Найти в Дзене
Вестник Демократии

Сокращение летних каникул в России: жертва во имя скреп или же страх партии перед молодежью?

В России обсуждают очередную «прорывную» инициативу: готовится проект о сокращении летних каникул для школьников. Да, те самые каникулы, которых школьники веками ждали весь год, теперь собираются существенно порезать. Зачем? Вопрос, в действительности, не настолько однозначный, как могло бы показаться на первый взгляд. Порезать летние каникулы - идея весьма радикальная. И мало того, что живем в эпоху сказочных перемен, так каждый еще и норовит добавить что-нибудь этакое от себя. Инициаторы же данного ноу-хау объясняют свою инициативу тем, что якобы летом у отдыхающих детей повышается травматизм, а от слишком долгого отдыха дети забывают школьную программу и теряют рабочий настрой. Также в пример приводится опыт западных стран, в которых летние каникулы сокращены для оптимального обучения. Все это, конечно, может показаться убедительным, и, как знать, может быть все это так и есть. Но стоит ли оно того, чтобы забирать у детей значительную часть их детства? А кроме того, все ли так одн

В России обсуждают очередную «прорывную» инициативу: готовится проект о сокращении летних каникул для школьников. Да, те самые каникулы, которых школьники веками ждали весь год, теперь собираются существенно порезать. Зачем? Вопрос, в действительности, не настолько однозначный, как могло бы показаться на первый взгляд.

  • Чем объясняют необходимость данного нововведения?

Порезать летние каникулы - идея весьма радикальная. И мало того, что живем в эпоху сказочных перемен, так каждый еще и норовит добавить что-нибудь этакое от себя. Инициаторы же данного ноу-хау объясняют свою инициативу тем, что якобы летом у отдыхающих детей повышается травматизм, а от слишком долгого отдыха дети забывают школьную программу и теряют рабочий настрой. Также в пример приводится опыт западных стран, в которых летние каникулы сокращены для оптимального обучения.

Все это, конечно, может показаться убедительным, и, как знать, может быть все это так и есть. Но стоит ли оно того, чтобы забирать у детей значительную часть их детства? А кроме того, все ли так однозначно в этих аргументах.

Возьмем, к примеру, «повышенный травматизм». Когда я учился в школе, то летние каникулы я проводил весьма активно: занимался спортом, много гулял на улице, ездил в деревню и тд. Но каких-либо травм, несовместимых с жизнью, так ни разу и не приобрел. А также я не помню таких случаев, чтобы кто-то из моих многочисленных знакомых сколько-то серьезно пострадал во время летних каникул. Конечно же, статистика травм на летних каникулах наверняка возрастает, но это вряд ли можно приравнять к чему-то массовому и угрожающему национальной безопасности. К примеру, завозите поменьше мигрантов, и местных школьников будут меньше избивать их дети или реже приставать дяди из другой страны.

Или, к примеру, в прессе стали появляться сообщения о том, как у школьников на уроках ОБЖ взрываются в руках гранаты, или что-нибудь еще в этом роде. Так не лучше ли сократить всю эту ОБЖ-кампанию, вместо того, чтобы пытаться вернуться в «советское прошлое»?

А какая обстановка в сегодняшних школах, вы хотя бы задумывались? Постоянные избиения, травмы, отравления и тп. Поэтому детям находиться в современной российской школе не очень-то безопасно. Подробнее об этом читайте на моем канале в рубрике «Школа смерти»:

Поэтому если вы действительно обеспокоены безопасностью для жизни и здоровья детишек, то придумайте лучше, как повысить уровень жизни в России. Что, не получается? Ну так отмена летних каникул тоже не спасет от проблем. Потому что начинать надо с действительно важных и базовых вещей, а не гоняться за всякой мелочевкой и не пытаться найти каких-то легких решений для сложных проблем.

Если же говорить о потере навыков, то летний перерыв действительно приводит к небольшому откату. Но школа - это, отнюдь, не панацея образования: за исключением редких случаев гениальных детей, подавляющее большинство учеников (процентов так 98) просто зазубривает половину предметов, которые не совпадают с их личностным складом или с их интересами. Так, например, гуманитарии плюются от математики, и наоборот. Плюются, но зубрят, чтобы получить хорошую оценку. А после попросту забывают все это навсегда.

