Привет, дорогие! Мы в редакции tvcenter.ru просто влюбились в историю знакомства и романтических ухаживаний одного из самых загадочных и талантливых актеров советского кино — Олега Даля. Недавно в наши руки попала книга Ирины Кравченко «Актеры советского кино», и там такие детали, что мурашки по коже! Сегодня делимся с вами этой невероятной историей любви, которая началась... с капота милицейской машины.
Первая встреча: монтажная «Ленфильма» и конкуренция с Довлатовым
Знаете, в советские времена на «Ленфильме» среди сотрудниц монтажной мастерской существовал неписаный закон: в актеров не влюбляться! Но судьба решила иначе для Елизаветы Эйхенбаум (по отцу Апраксиной) — тоненькой красавицы с глазами, словно переливающимися через края.
Их первая встреча произошла во время съемок «Короля Лира», где Лиза работала монтажером. Олег играл в фильме Шута — того самого, про которого режиссер Григорий Козинцев писал:
«мальчик из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее. У него детские вымученные глаза».
Но вы не поверите! В момент знакомства с Далем за Лизой ухаживал... Сергей Довлатов! Да-да, тот самый писатель. И Лиза отвечала ему взаимностью. Олег появился в монтажной «Ленфильма», забежал на студию, посидел в уголке, читая сценарий, а потом так же стремительно убежал. Лиза не удивилась, что он такой — живущий своей жизнью, отъединенный.
Букет с капота милицейской машины
А теперь — самое интересное! Однажды вечером у Лизы дома сидел Довлатов. Они жарили мясо и пили водку. Вдруг позвонил Олег и попросил разрешения прийти. Представляете эту картину? Два поклонника весь вечер пытались пересидеть друг друга!
В какой-то момент Лиза вызвала Олега в коридор и предложила ему уйти вместе с Сережей, а затем самому вернуться. Он сердито посмотрел на нее, но послушался. Олег с Довлатовым ушли вместе, а потом Даль позвонил из автомата и строго спросил:
«Ну и что ты скажешь?»
Лиза просто ответила:
«Приходи».
И он пришел!
Но вот что действительно покорило сердце Лизы. За что-то задержанный милиционерами, Олег упросил их завернуть к дому Лизы. И представ перед ней сидящим на капоте милицейской машины с букетом в руках! Можете себе представить? Конечно, Лиза выдала ему гневную отповедь, но на следующий день Даль по выходе из отделения явился опять же с цветами к Лизе домой и на коленях умолял простить.
Как пишет Ирина Кравченко, Даль «пересидел» Лизиного «ухажера» Сережу Довлатова и тогда же сделал любимой предложение. Вот это настойчивость!
«Если ты моя жена, поймешь»
Рано утром, перед отъездом в аэропорт (Олег улетал с театром «Современник» на гастроли в Ташкент и Алма-Ату), он предложил разбудить Лизину маму, чтобы попросить у нее руки дочери.
«Мы должны зарегистрироваться, так как будем много ездить и жить в гостиницах. Я не хочу, чтобы нас селили в разных номерах»,
— заявил Олег.
Это было в мае 1970 года, а уже 27 ноября того же года они стали мужем и женой.
Интересно, что Лиза не собиралась менять свою девичью фамилию, но в загсе Олег так строго на нее посмотрел и засиял, как ребенок, когда она согласилась стать Даль.
Олег был очень требовательным мужем.
«Если ты моя жена, поймешь»,
— говорил он.
Только один раз он указал ей на ее «бабье место», когда они, пожив в Питере, переехали в Москву. Он просил ее бросить работу, потому что «служа мне», — это он правильно выразился, — принесет больше пользы кино. Лиза оставила монтажную, тем более что муж обеспечивал, и вспоминала потом, что с тех пор, как они стали жить вместе, у него, бродяги, появилось чувство дома.
Две мамы для Даленка
Мы в редакции просто растаяли, когда узнали, что у Олега было две мамы! Одна, Павла Петровна, напоминала строго, чтобы, когда ее не станет, сын не забывал платить за квартиру, и пекла его любимые пироги с картошкой. Вторая же — на самом деле теща, «Олечка», как называл ее зять, — не менее трогательно о нем заботилась.
Ольга Борисовна Эйхенбаум, мама Лизы, сразу полюбила Олега.
«Он мне понравился с первого взгляда. Удивительные глаза... Когда я на него первый раз посмотрела, то сказала себе: "Ну вот, пропала моя Лиза!"»
— рассказывала она.
Свою обожаемую тещу Даль называл Олей, Олечкой. Так же стала звать свою маму и Лиза. Еще Олег Даль называл своих женщин Старшая и Младшая Кенгуру. Называл без ехидства и злости — по-доброму.
«Почему кенгуру?»
