял опыт атак немецкими радикалами гигафабрики Tesla под Берлином прошлой весной: день за днем охрана привыкает к протестующим с плакатами и расслабляется, после чего следует нацеленная на символическую победу атака – проникновение на объект, повреждение машин, просто потасовку и прочее. Тут не нужны сотни тысяч: достаточно 300–350 человек. Столько обычно антимасковские акции и собирали.
Tesla Takedown провела всемирный день борьбы с Tesla 29 марта. Шума было много, подожженных и поврежденных машин тоже предостаточно, но в целом ожидания не оправдались. Заодно выяснилось, что, помимо активистов, к Takedown привлекалась оплачиваемая массовка, плохо понимающая, за что и против кого буча.
Героем соцсетей стал мужичок, державший плакат с мудреным словом «какистократия» («власть худших» по-древнегречески). Когда у него попросили пояснить про какистократию, желательно по-древнегречески, борец с Tesla замешкался, после чего развернул бумажку с заранее заготовленной шпаргалкой.
Но главный приз зрительских симпатий в соцсетях достался 33-летнему бодипозитивному афроамериканцу из Техаса по имени Демаркьюн Кокс. Сперва он выцарапал слово «Илон» на двух EV, а затем решил зайти по-крупному – попытался таранить на мини-квадроцикле Cybertruck. Никто не пострадал: у Cybertruck ударопрочные пуленепробиваемые двери из нержавеющей стали толщиной 1,8 мм.
«Гори-гори, Tesla, чтобы не воскресла»
Потом Tesla столкнулась с массовыми актами вандализма. Вот как описывает эту ситуацию в своем пресс-релизе от 21 марта ФБР: «С января 2025 года в 9 штатах про-
изошли инциденты, связанные с электромобилями Tesla. Эти инциденты включали поджоги, стрельбу и вандализм, нанесение граффити, выражающих недовольство теми, кого преступники считают расистами, фашистами или политическими оппонентами». ФБР рекомендовало гражданам быть начеку и чуть что звонить 911. Директор ведомства Каш Патель, а потом и президент Дональд Трамп назвали все это «внутренним терроризмом».
Стандартный способ сведения счетов с Tesla – подойти к дилерскому центру и написать на стене какую-нибудь гадость краской из баллончика. Например, задержанный в канадском Ванкувере мужчина с 1 января по 21 марта регулярно испещрял Tesla-центр непристойными надписями. Еще одна распространенная форма протестного вандализма – прокол шины и камень в стекло. Альтернативный вариант – поцарапать машину, как Кокс. Даже тут не обходится без жертв: например, 3 апреля в Ванкувере травму получила беременная женщина, в машину которой масконенавистники запустили камнем.
Теперь о куда более криминальных формах протеста. Это бомбардировка центров продаж или автомобилей коктейлями Молотова, выстрелы в окна дилерских центров, поджог зарядных станций и авто. Здесь лидирует Европа, а не США. Добавим сюда телефонный терроризм – ложные сообщения о заложенных бомбах или зажигательных устройствах.
Вершина вандально-пироманской пирамиды – сожжение автомобилей Tesla. Однако результаты поджогов и в Штатах, и в Европе пока скромные: количество подожженных машин редко превышает 15–20, сожженных – исчисляется единицами. Противопожарная сигнализация – великая штука.
«А что полиция?» – наверняка спросите вы. Ну, задерживает вандалов, если может. Общая статистика не ведется, хотя суммарно можно говорить о нескольких сотнях пострадавших EV и тысячах участников инцидентов.
Стоит отдать должное Маску: он решил обезопасить владельцев Tesla от вандализма, модифицировав функцию, включающую в режиме Sentry Mode при срабатывании сигнализации громкую музыку. Подробностей пока нет, но идея хорошая: оглушительная музыка либо отпугнет вандалов, либо поможет их задержать.
Иван ДУБОВЕЙ