Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Храмовая гора и Галилейское море: как сейчас выглядят Святые места

Вода, по которой ходил Иисус — теплая и чуть солоноватая. Домик апостола Петра в Капернауме сложен из ноздреватого вулканического туфа. А на Храмовой горе царит цепенящая торжественность и кажется, что все пристально смотрят друг на друга. Или это кто-то один смотрит сразу на всех? Хотите, воспринимайте эту публикацию как краткое цифровое паломничество по Святой земле, хотите — как экскурсию по памятным для всего человечества местам в Израиле. По форме это заметки туриста: не всегда четкие фото, но неизменно яркие впечатления. Долина Табха на северо-западном побережье озера Кинерет просто плавилась от жары. А в бенедектинской Церкви Умножения Хлебов и Рыб висела прохлада. Может это по контрасту, а может — маленькое чудо в напоминание о большом. Это библейский берег, здесь ты все время чуть в ожидании — а вдруг и со мной? «Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлеч
Оглавление

Вода, по которой ходил Иисус — теплая и чуть солоноватая. Домик апостола Петра в Капернауме сложен из ноздреватого вулканического туфа. А на Храмовой горе царит цепенящая торжественность и кажется, что все пристально смотрят друг на друга. Или это кто-то один смотрит сразу на всех?

Купол Скалы, 691 г., здесь и далее все фото — из телефона автора, кроме специально оговоренных случаев
Купол Скалы, 691 г., здесь и далее все фото — из телефона автора, кроме специально оговоренных случаев

Хотите, воспринимайте эту публикацию как краткое цифровое паломничество по Святой земле, хотите — как экскурсию по памятным для всего человечества местам в Израиле. По форме это заметки туриста: не всегда четкие фото, но неизменно яркие впечатления.

Табха и воды Галилейского моря

Долина Табха на северо-западном побережье озера Кинерет просто плавилась от жары. А в бенедектинской Церкви Умножения Хлебов и Рыб висела прохлада. Может это по контрасту, а может — маленькое чудо в напоминание о большом. Это библейский берег, здесь ты все время чуть в ожидании — а вдруг и со мной?

Церковь Умножения Хлебов и Рыб в Табхе, Израиль
Церковь Умножения Хлебов и Рыб в Табхе, Израиль

«Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.... и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Евангелие от Иоанна).

Христианская традиция говорит, что это было конкретно здесь — на площадке, которая теперь покрыта мозаикой 5 века. Современные исследователи согласны, что лучше места для сбора учеников не найти: в Табхе бьют целых семь источников и зелено («на том месте много травы»). Чуть поодаль на берегу — Вифсаида и Капернаум, первый опорный пункт проповедника Иисуса. Исследователи также отмечают, что чудо Умножения упомянуто во всех четырех Евангелиях. Явный знак, что эта сцена — эхо каких-то реальных событий.

Церковь, построенная в 5 веке над местом Умножения, к Новому времени лежала в руинах, но была восстановлена по историческим образцам — тогда же и нашли мозаики. Может, в даты христианских праздников здесь бывают посетители, но в июле я побродил вокруг мозаик в полной тишине. 

Я в этой публикации от греха убрал вообще всех людей с фотографий ИИ-редактором, но над кадрами из Табхи долго пыхтеть не пришлось.

Алтарь Церкви Умножения
Алтарь Церкви Умножения

И весь день тогда, помню, мелькало дежа вю: детство, лето, пионерлагерь на Черном море, поездка с отрядом на автобусе в какой-то краеведческий музей или на мемориальную артиллерийскую батарею... Вот так же стрекотали цикады. И не было ни мрамора с золотом, ни экскурсоводов с рупором и зонтиком, как в Иерусалиме: строго, тихо, но будто по-домашнему.

Оглядевшись, у кого бы спросить, я без спроса спустился на берег, где в свое время чинили сети Симон и брат его Андрей. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле — я сейчас уже на 213 метров ниже уровня моря, хотя ноги еще не промочил.

Берег озера Кинерет (Галилейское море, Тивериадское озеро), на котором Иисус повстречал первых учеников
Берег озера Кинерет (Галилейское море, Тивериадское озеро), на котором Иисус повстречал первых учеников

Площадь озера — 165 кв. км, глубина — до 45 м, а на глубине бьют теплые минеральные источники, обеспечивающие Кинерету бурное биоразнообразие. Особо ценится рыба Святого Петра (тиляпия, мушт, амнон) — у нее белое сладковатое мясо и терпимое для пресноводного создания количество костей. И сейчас из Кинерета добывают до 2 тыс т рыбы в год.

Рыба — символ христианства не только потому, что слово ΙΧΘΥΣ («ихтиос») есть также аббревиатура греческой фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». С проповедью справедливого переустройства мира сын Марии из Назарета пришел к тогдашним пролетариям — рыбакам.

Пришел, а там Симон с Андреем чинят снасти. Иисус предложил парням бросить сети и стать ловцами человеков. Богатевшие эллинистические города Ирода тогда высасывали из бедноты все соки. Симон с Андреем с радостью приняли зов.

Я потом заехал искупаться на общедоступный пляж с пыльными раздевалками. Вода, по которой Иисус ходил, а у Петра не вышло — чуть солоноватая и без торфяной кислинки, привычной в подмосковных водоемах. Дно каменистое, вода теплая — все это напоминает Абрау (курорты Краснодарского края не отпускают, как видите).

Капернаум и Белая Синагога

А в этом периметре Иисус впервые предстал не бродячим пророком, но Мессией — в глазах окружающих, конечно. Стены новые (3-5 века), но фундамент молельного зала площадью 20,4×18,65 м — тот самый, на котором стоял сын Марии в момент той памятной проповеди.

«Иисуса, стоящего посреди синагоги Капернаума и вещающего о Царстве Божьем, вдруг перебивает человек которого евангелия описывают как „одержимого нечистым духом“... Иисус тотчас же заставил его умолкнуть: „Замолчи и выйди из него“. В одно мгновение человек упал на пол, сотрясаясь в конвульсиях. Громкий крик вырвался у него изо рта. А потом он затих...», — так описывает ту сцену библеист Реза Аслан в книге «Zealot». — После этого молва об Иисусе не могла оставаться в пределах Капернаума. Новость о странствующем проповеднике распространилась по всей Галилее».

«Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, — рассказывает евангелист Марк. — При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям».

В 4 веке над домом Симона (который стал Петром) возвели восьмиугольную византийскую церковь, а в 20 веке францисканцы поставили над ней храм для всех конфессий. Поэтому, наверное, он решен в стилистике международного терминала аэропорта.

А две тысячи лет назад дошло до того, что страждущие начали разбирать крышу дома, чтобы прорваться к целителю. Пришлось Иисусу собрать вещи и отправиться в долгий путь, который и привел его однажды под Пасху на Храмовую гору.

Храмовая гора и Купол Скалы

Иудеи верят, что эта скала на Храмовой горе — краеугольный камень мироздания, поскольку именно с него Господь начал сотворение мира. Это сакральный центр Вселенной: именно сюда вонзается с неба Воля Божья (она же Слава, или «Шехина»), чтобы потом разойтись по всей Земле волнами, как от радиоточки.

Раньше Скалу накрывала Святая святых — самое сокровенное помещение Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета. Теперь над ней восьмиугольный Купол Скалы мусульман: с этого камня пророк Мухаммад совершил мирадж, ночное путешествие на семь небес и обратно.

Было все это или нет, но Храм Соломона и Храм Ирода стояли именно здесь, что подтверждает археология. А значит, под этим небом Иисус переворачивал столы менял, восклицая: «Дом мой домом молитвы наречен, вы же его делаете вертепом разбойников».

Сейчас здесь, как и всегда — очень красиво. И не оставляет ощущение, что кто-то на тебя внимательно смотрит. Может, это тебя ощупывают глаза мужчин и женщин в формах разных стран, патрулирующих этот периметр. А может, это та самая «Шехина», то есть, физически ощущаемое присутствие Божественной силы, о которой говорили еще первые книжники.

Храмовая гора, фото из открытых источников
Храмовая гора, фото из открытых источников

Иудеи обнесли эту гору стенами и разровняли участок, мусульмане построили на нем мечеть, а тамплиеры в недолгие годы Иерусалимского королевства служили в этой мечети мессы и помещали ее на свои печати. Всё в одном — может, Создатель такой географией намекает, что он один для всех народов, пусть и каждый называет его своим именем? А мы, как дети, просто ссоримся тут на Земле, кого из нас он больше любит?