Найти в Дзене

НИЗВЕРГАЯ ИЛОНА МАСКА

Tesla и ее основатель атакованы по всем фронтам

Владельцу крупного бизнеса лучше не заниматься политикой: не делать громкие заявления, не троллить оппонентов двусмысленными словами или жестами, не идти на госслужбу, а придя на нее, не брать на себя ответственность за заведомо непопулярные меры, затрагивающие сотни тысяч людей.

Электромобили горят у Tesla-центра в Лос-Анджелесе Fox
Электромобили горят у Tesla-центра в Лос-Анджелесе Fox

За прошедшие несколько месяцев 2025 года Tesla стала первым автоконцерном, столкнувшимся с целым шквалом направленных на подрыв его работы действий: от общественных протестов до вандализма на грани терроризма. Активисты атаковали ведущего производителя электромобилей (EV) и ранее, но после действий Илона Маска на посту главы DOGE, особенно массовых сокращений чиновников, прибой превратился в цунами.

На первый взгляд, оно достигло цели: потери Tesla и ее владельца огромны. Однако будем честны: акции компании рухнули не от бойкота или поджогов, а от новых тарифов на импорт; продажи просели от общего обвала спроса на ELV, а не от того, что кто-то потоптался у дилерского центра с плакатиком. Просто Tesla лидировала на рынке, и неизбежные процессы отразились на ней больнее и заметнее, чем на других.

Справка «ТБ». В апреле 2025 года состояние Илона Маска впервые с ноября 2024 года опустилось ниже 300 млрд долларов. Из-за обвала акций Tesla, потерявших по сравнению с декабрем более 50% стоимости и подешевевших до 214 долларов за акцию, Маск лишился почти 135 млрд долларов.

Сбросить Tesla с обрыва

Один из застрельщиков акций против Tesla Мики Ли сформулировал их стратегию так: «Если мы уничтожим бренд Tesla и обвалим цену акций до достаточно низкого уровня, то сможем заставить Маска продать свои акции, чтобы погасить миллиардные долги, сделанные при покупке Twitter. Это приведет Tesla к гибели».

Первые акции состоялись у офиса государственного кадрового агентства США и Минфина соответственно 3 и 5 февраля. Протесты увольняемых чиновников выглядели вяло. Зато к середине февраля, когда все оформилось в движение Tesla Takedown («низвержение» или просто «демонтаж» Tesla), дело пошло на лад: к увольняемым присоединились несколько экзальтированных конгресс-вумен, один губернатор, масса гражданских активистов, звезды кино и эстрады, политтехнологи и даже трансгендеры. Ближе к марту подтянулся миллиардер Джордж Сорос, пристегнувший к протестам финансируемую им НГО Indivisible и выделивший на это аж 8 млн долларов.

Параллельно Tesla Takedown запустила несколько акций: призывы к автовладельцам продать свои EV (якобы так поступили или намерены поступить 31% «участников опроса»), слив адресов владельцев автомобилей Tesla и сотрудников DOGE в интернет, пикеты у центров продаж.

Наибольший резонанс имели массовые акции у офисов и дилерских центров. На них явно повлиял опыт атак немецкими радикалами гигафабрики Tesla под Берлином прошлой весной: день за днем охрана привыкает к протестующим с плакатами и расслабляется, после чего следует нацеленная на символическую победу атака – проникновение на объект, повреждение машин, просто потасовку и прочее. Тут не нужны сотни тысяч: достаточно 300–350 человек. Столько обычно антимасковские акции и собирали.

Tesla Takedown провела всемирный день борьбы с Tesla 29 марта. Шума было много, подожженных и поврежденных машин тоже предостаточно, но в целом ожидания не оправдались. Заодно выяснилось, что, помимо активистов, к Takedown привлекалась оплачиваемая массовка, плохо понимающая, за что и против кого буча.

Героем соцсетей стал мужичок, державший плакат с мудреным словом «какистократия» («власть худших» по-древнегречески). Когда у него попросили пояснить про какистократию, желательно по-древнегречески, борец с Tesla замешкался, после чего развернул бумажку с заранее заготовленной шпаргалкой.

Обвинения Маска в фашизме легко уживаются с призывами выслать его из США как мигранта TheVerge.com
Обвинения Маска в фашизме легко уживаются с призывами выслать его из США как мигранта TheVerge.com
Неистовый Демаркьюн Кокс идет на таран оставшегося за кадром Cybertruck ktbs.com
Неистовый Демаркьюн Кокс идет на таран оставшегося за кадром Cybertruck ktbs.com

Но главный приз зрительских симпатий в соцсетях достался 33-летнему бодипозитивному афроамериканцу из Техаса по имени Демаркьюн Кокс. Сперва он выцарапал слово «Илон» на двух EV, а затем решил зайти по-крупному – попытался таранить на мини-квадроцикле Cybertruck. Никто не пострадал: у Cybertruck ударопрочные пуленепробиваемые двери из нержавеющей стали толщиной 1,8 мм.

«Гори-гори, Tesla, чтобы не воскресла»

Потом Tesla столкнулась с массовыми актами вандализма. Вот как описывает эту ситуацию в своем пресс-релизе от 21 марта ФБР: «С января 2025 года в 9 штатах про-

изошли инциденты, связанные с электромобилями Tesla. Эти инциденты включали поджоги, стрельбу и вандализм, нанесение граффити, выражающих недовольство теми, кого преступники считают расистами, фашистами или политическими оппонентами». ФБР рекомендовало гражданам быть начеку и чуть что звонить 911. Директор ведомства Каш Патель, а потом и президент Дональд Трамп назвали все это «внутренним терроризмом».

Стандартный способ сведения счетов с Tesla – подойти к дилерскому центру и написать на стене какую-нибудь гадость краской из баллончика. Например, задержанный в канадском Ванкувере мужчина с 1 января по 21 марта регулярно испещрял Tesla-центр непристойными надписями. Еще одна распространенная форма протестного вандализма – прокол шины и камень в стекло. Альтернативный вариант – поцарапать машину, как Кокс. Даже тут не обходится без жертв: например, 3 апреля в Ванкувере травму получила беременная женщина, в машину которой масконенавистники запустили камнем.

Теперь о куда более криминальных формах протеста. Это бомбардировка центров продаж или автомобилей коктейлями Молотова, выстрелы в окна дилерских центров, поджог зарядных станций и авто. Здесь лидирует Европа, а не США. Добавим сюда телефонный терроризм – ложные сообщения о заложенных бомбах или зажигательных устройствах.

Вершина вандально-пироманской пирамиды – сожжение автомобилей Tesla. Однако результаты поджогов и в Штатах, и в Европе пока скромные: количество подожженных машин редко превышает 15–20, сожженных – исчисляется единицами. Противопожарная сигнализация – великая штука.

«А что полиция?» – наверняка спросите вы. Ну, задерживает вандалов, если может. Общая статистика не ведется, хотя суммарно можно говорить о нескольких сотнях пострадавших EV и тысячах участников инцидентов.

Стоит отдать должное Маску: он решил обезопасить владельцев Tesla от вандализма, модифицировав функцию, включающую в режиме Sentry Mode при срабатывании сигнализации громкую музыку. Подробностей пока нет, но идея хорошая: оглушительная музыка либо отпугнет вандалов, либо поможет их задержать.

Иван ДУБОВЕЙ