Но тут на сцену выходит наша нетленная скрепа о «самом лучшем в мире советском образовании». Смысл этой скрепы такой: если ребенок ходит на все предметы, какие только можно придумать, значит он, выходя из «советской школы», становится ходячей энциклопедией знаний, постигшим все науки в совершенстве, и западные системы нам только завидуют. Они там все тупые и неграмотные, а наше образование делает детей гениальными. И с каким умилением рассказывают этот миф люди, не знающие ничего ни о химии, ни о физике, ни о математике, ни о биологии и тд. Но мифология - это сильная штука. Помнишь, где Африка на глобусе находится? Молодец, географию выучил. Знаешь, сколько будет 2х2? Все, не зря на математику в школе ходил. Пестик-тычинка помнишь? Все, считай, что биологию постиг. А черчение-то какая скрепа наша незабвенная, с каким вожделением вернули недавно черчение в школьную программу, чтобы было «как в СССР».

Научный факт. За исключением очень редких гениальных индивидов, никто не может знать все предметы, и даже половину из них. Для общего развития, конечно, полезно иметь представление о разных сферах жизни, но хорошие оценки по всем предметам - это фикция.

Но нет, образование для нас важнее, чем наука. Поэтому если вместо каникул ты сидел и читал «Войну и мир», и прочитал ее до конца, то значит практически уже медалист и вундеркинд. И преисполнился не только тотального знания всех предметов, но также и жизненной мудрости и глубинной духовности. А вы вот возьмите, к примеру, и уберите это произведение из обязательной программы, чтобы не мучить детишек этой скрепой вашей. Ну пошатнется ваша скрепа немножко, зато детишки меньше будут загружены ненужной им информацией. Или поучат что-нибудь другое, что им интересно, и не будут себе стрессовые заболевания с детских лет наживать.

Так мало им школьной нагрузки - «добрые» взрослые еще и полы их после уроков хотят заставить мыть. Чтобы окончательно доломать адекватных детей. А потом начинают рассказывать про утомляемость, про перегруженность и травматизм.

К тому же, если сравнивать с западными системами, то у них там нет такого холодного климата, как в России. Нет холодной российской зимы. А в иных российских регионах, между прочим, лето и месяц даже не длится. И только выходит ребенок из школы на летние каникулы - как сразу же зима наступает. Вот и отдохнули. Как в старом советском анекдоте (один из его вариантов):

Приходит нетрезвый Вовочка на урок, а учительница его и спрашивает:
- Вовочка, какое сейчас время года?
- Лето, Марьиванна, - отвечает ей Вовочка.
- Ну какое же это лето - снег идет, метель, снеговиков лепят.
- Да вот такое вот [фиговое] лето, - отвечает Вовочка.

Вобщем, все это, конечно, очень индивидуально и субъективно. Но лично мне почему-то кажется весьма сомнительным, что кто-то действительно озаботился повышением качества образования в России. И есть у меня такое подозрение, что дело тут вовсе не в чьем-то желании получать на выходе очень грамотную молодежь, а просто кое-кто очень сильно не хочет, чтобы юное поколение оставалось без присмотра системы, и чтобы у российских детей оставался избыток свободное времени. Ведь в это время дети будут общаться друг с другом. Или сидеть в своих телефончиках, а потом рассказывать друг другу разные идеи. Поэтому нужен постоянный контроль и надзор, чтобы не собирались на улицах без присмотра учителей по ОБЖ, не обсуждали какие-нибудь идеи из интернета, и тп.

Часть времени дети потратят на отдых, затем часть на игру. И далее, появляется избыток свободного времени, когда наигравшись, дети смогут проявить интерес, например, к политическим вопросам. А в России ведь до сих пор еще нет настоящего железного занавеса.

Так что вы - как хотите, а не верю в искренность таких намерений. Ну и, в конце концов, счастливый период детства проходит очень быстро. А по-настоящему осмысленные знания и навыки человек приобретает не в школе, а в более старшем возрасте. Но обреченность заключается в том, что в российских ВУЗах и колледжах такая же неучебная обстановка, как и в начальных «школах смерти». Так что, возможно, сокращение летних каникул и могло бы как-то поспособствовать улучшению качества образования в России (или, может быть, нет), но победить российскую безысходность какими-то простыми решениями все равно не получится, и населению России все это никак не поможет.

Поэтому каждый раз, когда я читаю об очередной инициативе из разряда «давай покрасим холодильник в желтый цвет, он красным был, он белым был, а желтым - нет», я стараюсь не упустить очередную возможность проявить немного иронии по этому поводу.

В Новосибирске дети мигрантов жестоко избили 5-классника, который провожал одноклассницу после школы. Семья мальчика удивлена произошедшим.
Вестник Демократии6 октября 2023
Мигранты-подростки избили российского школьника, но российский суд — самый гуманный суд в мире. Проблема права для россиян.
Вестник Демократии4 июня 2023
Непростая судьба детей в "русском мире". | Вестник Демократии | Дзен
Образование. | Вестник Демократии | Дзен