Найти в Дзене
Живописные истории

Франтишек Купка. Краткая биография и его «Диски Ньютона. Этюд к Фуге в двух цветах»

Наряду с Василием Кандинским (1866–1944), Казимиром Малевичем (1878–1935) и Питом Мондрианом (1872–1944) Франтишек Купка (1871–1957) считается одним из великих пионеров абстракции, появившейся в начале 1910-х годов. В их работах, за исключением работ Кандинского до начала 1920-х годов, использовались геометрические формы, чтобы отойти от представления объектов в пользу выражения их внутренней жизни, их духовных или философских убеждений и чаще всего возвышения цвета. Долгое время недооцененный, Франтишек Купка сегодня признан одним из величайших мастеров абстрактного искусства. Родом из небольшого городка в Восточной Богемии, которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, он открыл для себя живопись как самоучка, а затем посещал уроки рисования в местной художественной школе. В 1889 году Франтишек поступил в Академию изящных искусств в Праге, где посещает мастерскую религиозной живописи, руководимую художником из группы Назарейцев — художников, пропагандирующих возвращен
Оглавление

Наряду с Василием Кандинским (1866–1944), Казимиром Малевичем (1878–1935) и Питом Мондрианом (1872–1944) Франтишек Купка (1871–1957) считается одним из великих пионеров абстракции, появившейся в начале 1910-х годов.

В их работах, за исключением работ Кандинского до начала 1920-х годов, использовались геометрические формы, чтобы отойти от представления объектов в пользу выражения их внутренней жизни, их духовных или философских убеждений и чаще всего возвышения цвета.

Работа Казимира Малевича
Работа Казимира Малевича

Биография

Долгое время недооцененный, Франтишек Купка сегодня признан одним из величайших мастеров абстрактного искусства.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

Родом из небольшого городка в Восточной Богемии, которая тогда входила в состав Австро-Венгерской империи, он открыл для себя живопись как самоучка, а затем посещал уроки рисования в местной художественной школе.

В 1889 году Франтишек поступил в Академию изящных искусств в Праге, где посещает мастерскую религиозной живописи, руководимую художником из группы Назарейцев — художников, пропагандирующих возвращение к невинности и чувствительности.

Затем он поступает в Академию изящных искусств в Вене в 1892 году.

Именно в это время он формирует свою личную культуру: читает Платона,
Гёте, Шопенгауэра, интересуется астрономией, химией, естественной историей. Становится вегетарианцем и занимается физической культурой.

Автопортрет
Автопортрет

Эти устремления художника приводят его в 1896 году в Париж, где Купка зарабатывает на жизнь как иллюстратор для таких журналов, как «L’Assiette au beurre», а также для кабаре, для которых он разрабатывает афиши, вдохновляясь
работами своего соотечественника
Альфонса Мухи (1860–1939), с которым он подружился.

-4

В 1906 году он встречает братьев Дюшан и группу Пюто, которые знакомят его с кубизмом.

Этот стиль сначала вызывает у него энтузиазм и влияет на его живопись, но художник быстро остывает к нему, считая кубизм лишь "ещё одной интерпретацией" реальности.

Купка предпочитает черпать вдохновение из научных образов, что приводит художника к абстракции.

И начиная с 1911 года, его картины освобождаются от какой-либо отсылки к миру предметов.

-5

Чуть позже к этому подходу присоединились другие художники, такие как Пит Мондриан, Жорж Вантонгерло (1886–1965) и Огюст Эрбен (1882–1960).

Вместе с ними он участвовал в многочисленных выставках абстрактного искусства и основал в 1931 году, совместно с некоторыми из них, ассоциацию Abstraction-Création.

Фото из Википедии
Фото из Википедии

И, несмотря на отсутствие институционального признания, оставался до своей смерти в 1957 году одним из самых креативных художников парижской художественной сцены.

Диски Ньютона. Этюд к Фуге в двух цветах, 1911/12 гг.

Оригинальное и очень личное, искусство Купки черпает вдохновение в научных образах, наблюдениях под микроскопом, телескопом и рентгеновских лучах, которые являются одними из главных источников его творчества.

-7

Этот предварительный набросок для более крупного произведения берет за отправную точку диск, изобретенный Исааком Ньютоном в конце XVII века.

-8

Этот диск, покрытый семью цветами — красным, оранжевым, жёлтым, зеленым, синим, синим и фиолетовым — призван продемонстрировать, что белый свет представляет собой комбинацию цветов радуги. При быстром вращении он кажется белым.

Чтобы воплотить эту идею синтеза через движение, Купка рисует несколько дисков разных цветов, которые накладываются друг на друга и пересекаются.

Благодаря иногда очень заметным мазкам краски, различиям между формами и цветами, впечатлениям от движения вперед и назад, создаваемым контрастами, эти диски кажутся наполненными вибрациями, как будто они живые.

Такова функция абстракции у Купки: стимулировать восприятие и через него сознание зрителя, чтобы вызвать жизнь.

Картина имеет размер 49,5 x 65 см.

Увидеть её можно в Центре Помпиду в Париже.

-9