— спросили как-то Елизавету.
Она рассмеялась в ответ:
«Наверное, потому, что мы сумки таскали очень тяжелые».
Жизнь с гением: «Предрекаю тебе муку от меня неимоверную»
Быть женой талантливого артиста всегда нелегко, тем более артиста такого склада, как Олег Даль. Он был «неудобным» актером и человеком — чересчур честным, чересчур принципиальным, чересчур прямым. Даль не уживался ни с кем, уходил из театров и от режиссеров, прерывал съемки, пил.
«Почему я вышла за Олега, хотя видела, что он сильно пьет? С ним мне было интересно. Мне было уже 32 года, и я думала, что справлюсь с его слабостью. Каким-то внутренним чувством ощущала: этого человека нельзя огорчить отказом...»
— говорила Елизавета.
Первые годы их семейной жизни были особенно трудными: Даль очень сильно пил, потом стал «зашиваться» и мог подолгу не пить, потом снова срывался.
«Тогда Олег пил всерьез, и я не могла к этому привыкнуть, не могла справиться, — вспоминала Елизавета. — Справлялась в основном моя мама, которая его обожала с самого первого дня, — и он ее тоже».
Но несмотря ни на что Олег и Лиза почти не ссорились — во многом благодаря Лизиному терпению, ее умению прощать. Лишь поначалу она обижалась, когда муж, даже будучи трезвым, в бешенстве срывал на ней злость. Потом она поняла, что весь этот гнев к ней не относится, что Олегу просто надо выплеснуть эмоции, освободиться от них.
Письма любви и забота о «своих женщинах»
В редкие дни разлук они писали друг другу трогательно-ироничные письма, где в каждом слове читалась неизбывная тоска друг по другу и бесконечное признание в любви.
Он любил хорошую обувь и никогда не появлялся на улице в грязных ботинках. А еще после множества творческих встреч со зрителями любил приехать домой и, достав из карманов целую кучу денег, артистично веером бросал купюры на пол, радостно сообщая «своим женщинам», что они могут себе ни в чём не отказывать. Он гордился своей ролью главы семьи и старался сделать жизнь близких счастливой.
Встречи в аэропорту и кефир
Однажды Лиза собиралась к маме, жившей тогда еще в Ленинграде, а муж с утра был недоволен и недоступен, даже «до свидания» не сказал. Всю дорогу до аэропорта Лиза плакала. Там взяла в буфете кефир, села за столик, налила кефир в стакан, отвлеклась, а когда повернулась — стакана не было. Подняла глаза — сидит напротив Олег, ее стакан в руках вертит, а глаза мокрые. В тот момент все в нем переплелось — лицедейство с жизнью, и не оттого ли были его слезы счастливые?
Десять лет счастья и трагедии
Вместе они прожили десять нелегких, трагических и счастливых лет, в которых было все: радость и умиротворение, ссоры и обиды, встречи и расставания. Годы, прожитые вместе с Далем, Елизавета считала «самым большим подарком Судьбы».
Долгое время супруги надеялись на рождение ребенка. Олег ведь с юности тянулся к детям и всегда с ними ладил. Но сложилась какая-то странная ситуация: врачи говорили, что и Олег, и Лиза совершенно здоровы, но беременности просто не наступало. В конце концов они смирились.
Правда, однажды чуть не усыновили ребенка из детдома. Но в последний момент Олег засомневался:
«Кто знает, с какими генами, наклонностями окажется малыш? И сумеешь ли ты с ним справиться одна, если со мной что-то случится?»
Так и не решились.
Очень многое в жизни Олега было связано с предчувствием раннего ухода. Он часто веселил Лизу, импровизируя, разыгрывая сценки. Особенно смешно ему удавалось изобразить старика: Даль охал, шаркал, просил помочь, подать, принести. Так смеяться над старостью может себе позволить только человек, который знает, что никогда не состарится…
Что осталось за кадром
Мы в редакции tvcenter.ru не перестаем удивляться, насколько сложными и многогранными были отношения этих двух людей. Елизавета называла Олега «человеком без кожи» — настолько он был чувствителен к миру вокруг. Он не был отмечен ни одной из кинематографических наград. С горькой иронией Олег Даль называл себя не народным, а «инородным» артистом.
Но женщина, предназначенная ему судьбой, любила не «вопреки чему-то» и не «за что-то» — она просто любила и была счастлива от того, что ее любовь взаимна.
Их история — это не просто рассказ о красивых ухаживаниях с букетами на капоте милицейской машины. Это история о том, как важно найти человека, который примет тебя целиком, со всеми недостатками и странностями. Который будет любить не «несмотря на», а «вместе с». И который сделает твой дом — настоящим домом.
А вы верите в такую любовь? Делитесь в комментариях!
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!