Найти тему
Вестник Демократии

Депутаты хотят проверять учителей на политпригодность.Алексей Диденко предлагает сделать политические чистки педагогов стандартной практикой

Депутат Госдумы Алексей Диденко заявил о том, что необходимо тщательно проверять российских педагогов на предмет их соответствия идеологической линии «государственной патриотической идеологии». Должность депутата в Думе - Председатель комитета Государственной Думы по федеративному устройству. Согласно данным Википедии, с 30 марта 2022 года он является первым заместителем Руководителя Центрального аппарата ЛДПР. В своем интервью НСН (Национальная служба новостей) депутат сделал следующее заявление:

«Нужно смотреть на взгляды товарищей, которые учат наших детей. Они должны нести государственную патриотическую позицию в интересах нашей страны. Если у кого-то есть отличная позиция от позиции Российской Федерации, обеспечивающей образование, которая платит зарплату, то они могут прекратить преподавание и заняться политической деятельностью. Могут партии создавать, движения. При возникновении диссонанса надо делать выбор - оставаться в профессии, или заниматься чем-то еще, печь пирожки. Нельзя процесс образования смешивать с деструктивной пропагандой. Свою позицию нужно транслировать в узком кругу, а если не держится за работу зубами, то надо менять профессию, особенно в такое непростое время».

Прежде всего, надо разобраться, о чем идет речь. Поскольку Диденко призывает «несогласных» учителей «создавать партии», то становится очевидно, что речь не идет о таких «убеждениях и взглядах», которые нарушают законодательство РФ. Следовательно, возникает вопрос интерпретации, можно ли это понимать так, что притеснения учителей предлагается делать за такие политические «убеждения и взгляды», которые отличаются от мнения правящей группы? Ну что же, вот мы и дожились до того момента, когда начались призывы «смотреть на взгляды товарищей». Что дальше? Гулаги для педагогов? Создание полевых педагогических «троек», которые будут разъезжать на черных волгах по школам?

Казалось бы, рудименты архаичности не могут стать вновь привлекательными в нашем 21 веке, но нет, призывы снова звучат, и наверняка еще есть желающие начать массовые репрессии. Но поскольку хочется быть «хорошими», то продвигаются такие идеи не сразу, а постепенно, и в завуалированных формах. Духовность, знаете ли, надо соблюдать.

И конечно же, все начинается с проверок. По сообщению издательства СНС, замруководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко предложил Рособрнадзору провести в российских учебных заведениях проверку корректности преподавания предметов с политической точки зрения. Опять же, некоторые формулировки таковы, как будто бы речь идет не только законах, а еще и о неких «политических стандартах», и это принципиально важный момент. Образованные люди хорошо понимают, сколько новых проблем могут принести российскому обществу подобные начинания. Так, например, член Совета межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий начал «бить тревогу». Он заявил, что преподавание в школах ведется в строгом соответствии с законами РФ и осуществляется полностью согласно образовательным стандартам, а депутаты зачастую не имеют понимания специфики преподавания. Луховицкий ссылается на верховенство закона и образовательных стандартов, указывая тем самым, что любые формулировки о «политической корректности» являются не приемлемыми, подчеркивая так же, что педагогические коллективы в российских школах не являются «рассадником преступности»:

«Учителя в российских школах работают в строгом соответствии с федеральными государственными стандартами (ФГОС), в том числе по предмету «История». Все, что прописано в ФОГС, есть в учебниках, программах и алгоритмах преподавания предметов. … Какое отношение и понимание к преподаванию какого-либо предмета имеют депутаты? Для меня странное явление, когда депутаты проверяют или организуют проверки школ. Основанием для проверки должно быть что-то более серьезное, чем какие-то жалобы родителей. Надеюсь, что это, как часто бывает, простое напоминание о себе уважаемого депутата. Если депутаты хотят поменять ФОГС, то пусть принимают законы».

Реакция Всеволода Луховицкого вполне оправдана, ведь любой грамотный человек понимает, какие беды для всего общества несут в себе инициативы о "проверках" и "политических линиях партии". Поэтому, если есть нарушения каких-либо законов, тогда должна быть произведена проверка соответствующими органами. Все прочие «рейды» на «политсоответствие», осуществляемые в любых других целях, кроме юридических — это уже нечто из ряда вон выходящее. Если учитель нарушил закон и общественный порядок - это одно, а если учитель имеет взгляды, отличные от идей "великого императорского двора" - то это совсем другое, и здесь должно быть четкое обозначение позиции, а не так, как это формулирует господин Диденко.

Сам же автор подобных инициатив — высокопставленный депутат Госдумы и член ЛДПР Алексей Диденко — то ли случайно, то ли намеренно, комбинирует свои фразы таким образом, чтобы размывалась четкая грань, чего же все-таки он требует: соблюдения законов и образовательных стандартов, или же все-таки политических зачисток среди педагогов. Это не совсем понятно по причине именно расплывчатости его формулировок. Тезисы о «личном мнении, точках зрения и политических позициях» он комбинирует с обвинениями в незаконных призывах, в осуществлении запрещенной пропаганды, да еще и намекая на якобы массовый характер этого явления в российских школах. Становится непонятно, то ли у нас собираются строить лагеря для учителей, то ли у нас действительно во все школы массово внедрились пропагандисты запрещенных идеологий. Поэтому и возникает вопрос, в чем настоящая суть данной инициативы: пресечь нарушения российских законов, или все-таки внедрить насильственное насаждение идеологии.

Разумеется, в школах не должно быть призывов к оправданию преступных идеологий, к нарушению конституции РФ, равно как и любых других призывов к любым другим нарушениям законов. И если депутаты хотят исполнения закона и соблюдения учебных стандартов от учителей, тогда они и должны говорить о законах, а не о личном мнении или «политической корректности». А если депутаты хотят, чтобы учителя стали персональными пропагандистами правящей партии, то пусть скажут об этом открыто. Но та же самая конституция говорит нам о том, что цензура в России не допустима. Статья 29 Конституции РФ гласит:

29.1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

29.3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

29.4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

29.5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

И теперь еще раз вспомним формулировку депутата о том, что «нужно смотреть на взгляды товарищей, которые учат наших детей. Они должны нести государственную патриотическую позицию в интересах нашей страны. Если у кого-то есть отличная позиция от позиции Российской Федерации, обеспечивающей образование, которая платит зарплату, то они могут прекратить преподавание и заняться политической деятельностью».

К тому же, здесь вспоминается еще один похожий случай, когда Дмитрий Медведев уже отправлял учителей идти на другую работу, если они не довольны зарплатой. Вот уж где действительно «единая политическая линия» - мышление у представителей правящей российской верхушки максимально идентично между собой. При этом, с каждым днем становится все более очевидно, что названия партий не слишком сильно влияют на образ этого самого их «единого» мышления. Но самой большой проблемой остается тот факт, что российская общественность в основном игнорирует любые политические обстоятельства и события, считая это чем-то незначительным, или даже нормальным. Политическое безразличие, гражданское равнодушие и отпечатки крепостного права из века в век довлеют над сознанием российских народных масс.

Другие публикации о том, как политизируется образовательный процесс в школах России: