Вода, по которой ходил Иисус — теплая и чуть солоноватая. Домик апостола Петра в Капернауме сложен из ноздреватого вулканического туфа. А на Храмовой горе царит цепенящая торжественность и кажется, что все пристально смотрят друг на друга. Или это кто-то один смотрит сразу на всех?
Хотите, воспринимайте эту публикацию как краткое цифровое паломничество по Святой земле, хотите — как экскурсию по памятным для всего человечества местам в Израиле. По форме это заметки туриста: не всегда четкие фото, но неизменно яркие впечатления.
Табха и воды Галилейского моря
Долина Табха на северо-западном побережье озера Кинерет просто плавилась от жары. А в бенедектинской Церкви Умножения Хлебов и Рыб висела прохлада. Может это по контрасту, а может — маленькое чудо в напоминание о большом. Это библейский берег, здесь ты все время чуть в ожидании — а вдруг и со мной?
«Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.... и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Евангелие от Иоанна).
Христианская традиция говорит, что это было конкретно здесь — на площадке, которая теперь покрыта мозаикой 5 века. Современные исследователи согласны, что лучше места для сбора учеников не найти: в Табхе бьют целых семь источников и зелено («на том месте много травы»). Чуть поодаль на берегу — Вифсаида и Капернаум, первый опорный пункт проповедника Иисуса. Исследователи также отмечают, что чудо Умножения упомянуто во всех четырех Евангелиях. Явный знак, что эта сцена — эхо каких-то реальных событий.
Церковь, построенная в 5 веке над местом Умножения, к Новому времени лежала в руинах, но была восстановлена по историческим образцам — тогда же и нашли мозаики. Может, в даты христианских праздников здесь бывают посетители, но в июле я побродил вокруг мозаик в полной тишине.
Я в этой публикации от греха убрал вообще всех людей с фотографий ИИ-редактором, но над кадрами из Табхи долго пыхтеть не пришлось.
И весь день тогда, помню, мелькало дежа вю: детство, лето, пионерлагерь на Черном море, поездка с отрядом на автобусе в какой-то краеведческий музей или на мемориальную артиллерийскую батарею... Вот так же стрекотали цикады. И не было ни мрамора с золотом, ни экскурсоводов с рупором и зонтиком, как в Иерусалиме: строго, тихо, но будто по-домашнему.
Оглядевшись, у кого бы спросить, я без спроса спустился на берег, где в свое время чинили сети Симон и брат его Андрей. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле — я сейчас уже на 213 метров ниже уровня моря, хотя ноги еще не промочил.
Площадь озера — 165 кв. км, глубина — до 45 м, а на глубине бьют теплые минеральные источники, обеспечивающие Кинерету бурное биоразнообразие. Особо ценится рыба Святого Петра (тиляпия, мушт, амнон) — у нее белое сладковатое мясо и терпимое для пресноводного создания количество костей. И сейчас из Кинерета добывают до 2 тыс т рыбы в год.
Рыба — символ христианства не только потому, что слово ΙΧΘΥΣ («ихтиос») есть также аббревиатура греческой фразы «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». С проповедью справедливого переустройства мира сын Марии из Назарета пришел к тогдашним пролетариям — рыбакам.
Пришел, а там Симон с Андреем чинят снасти. Иисус предложил парням бросить сети и стать ловцами человеков. Богатевшие эллинистические города Ирода тогда высасывали из бедноты все соки. Симон с Андреем с радостью приняли зов.
Я потом заехал искупаться на общедоступный пляж с пыльными раздевалками. Вода, по которой Иисус ходил, а у Петра не вышло — чуть солоноватая и без торфяной кислинки, привычной в подмосковных водоемах. Дно каменистое, вода теплая — все это напоминает Абрау (курорты Краснодарского края не отпускают, как видите).
Капернаум и Белая Синагога
А в этом периметре Иисус впервые предстал не бродячим пророком, но Мессией — в глазах окружающих, конечно. Стены новые (3-5 века), но фундамент молельного зала площадью 20,4×18,65 м — тот самый, на котором стоял сын Марии в момент той памятной проповеди.
«Иисуса, стоящего посреди синагоги Капернаума и вещающего о Царстве Божьем, вдруг перебивает человек которого евангелия описывают как „одержимого нечистым духом“... Иисус тотчас же заставил его умолкнуть: „Замолчи и выйди из него“. В одно мгновение человек упал на пол, сотрясаясь в конвульсиях. Громкий крик вырвался у него изо рта. А потом он затих...», — так описывает ту сцену библеист Реза Аслан в книге «Zealot». — После этого молва об Иисусе не могла оставаться в пределах Капернаума. Новость о странствующем проповеднике распространилась по всей Галилее».
«Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, — рассказывает евангелист Марк. — При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям».
В 4 веке над домом Симона (который стал Петром) возвели восьмиугольную византийскую церковь, а в 20 веке францисканцы поставили над ней храм для всех конфессий. Поэтому, наверное, он решен в стилистике международного терминала аэропорта.
А две тысячи лет назад дошло до того, что страждущие начали разбирать крышу дома, чтобы прорваться к целителю. Пришлось Иисусу собрать вещи и отправиться в долгий путь, который и привел его однажды под Пасху на Храмовую гору.
Храмовая гора и Купол Скалы
Иудеи верят, что эта скала на Храмовой горе — краеугольный камень мироздания, поскольку именно с него Господь начал сотворение мира. Это сакральный центр Вселенной: именно сюда вонзается с неба Воля Божья (она же Слава, или «Шехина»), чтобы потом разойтись по всей Земле волнами, как от радиоточки.
Раньше Скалу накрывала Святая святых — самое сокровенное помещение Иерусалимского храма, где хранились Скрижали Завета. Теперь над ней восьмиугольный Купол Скалы мусульман: с этого камня пророк Мухаммад совершил мирадж, ночное путешествие на семь небес и обратно.
Было все это или нет, но Храм Соломона и Храм Ирода стояли именно здесь, что подтверждает археология. А значит, под этим небом Иисус переворачивал столы менял, восклицая: «Дом мой домом молитвы наречен, вы же его делаете вертепом разбойников».
Сейчас здесь, как и всегда — очень красиво. И не оставляет ощущение, что кто-то на тебя внимательно смотрит. Может, это тебя ощупывают глаза мужчин и женщин в формах разных стран, патрулирующих этот периметр. А может, это та самая «Шехина», то есть, физически ощущаемое присутствие Божественной силы, о которой говорили еще первые книжники.
Иудеи обнесли эту гору стенами и разровняли участок, мусульмане построили на нем мечеть, а тамплиеры в недолгие годы Иерусалимского королевства служили в этой мечети мессы и помещали ее на свои печати. Всё в одном — может, Создатель такой географией намекает, что он один для всех народов, пусть и каждый называет его своим именем? А мы, как дети, просто ссоримся тут на Земле, кого из нас он больше любит?